ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2017 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,500
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,405
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,817
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,319
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,264
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 6012
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 404
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 338
Десятилетний индекс Хирша: 17
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год: 527
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 16

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2017 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2018

Анализ российского и зарубежного рынков программных продуктов

Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 1992 год.[ 21.09.1992 ]
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Штрик А.А. () - , ,
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 10038
Версия для печати

Размер шрифта:       Шрифт:

Статья построена таким образом, что сначала даются некоторые общие данные по состоянию рынка программных продуктов (ПП), а затем приводятся более подробные сведения уже в конкретной области инструментальных средств создания программ (CASE-средств). Такой подход позволяет оценить структуру и состояние дел не только в пределах области CASE-индустрии, но и определить связи CASE-индустрии со всеми существующими прикладными областями программирования.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК

Рынок программных продуктов. Анализ российского рынка проводился на основе исследования рекламных материалов, помещаемых в средствах массовой информации, а также в специальных компьютерных журналах и газетах, рекламных проспектах и каталогах международных выставок. Прослежено становление и развитие рынка ПО за период с сентября 1990 по март 1992 годов. Обобщено свыше 2000 информационных и рекламных материалов, которые помещались в таких массовых изданиях, как "КомпьютерУолд-Москва", "СофтМаркет", "Человек и компьютер", "Мир ПК", "КомпьютерПресс", "Журнал д-ра Добба", "Новинтех","Файл" и ряде других, в каталогах международных выставок (Софтул, Софтул-91, IMPROGRAPH-92, Биржевые и банковские системы); проведен также анализ полного комплекта газеты "Известия" за весь этот период, что позволило исследовать динамику изменения показателей рынка.

Общее количество рекламных материалов, посвященных всей компьютерной тематике, составляет 1210; из них 915 материалов относятся к программной тематике и содержат 1812 предложений (как правило, каждый рекламный материал содержит несколько разных предложений).

Распределение предложений ПП по классам ПО (системное, прикладное, методическое) характеризуется соответственно: 17%, 69% и 14%. Общее число предложений (с учетом повторных) программных продуктов - 707.

Распределение предложений ПП в классе системного ПО приведено на рисунке 1. Количество предложений по всем группам в классе системного ПО за весь период анализа равно 372.

Распределение предложений программных продуктов в области прикладного ПО приведено на рисунке 2. По всем 24 группам этого класса количество предложений за весь период анализа на общем рынке составило 1277 предложений.

Рынок российских программных продуктов программной инженерии (ПИ). В классе прикладного ПО группа программных продуктов поддержки ПИ, т.е. CASE-средств а, согласно приведенным на рисунке 2 данным, занимает лидирующее место. Распределение предложения программных продуктов по подгруппам ПИ показано на рисунке 3.

Общее количество отечественных инструментальных средств и их распределение по типам ЭВМ (больше —1, средние — 2 и персональные — 3) приведено на рисунке 4.

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК

 

Для прогнозирования дальнейшего развития процесса внедрения в Россию иностранных фирм-разработчиков CASE-средств было рассмотрено состояние рынка CASE-средств за рубежом. При этом в качестве основных объектов внимания выбраны две группы фирм. Первая — те фирмы, которые уже поставляют в нашу страну свои инструментальные средства (их перечень приведен выше). Вторая группа — это те фирмы, которые лидируют в области продажи своих CASE-средств на собственном рынке. Эти фирмы приняты к рассмотрению, поскольку есть все основания ожидать, что они попытаются расширить сферы своего влияния, и в поисках нового рынка не обойдут своим вниманием наш.

Результаты представлены в таблице 1; по вертикали перечислены названия фирм; по горизонтали - номера позиций классификации, которой пользуется журнал "Software Magazine". Применение именно этой классификации удобно тем, что, с одной стороны, она отражает все основные направления и функциональные области, -поддерживаемые CASE-средствами (расшифровка номеров позиций приведена на рисунке 5), а с другой - в этом журнале регулярно публикуются перечни фирм и выпускаемых ими CASE-средств по каждой из позиций этой классификации. Для каждой фирмы отмечено средство, поддерживающее ту или иную позицию этой классификации. Кроме того, показано наиболее часто предлагаемое CASE-средство с указанием количества упоминаний.

Таблица позволяет судить о номенклатуре функциональных возможностей CASE-средств, выпускаемых каждой фирмой. Можно предположить, что, чем более широкий спектр возможностей перекрывает продукты фирмы, тем более сильно ее влияние на формирование рынка и на номенклатуру поставляемых программных продуктов. Наличие прочерков в таблице означает, что эти фирмы не упоминались в перечнях журнала "Software Magazine", а для рекламы своих продуктов используют другие издания.

На рисунке 5 показано распределение количества зарубежных фирм, представляющих CASE-средства по соответствующим позициям классификации "Software Magazine" (т.е. по основным направлениям, развиваемым в CASE-индустрии).

Большой интерес представляют данные о том, каким функциональным возможностям CASE-систем отдается предпочтение среди зарубежных пользователей (рис. 6); здесь сплошные линии соответствуют статистике 1990 года, пунктирные — прогноз на 1992 год (в процентах от числа опрошенных).

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

В распределении предложений по группам прикладного ПО обращает на себя внимание тот факт, что зарубежные программные пакеты принадлежат, в основном, к системному ПО и представляют прикладное ПО, относящееся к широкому применению. Среди перечисленных групп ПО наиболее распространены средства программной инженерии. Здесь можно, в свою очередь, выделить три категории средств: языки и компиляторы; системы программирования; инструментальные комплексы по созданию ПО. В число систем программирования и инструментальных комплексов входят следующие программные продукты:

Clipper 5.0 (фирма "Nantucket")

CASE-Oracle (фирма ""Oracle")

PRO IY, Prokit* Workbench (фирма "McDonnell Douglas IS")

Top Speed (фирма "Jensen&Partners Int.")

Open Access 11,111 (фирма "Software Product Int.")

Object Vision (фирма "Borland")

Meta Design ("Meta Software Corp.")

Очевидно, этот перечень в ближайшее время может расшириться, поскольку активность зарубежных фирм нарастает, а область инструментальных средств рассматривается как наиболее благоприятная для широкого внедрения, даже несмотря на существующие ограничения по линии КОКОМ. Более подробная характеристика перечисленных инструментальных средств приведена в таблице 2.

Маркетинговая политика в рассматриваемой сфере исходит из реально сложившейся ситуации в области ПИ и заключается в переходе к рынку потребителя с преобладанием централизованного обмена. Первоочередной задачей должно быть проведение сегментации рынка потребителей и определение сегментов повышенного спроса на инструментальные средства ПИ, исходя из тенденций развития сегментов, уровней из современной оснащенности инструментальными средствами, перечня решаемых и стоящих перед ними задач, а также доступных ресурсов.

Предварительный анализ рынка потребителей приводит к выводу, что в качестве одного из сегментов повышенного спроса на инструментальные средства ПИ в настоящее время могут рассматриваться программные системы большого объема (100 и более тысяч команд), разрабатывав-

мые для больших ЭВМ {в том числе и универсальных), а также встроенных, специализированных или управляющих ЭВМ и функционирующие в прикладных областях критического и околокритического характера (системы управления объектами, энергетикой, транспортом, экономикой; биржевые и банковские системы; глобальные и региональные информационно-управляющие системы; системы ответственных научных и инженерных экспериментов; системы параллельной обработки данных и др.)' Определение конкретного перечня прикладных областей, входящих в сегмент повышенного спроса должно быть объектом самостоятельного маркетингового исследования.

Наиболее обширный сегмент рынка, связанный с программными средствами для ПЭВМ, в настоящее время уже нецелесообразно рассматривать в качестве сегмента повышенного спроса в связи с высоким уровнем насыщенности его зарубежными и русифицированными инструментальными средствами, а также относительно низким (по сравнению с предыдущим сегментом) уровнем требований как по степени интеграции инструментальных средств, так и по степени ресурсо-вооруженности разработчиков прикладного ПО.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=1457
Версия для печати
Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 1992 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: