ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2017 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,500
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,405
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,817
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,319
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,264
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 6012
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 404
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 338
Десятилетний индекс Хирша: 17
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год: 527
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 16

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2017 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2018

Учебный банк: технологии изучения банковских систем и телекоммуникаций

Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 1995 год.[ 23.06.1995 ]
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Шмерко В.П. () - , , , Третьякова Г.А. () - , , , Бахирев А.В. () - , , , Решетова Л.С. () - , , , Михалев С.В. () - , , , Дравица В.И. () - , , , Янушкевич С.Н. () - , , , Голенда Л.К. () - , , , Голухов Д.В. () - , ,
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 12110
Версия для печати

Размер шрифта:       Шрифт:

Подготовка современных специалистов в области банковского дела, финансов и обработки экономической информации требует создания принципиально новой организации учебного процесса. Особые трудности возникают при обучении работе с банковскими системами. Это обусловлено тем, что университеты не располагают средствами и возможностями для создания учебно-лабораторной базы на основе современных систем.

По оценкам авторов доклада создалась критическая ситуация в плане подготовки специалистов по указанным направлениям. Государственные учебные заведения не в состоянии решить эту проблему самостоятельно. Не решается она и коммерческими учебными заведениями. Финансовые институты и банки идут по пути привлечения консалтинговых, коммерческих фирм и финансово-банковских школ, в том числе зарубежных.

В работе излагается подход к организации учебного процесса на базе учебного банка в Государственных университетах экономического и технического профилей. Среди ряда подходов, включая участие в международных проектах, был выбран путь создания на базе университета филиала одного из ведущих коммерческих банков при условии создания учебного банка, оснащенного аналогичными филиалу аппаратными и программными средствами.

СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО БАНКА

Филиал коммерческого банка и учебный банк являются автономными структурами, функционирующими независимо друг от друга и выполняющими, в принципе, различные функции (рис.1).

 Их объединяет только одинаковая банковская система МЕБИУС–БАНК, разработанная специалистами фирмы МЕБИУС (Беларусь). ПЭВМ двух учебных классов, объединенных локальной сетью NOVELL, по существу представляют собой автоматизированное рабочее место (операционистов по ведению вкладных операций, ценных бумаг, администраторов отделов банка и т.д.).

Программные средства имитируют процессы взаимодействия банка с внешними объектами: сетью банкоматов, сетью торговых терминалов, клиентами при кассовом обслуживании, другими банками и финансовыми учреждениями региона и страны, зарубежными объектами по системе телекоммуникаций SWIFT, валютными биржами и биржами ценных бумаг, а также клиентами с обслуживанием на дому (HOME BANKING) (рис.2).

Учебный банк является платформой, на которой строится весь учебный процесс курса "Современные банковские информационные технологии и телекоммуникации".

ЦИКЛ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ НА БАЗЕ УЧЕБНОГО БАНКА

Банковская система МЕБИУС является эффективной платформой для постановки лабораторных работ по следующим направлениям банковской финансовой деятельности.

1. Операции с иностранной валютой:

- валютные опционы;

- анализ риска;

- денежные переводы;

- международная торговля;

- спот и форвардные операции.

2. Системы платежей:

- стандартизация платежных документов (в целях автоматизации ввода в ЭВМ и обработки);

- улучшение технологической инфраструктуры;

- совершенствование системы обеспечения безопасности пересылки сообщений;

- чеки;

- денежные переводы;

- кредитные карточки;

- дебетовые карточки;

- международные телекоммуникации (в основном SWIFT);

- межгосударственные, частные платежные и клиринговые системы.

3. Кредитный анализ и управление рисками:

- оценки кредита и контроль;

- обеспечение кредита и контроль за ходом его погашения;

- анализ финансовой отчетности;

- управление проектами;

- синдикационные консорциальные займы.

4. Приватизация:

- юридические лица и законодательные основы их деятельности;

- корпоративные финансы;

- процессы приватизации и трансформации;

- слияние и поглощение;

- оценка проектов;

- рисковый капитал и финансирование;

- оценка активов.

5. Управление и планирование:

- инвестиционное банковское дело;

- стратегическое управление банком;

- организационная структура банка;

- управление сетью филиалов;

- налогообложение;

- консолидация и реструктуризация годовой отчетности в банке;

- планирование и финансовый контроль.

6. Операционный учет:

- контроль и проверка документов на полноту ввода и допустимости проведения операций;

- архивация начальных и ответных операций по электронным документам;

- отчетность по сквитованным и несквитованным документам за текущую дату;

- ведение баз данных по документам к внебалансовым счетам и лицевым счетам клиентов;

- бухгалтерская и статистическая отчетность по филиалам и учреждению в целом.

7. Вклады граждан - Депозит:

- ведение баз данных по индивидуальным вкладчикам – юридическим и физическим лицам;

- ведение баз данных по счетам вкладчиков и видам вкладов.

8. Организация управления и защита информационных потоков:

- обобщенные схемы финансовых потоков;

- организация оперативного информационного обеспечения;

- принципы и критерии оценки стоимости (ценности) информации;

- информационные потоки внутри банка, в системах класса банк–банк, клиент–банк и др.;

- платформы и среды информационного обеспечения;

- стратегии защиты информации (организационые и технические);

- сети автоматов (банкоматов, терминалов);

- международные телекоммуникации.

В рамках перечисленных направлений (возможностей, предоставляемых банковской системой) в настоящее время создаются лабораторные работы на основе различных методических принципов, а именно: в форме деловых игр, диалогового обучения, рейтингового контроля по результатам выполнения совокупности действий или принятых решений, информационно-справочной поддержки и т.д.

В статье излагаются достигнутые результаты в рамках учебного банка: лабораторные работы по автоматическому вводу финансовых документов, подтверждению подлинности финансовых, банковских документов, ценных бумаг и денежных знаков, по методам и средствам защиты от компьютерных вирусов, локальным сетям, электронной почте и другим.

Так, например, лабораторная работа "Автоматический ввод финансовых и банковских документов в ЭВМ" является составной частью раздела курса, связанного с обработкой неструктурированных данных, что характерно для банковского документооборота. Предполагается, что студенты усвоили на лекциях требования к системам обработки документов: гибкость и открытость, доступ ко всем файлам для любого абонента сети, эффективность подсистемы обеспечения защиты, степень распределенности системы.

Помимо перечисленных общих требований, студенты должны понимать, что система документооборота должна принадлежать к архитектуре клиент–сервер, не зависеть от операционной системы, иметь широкий набор интерфейсов прикладного программирования для настройки и т.д. Другими словами, она должна полностью отвечать требованиям промежуточного программного обеспечения (middleware) для локальных сетей, т.е. категории программного обеспечения для интеграции приложений в сетевую инфраструктуру без дополнительной программной настройки (располагается над сетевой операционной системой и под приложениями).

К средствам обеспечения данной лабораторной работы относятся ПЭВМ класса IBM PC 386 dx и типовой сканер (мы выбрали сканер ПЕЛЕНГ одноименного предприятия республики Беларусь, допускающий ввод документов в инфракрасном диапазоне спектра, что важно для подтверждения их подлинности) и программное обеспечение (OCR–система). В качестве последнего рассматривается пакет программ, разработанный в лаборатории "Обработка изображений и распознавания образов" Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (гранта на заказ Фонда информации Республики Беларусь).

В шести лабораторных работах по телекоммуникациям SWIFT ставится цель ознакомить студентов с организационной структурой консорциума SWIFT, типовыми средствами телекоммуникаций данного типа, порядком взаимодействия пользователей. Последнему аспекту уделяется наибольшее внимание. Сценарий лабораторной работы "Изучение схемы прохождения сообщений в системе SWIFT" представлен на рисунке 3.

Банк-отправитель формирует сообщение, которое подвергается обработке в региональном центре отправителя, в слайс-процессоре и, наконец, в региональном центре банка-получателя. На каждом из перечисленных центров выполняется обработка, связанная с проверкой сообщения по различным параметрам, а также с предотвращением несанкционированного доступа к информации. Схема проводки документов является предметом изучения студентами технических и экономических специальностей, а вопросы детального изучения процедур обработки,

такие как алгоритмы проверки документов по реквизитам, контрольных сумм пользователя, шифрования и т.д., рассматривают только будущие инженеры в области обработки экономической информации.

В процессе работы над проектом учебного банка университета появились новые идеи и подходы к решению давно наболевших проблем, характерных для многих учебных заведений. Так, совершенно иначе представилась возможность рассматривать вопросы компьютерной безопасности (предотвращение несанкционированного доступа к информации и борьба с вирусами), локальные вычислительные сети и международные телекоммуникации, системы ввода в ЭВМ машинописной и рукописной информации, системы класса речь–текст и текст–речь, методы и средства обработки документов и др. Эти идеи, возникшие при выполнении проекта, и первоначально никак не связанные с исходной постановкой задачи, оказались настолько заманчивы, что учебный банк некоторое время рассматривался нами как один большой учебный полигон для различных курсов. Наше стремление было объяснимо: представилась возможность на одной предметной области, актуальной и социально востребованной, продемонстрировать прикладные аспекты ряда направлений информационных технологий.

В результате круг учебных задач, решаемых учебным банком университета, точнее на базе банковской системы, ограничен: с одной стороны, тематикой лабораторных работ, непосредственно связанных с банковской и финансовой деятельностью, с другой – изучением разнообразных аспектов обработки информации, ее защитой, передачей по внутренним магистралям и имитацией обменов с региональными и международными объектами финансовой деятельности. В настоящее время созданы необходимые условия и предпосылки для достижения намеченных целей и функций учебного банка: создан уникальный по структуре и возможностям цикл лабораторных работ, разработаны сценарии работ экономического характера, подготовлен курс лекций.

Учебный банк начинает использоваться как экспериментальный научный полигон: разрабатываются и испытываются системы автоматического ввода финансовых документов в ЭВМ с анализом их подлинности, исследуются информационные потоки в сетях банкоматов и в торговых терминалах при их взаимодействии с банковской системой, осуществляются работы по определению критериев выбора банковской системы с учетом социально-технической инфраструктуры региона.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=1109
Версия для печати
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 1995 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: