ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2017 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,500
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,405
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,817
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,319
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,264
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 6012
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 404
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 338
Десятилетний индекс Хирша: 17
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год: 527
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 16

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2017 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2018

ЭВМ и искусство

Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 1988 год.[ 25.09.1988 ]
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Железнова М.М. () - , ,
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 7138
Версия для печати

Размер шрифта:       Шрифт:

К, Протопопов Пейзаж,

 

Компьютеризация все настойчивее проникает в нашу жизнь, охватывая даже трудно формализуемые области, такие как реставрация имузейная деятельность. Использование ЭВМ позволяет решать исследовательские задачи в области искусствоведения, осуществлять научный подход к сохранению памятников культуры, чтобы сделать их достоянием масс.

Идея создания машинного каталога музейных коллекций не нова, но к ее осуществлению только что приступили. В настоящее время 17 музеев РСФСР, в

А.Л. Киселев. Морской вид

том числе и Калининская областная картинная галерея, совместно с Государственным Русским музеем и Министерством культуры ведут работу по составлению первого машинного каталога произведений русской живописи XVIII — нач. XX в., имеющихся в собраниях страны.

МАШИННЫЙ КАТАЛОГ — ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ПОДНЯТЬ КАЧЕСТВО РЕСТАВРАЦИОННЫХ, ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИХ И ДРУГИХ МУЗЕЙНЫХ РАБОТ.

В нашей картинной галерее начато составление машинного каталога русской живописи XIX века. В него включены унифицированные паспорта на работы учеников школы А. Г. Венецианова — выдающегося русского художника первой половины XIX века.

К числу первых и любимых его учеников принадлежит уроженец Тверского края А. В. Тыранов (1808— 1859 гг.). Его полотно «Девушка, расчесывающая волосы» ранее считалось утраченным. Картина изображает прекрасную девушку, только что проснувшуюся и расчесывающую длинные волосы. Портрет пленяет великолепным живописным исполнением, весь напоен солнцем и светом. Автор с большим мастерством передает почти античное совершенство ее полуобнаженной фигуры и прелестного лица.

Картина А. В. Тыранова «Девушка в маскарадном

Неизвестный художник. Сельский пруд

костюме* недавно была приобретена нашей галереей из частной коллекции. Она создана под влиянием полотен знаменитого портретиста того времени О. А. Кипренского. Стилизованный костюм, тюрбан с цветком магнолии — все это говорит о желании художника романтизировать образ девушки. Яркие насыщенные тона, сочная цветовая гамма позволяют говорить о несомненных художественных достоинствах портрета. Картина сильно пострадала и сейчас находится в процессе реставрации.

Пейзажная живопись в коллекции галереи занимает особое место и представлена полотнами известных мастеров русской живописи. Многие из этих картин редко экспонировались, например полотно «Морской вид» А. А. Киселева (1838—1911 гг.), исполненное в романтическом стиле. Творчество Киселева пока еще мало изучено, хотя как художник он несомненно является незаслуженно забытым.

В собрании галереи имеется ряд работ, которые ждут своих исследователей. К их числу принадлежат два пейзажа второй половины XIX века. Эти произведения, созданные малоизвестными живописцами, привлекают своей красотой и неповторимостью, «Сельский пруд» с монограммой «О. В.» долгое время считался картиной известного русского художника Ф. Васильева, но ряд стилистических и технологических особенностей заставил усомниться в ее авторстве, и только дальнейшие исследования помогут определить ее подлинного автора.

Имя художника К, Протопопова мало о чем говорит современному зрителю, но его пейзажная живопись проникнута искренней любовью к неяркой прелести среднерусской природы.

Реставрация — сложный и длительный процесс, продолжающийся порой несколько лет. Но как бы он ускорился, если бы реставратор имел возможность

не постепенно, а одномоментно, с помощью ЭВМ исследовать холст, грунт и красочный слой. Большую помощь музеям страны окажут теоретические и практические разработки, осуществляемые во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации в области компьютеризации реставрационной деятельности, которые позволят сократить сроки выполнения реставрационных работ в 10—15 раз.

Слайд с Левицким

Реставратор-практик, искусствовед или эксперт,

принимая решение, пользуются именно этой системой знаний,

которая формируется у них на основе многолетнего опыта работы

с конкретными группами произведений искусств.

Однако каждый специалист из одного и того же признака может сделать специфический для своего рода деятельности вывод:

так, искусствовед, изучая живописное полотно, может сделать вывод о школе, манере или мастере;

физхимик, работая с этим же материалом,

будет судить о составе красителей, клеев или грунта, а реставратор

выделит в качестве наиболее важной информации

состояние холста, красочного слоя,

наличие или отсутствие отслоений,

кракелюра или разрывов и т. д.

Слайд скифской Венеры

Графические образы вводятся в базу

с помощью специального сканирующего устройства.

В зависимости от используемого типа сканера

имеется возможность ввода изображений

либо только плоских (двухмерных) объектов,

либо также и объемных предметов.

Кроме того, современные модели сканеров

позволяют вводить цветное изображение

(с палитрой из 16, 256 и более цветов,

в зависимости от модели и соответственно цены).

Желтые слайды

Например, если реставратор анализирует разрушения картины,

то из фрейма «разрушения» он может перейти

к графическому анализу разрушений в отраженном свете,

в инфракрасном спектре, в ультрафиолетовом спектре

или е помощью рентгенограммы,

анализируя каждое из изображений в отдельности

или манипулируя всеми сразу.

Результатом такого анализа могут быть:

оценка площадей разрушенных участков,

определение мест и типов записей и поновлений,

анализ инфраструктуры объекта,

создание координатной карты утрат и разрушений.

. Слайды с реконструкцией церкви Кроме расширения горизонтов искусствознания, использование вычислительной техники для документирования произведений искусств,

графического анализа изображений, систематизации результатов поэтапной реставрации

и контроля качества реставрации

позволяет сократить сроки выполнения этих работ в 10—15 раз

и высвободить творческий потенциал

реставратора и искусствоведа.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=1478
Версия для печати
Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 1988 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: