На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

О разработке автоматизированной системы поддержки выработки и принятия решений по управлению персоналом

Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2008 год.
Аннотация:
Abstract:
Автор: Куц Ю.И. () -
Ключевые слова: управление, персонал, информационные технологии, принятие решений
Keywords: control management, , information technologies, decision making
Количество просмотров: 18449
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (1.92Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Современные информационные технологии, основанные на использовании средств вычислительной техники и связи внедряются во все виды управленческой деятельности. Процесс создания, внедрения и использования в различных областях управления новых информационных технологий, систем и средств получения, передачи, сбора, обработки, хранения и использования информации называется автоматизацией управления.

Целью автоматизации является повышение эффективности функционирования системы управления. При этом основным критерием оценки эффективности управления является время обработки информации в системе.

Одним из наиболее сложных и ответственных этапов управления, нуждающихся в информационной поддержке и автоматизации, является этап принятия решений [1]. В качестве вспомогательного средства для обеспечения принятия решений в управлении используются системы поддержки принятия решений (Decision Support System − DSS).

Автоматизированные системы поддержки принятия решений (АСППР) помогают произвести оценку обстановки (ситуаций), осуществить выбор критериев и оценить их относительную важность; генерируют возможные решения; осуществляют оценку сценариев (действий, решений) и выбирают лучший; обеспечивают постоянный обмен информацией об обстановке принимаемых решений и помогают согласовать групповые решения; моделируют принимаемые решения (когда это возможно); осуществляют динамический компьютерный анализ возможных последствий принимаемых решений; производят сбор данных о результатах реализации принятых решений и осуществляют оценку результатов [2].

В системе управления персоналом решения о назначении персонала на должности принимаются должностными лицами (лицами, принимающими решения – ЛПР) в соответствии с предоставленными им полномочиями. Отбор кандидатов для назначения на должности и подготовку решений должностных лиц осуществляют кадровые органы (службы персонала).

Процесс отбора кандидатов для назначения на должности включает, как правило, два основных этапа [3]: формирование резерва кандидатов для назначения на должности и конкурсный отбор кандидатов, ранее включенных в резерв.

На этапе формирования резерва определяются требования, предъявляемые к кандидатам для назначения на данные должности, и составляется список кандидатов.

На этапе конкурсного отбора производится сравнительная оценка кандидатов и определяется кандидат, в наибольшей степени соответствующий требованиям к данной должности.

На обоих этапах в системе управления персоналом циркулирует большой объем информации по кадрам, осуществляется ее сбор, регистрация, накопление, хранение, анализ и переработка.

Специфика выработки и принятия решения по использованию персонала заключается в том, что факторы (критерии), определяющие конечные результаты, в основном не поддаются непосредственному измерению. Таким образом, принятие решений по отбору кандидатов для назначения на должности относится к классу сложных слабоструктурированных задач.

На практике выработка и принятие решения по кадрам в значительной степени зависят от профессиональной подготовленности, личного опыта и интуиции ЛПР и работников кадрового органа. При этом возникают противоречия:

-    между потребностью увеличения времени для выработки обоснованного решения и необходимостью повышения оперативности управления;

-    между постоянно увеличивающимся потоком информации и сокращением времени на ее обработку;

-    между сокращением времени на подготовку решения и возрастающей ответственностью за его принятие.

Для разрешения указанных противоречий необходимо, с одной стороны, увеличить скорость обработки информации в системе, с другой – обеспечить высокое качество принимаемого решения.

Существенное повышение оперативности икачества управления достигается применением в системе управления персоналом специализированной АСППР.

Создание АСППР для системы управления персоналом является сложной научно-технической задачей, решение которой предполагает [4]: анализ потоков информации в процессе принятия решений и разработку предложений по их совершенствованию; разработку (выбор) метода обработки информации; алгоритмизацию процесса обработки информации; разработку специального математического и программного обеспечения и др.

В результате проведенного автором исследования процесса выработки и принятия решения в системе управления персоналом были получены следующие результаты.

1. Разработана и проанализирована информационная модель процесса выработки и принятия решения в существующей системе управления персоналом (модель «как есть»).

2. Синтезирована информационная модель процесса выработки и принятия решения в перспективной системе управления персоналом (модель «как должно быть» на базе новых рациональных технологий обработки информации).

3. Предложен метод анализа иерархий для обработки информации в процессе принятия решения по отбору персонала.

4. Разработан алгоритм обработки информации, позволяющий реализовать указанный метод для решения задачи по отбору персонала с использованием ЭВМ.

Информационные модели, отражающие логическую схему получения, обработки, накопления и передачи данных в процессе принятия решений и обработки информации, разработаны с целью получения материала, необходимого для совершенствования процесса принятия решений в системе управления военными персоналом.

Модель «как есть» – это «снимок» фактического состояния информационной системы на момент обследования, позволяющий дать формальное описание потоков информации (главным образом документопотоков) с позиции системного анализа, а также выявить ошибки и «узкие места», сформулировать предложения по улучшению ситуации.

Модель «как должно быть» интегрирует перспективные предложения по оптимизации информационных потоков, позволяет сформулировать видение рациональных технологий обработки информации.

Информационные модели построены на основе сетевого графика [5]. Исследование информационного потока на основе его сетевой модели позволило достичь наглядности функционирования системы управления и движения потоков информации; применение математического аппарата теории графов позволило оптимизировать процесс управления; получена возможность также представить динамику управления информацией и ее движения, которая ускользает при пользовании другими методами.

Оптимизированная информационная модель процесса принятия решений позволила осуществить выбор соответствующих методов получения и обработки информации.

Для получения исходной информации предложено использование метода экспертных оценок, сущность которого заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа с количественной оценкой суждений [6].

Информация, полученная от экспертов, поддается формальной обработке средствами вычислительной техники. При этом предложено использование метода анализа иерархий, состоящего в декомпозиции проблемы на все более простые составляющие части и в дальнейшей обработке последовательности суждений ЛПР, по парным сравнениям [7].

Решение задачи отбора кандидатов для назначения на должность методом анализа иерархий представляет по существу получение численной оценки предпочтения альтернативных вариантов (кандидатов) путем обработки информации, полученной от экспертов, и выбор объекта (кандидата) с наибольшей оценкой.

Данная задача представляется в иерархической форме тремя уровнями.

На первом (высшем) уровне находится общая цель – «кандидат».

На втором уровне находятся факторы (критерии), уточняющие цель.

На третьем (нижнем) уровне находятся сравниваемые кандидаты (альтернативы), которые должны быть оценены по отношению к факторам (критериям) второго уровня.

Исходной информацией для решения задачи является: список сравниваемых кандидатов; перечень критериев, с учетом которых проводится оценивание кандидатов; шкала интенсивностей относительной важности критериев; шкала значений оценок; численные значения оценок объектов по учитываемым критериям.

Исходные данные обрабатываются по разработанному алгоритму.

В соответствии с методом анализа иерархий алгоритм решения задачи включает: ввод исходных данных; формирование и заполнение матриц попарных сравнений для уровня 2; формирование и заполнение матриц попарных сравнений для уровня 3; синтез приоритетов, наибольшего собственного значения матрицы суждений, индекса согласованности и отношения согласованности для уровня 2; синтез приоритетов, наибольшего собственного значения матрицы суждений, индекса согласованности и отношения согласованности для уровня 3; синтез глобальных приоритетов; выбор объекта, имеющего наибольший приоритет.

Разработанный на языке математических описаний алгоритм может быть применен для решения задачи с использованием ЭВМ. Для функционирования алгоритма на ЭВМ необходимо записать его на алгоритмическом языке из числа так называемых языков программирования.

Выбор языка программирования осуществляется с учетом особенностей ЭВМ и функционирующей на ней операционной системы.

Все полученные результаты являются новыми. Впервые в данной предметной области использованы: метод сетевого планирования для моделирования информационных потоков в процессе выработки и принятия решения по кадрам; метод анализа иерархий для решения задачи по отбору персонала. Указанные методы апробированы и успешно применяются в других предметных областях, что подтверждает достоверность полученных результатов.

Разработанные для процесса принятия решений в системе управления персоналом информационная модель, метод и алгоритм обработки информации в

комплексе с необходимыми техническими средствами являются основой для создания АСППР управления персоналом, внедрение которой позволит повысить эффективность функционирования системы управления.

Список литературы

1. Волынец Ю.Ф., Михальчук А.М. Системный анализ процессов кадрового обеспечения в едином информационно-функциональном пространстве ВМФ. // Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов. / Матер. 12 науч.-технич. конф. (межвуз.). - Петродворец: ВМИРЭ, 2001. - Ч. 1. - С. 137.

2. Автоматизация управления и связь в ВМФ. /Под общ. ред. Ю.М. Кононова. Изд. 2-е. - СПб.: «Элмор», 2001.

3. Днов В.Н. Представления знаний в системе интеллектуальной поддержки кадрового органа //Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов. / Матер. 16 науч.-технич. конф. (межвуз.), Петродворец: ВМИРЭ, 2005. - С. 231-232.

4. Модин А.А. и др. Справочник разработчика АСУ. - М.: Экономика, 1978.

5. Абчук В.А. и др. Справочник по исследованию операций /Под общ. ред. Ф.А. Матвейчука - М.: Воениздат, 1979.

6. Мухин В.И. Исследование систем управления. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

7. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. - М.: Наука, 1996.

8. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. / Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1993.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=105&lang=&lang=&like=1
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (1.92Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2008 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: