ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2017 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,500
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,405
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,817
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,319
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,264
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 6012
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 404
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 338
Десятилетний индекс Хирша: 17
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год: 527
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 16

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2017 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2018

Новые информационные технологии обучения профессии

Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 1995 год.[ 23.06.1995 ]
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Волков А.Н. () - , ,
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 8469
Версия для печати

Размер шрифта:       Шрифт:

Традиционная классно-урочная система обучения подвергается резкой критике. Основные недостатки состоят в сложности индивидуального подхода к обучаемым, ограниченности работы с учащимися, имеющими высокие индивидуальные способности, ориентация на учеников среднего уровня возможностей и подготовленности, усреднение темпа прохождения учебного материала.

В июне 1994 г. на российско-финском семинаре по актуальным проблемам профессионального образования в г. Твери финскими специалистами отмечалось широкое использование в Финляндии новых информационных технологий обучения профессии, которые значительно повышают эффективность образовательного процесса. Речь шла прежде всего о мультимедиа системах и гипертекстовых технологиях. Такое же положение с высокоэффективным применением ЭВМ при обучении, в том числе в обучении профессиям, во многих развитых странах.

Позитивные тенденции в этом плане намечаются и у нас в России. Сегодня в большинстве профессиональных учебных заведений нашей страны имеются компьютеры клона IBM, процесс пополнения и обновления этого парка машин интенсивно развивается. Многие преподаватели и мастера производственного обучения активно постигают премудрости работы на ЭВМ, у них появляется желание использовать эти высокоэффективные средства в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим представляется целесообразным предложить вниманию читателя некоторые тенденции современных технологий интенсификации обучения, которые в качестве инструментария и методологической основы в ближайшей перспективе, как нам представляется, составят значительный удельный вес в профессиональном обучении.

Попытаемся обозначить область средств и направлений, которые формируют поле новых информационных технологий обучения.

Педагогические программные средства (ППС), проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ (ППП), программные средства отраслевого назначения ЭВМ. Это направление интенсивно развивается и сегодня. Главным образом именно оно определяет содержание новых информационных технологий в обучении. Функциональная направленность педагогических программных средств по целям использования в учебном процессе может быть представлена как информационно-справочная, контролирующая, демонстрационная, имитационно-моделирующая, расчетная, тренажерная. Конечно, как правило, каждое ППС включает в себя ряд перечисленных функций.

Существенная роль принадлежит проблемно-ориентированным ППП и программным средствам отраслевого назначения, которые улучшают и интенсифицируют процесс обучения рабочим профессиям. Сюда относится множество программных средств различной отраслевой принадлежности, например подготовка секретарей-машинисток, рабочих полиграфического производства, водителей автотранспорта, работников бухгалтерского дела, фермеров, рабочих по механообработке и т.д. Большое место в этой группе занимают системы искусственного интеллекта – экспертные системы. В качестве экспертов системы могут выступать наиболее компетентные преподаватели, мастера, специалисты по профессиям. Высокоинформативные базы знаний могут удовлетворять потребностям разноуровневых групп заинтересованных пользователей.

При разработке и использовании ППС и ППП по обучению профессии должны учитываться особенности психологии, восприятия и осмысления учебного материала. Учебная информация, представленная текстами, должна сочетаться со средствами наглядности, звукового сопровождения и анимации. Только максимальное вовлечение в познавательный процесс органов чувств может обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала. Очень важна и возможность обучаемого активно работать с учебным материалом (задавать вопросы, осуществлять самоконтроль).

Обучение профессии – это, как правило, изучение приемов и способов труда, различного рода технологий и оборудования. Структурная оформленность процессов операционного моделирования, параметрического и системного способов задания ориентировочной основы действий, придания им четких визуальных форм, динамичности объектов предметной области значительно облегчают учащемуся задачу восприятия, осмысления, запоминания и воспроизведения необходимой информации, делают формирующиеся перцептивные образы более устойчивыми. Все эти требования нашли свое решение в мультимедиа концепции. Под этим термином понимают совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих такое представление информации, при которой пользователь воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, то есть так, как это происходит в реальной действительности. Сегодня в развитых странах имеется очень много мультимедийных продуктов, позволяющих эффективно реализовывать образовательную деятельность в ряде общеобразовательных предметов, искусстве, музыке, астрономии, медицине и т.д.

Большое распространение в настоящее время получили пакеты, осуществляющие графические и анимационные функции. Особенно популярен пакет CorelDRAW, который позволяет рисовать, макетировать издания, строить графики и диаграммы, демонстрировать изобразительные материалы, редактировать фотографии и подготавливать к полиграфическому воспроизведению цветные и черно-белые изображения. Популярен и продукт AnimatorPro (двухмерная анимация), воспроизводящий процесс создания классического мультифильма с богатым выбором цветов и фактур изображения.

Применение мультимедиа средств значительно изменяет роль преподавателя. Его работа становится более творческой. Он может уделять больше внимания индивидуальной помощи обучаемым, развивать у них исследовательский подход.

Чрезвычайно важным направлением новых информационных технологий в обучении является гипертекстовая технология. Суть ее состоит в упорядочении изучения информации по иерархически организованному принципу, когда можно мгновенно делать переходы по ссылкам на интересующие места и понятия. Это значительно ускоряет изучение учебного материала. Большое распространение получили так называемые активные гипертекстовые среды. Преподаватель в сценарии урока может планировать многие технологические операции образовательного процесса: "раздачу" текстовых и графических материалов, демонстрацию нового материала, фронтальные опросы, контроль с мгновенной автоматической проверкой, решение задач и упражнений с возможностью получения подсказки и т.п.

Наиболее высокоэффективным и перспективным направлением новых информационных технологий сегодня является применение образовательных компьютерных сетей. Эта концепция позволяет осуществлять доступ образовательных учрежденй и индивидуальных пользователей к централизованным хранилищам информации (научной, учебно-методической, нормативно-справочной и т.д.) по различным областям знаний.

Весьма эффективным является применение тренажеров в обучении, когда рабочее место оператора, водителя и др. оснащено ЭВМ, которая моделирует реальные производственные, технологические или иные ситуации (как пра- вило, динамично меняющиеся). В качестве примера можно привести тренажер по обработке умений и навыков вождения автомобиля. В США таким образом обрабатывают взлет и посадку самолетов на авианесущие корабли, обучают обслуживающий персонал атомных электростанций, при этом значительно снижаются затраты на обучение и вероятность аварийности при дальнейшей обработке умений и навыков в реальных условиях.

К новым информационным технологиям обучения относятся и карманные электронные говорящие справочники и словари, применяемые в изучении иностранных языков.

Большое распространение в настоящее время получают системы аудио- и видеокурсов обучения со специально встраиваемыми сигналами, действующими на подсознание человека (напрмер известный курс обучения иностранному языку И. Давыдовой). Такая организация познавательной деятельности значительно усиливает процесс усвоения и закрепления учебного материала.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=1116
Версия для печати
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 1995 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: