На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

Подход к оценке показателей качества системы управления войсками

Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2009 год. [ на стр. 47 ]
Аннотация:
Abstract:
Автор: Замятин В.М. () -
Ключевые слова: показатели качества процесса управления, система связи, степень реализации боевых возможностей, системный подход к управлению
Keywords: , , ,
Количество просмотров: 13724
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (3.60Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

В управленческой деятельности должностных лиц органов управления проявляется сложное сочетание военных, социальных, организационных, технических и других аспектов. Их изучение и исследование требуют применения разнообразных методов: наблюдения, сравнения, анализа, синтеза, аналогий, физического и математического моделирования с использованием современных средств автоматизации.

Особое значение в совершенствовании методов исследования качества систем управления (СУ) группировками войск (сил) имеет системный подход, который позволяет осуществлять анализ всех существенных сторон и аспектов управления в их взаимосвязи и взаимозависимости, а также рассмотрение их в единой системе.

Применительно к СУ группировками войск (сил) системный подход подразумевает оценку ее основных компонентов (командование, штаб, систему связи и др.) в комплексе, то есть с учетом наиболее показательных свойств каждого компонента и с учетом их иерархического и связанного функционирования.

Под частным показателем качества системы понимается степень реализации ею некоторых требований, определяющих функционирование системы, в конкретных условиях обстановки. Например, частный показатель качества управления «скрытность» характеризует степень выполнения требования к системе управления сохранять втайне от противника элементы СУ и циркулирующую в ней информацию.

Органами управления войсковыми формированиями (ВФ) являются командные пункты (КП), которые объединены в иерархическую схему с прямыми (командными) и рокадными (взаимодействующими) связями, различной степени важности. В этом случае потенциальными боевыми возможностями КП (пунктов управления (ПУ)) ВФ будет общее количество управляемых ВФ – N.

Реализация же потенциальных боевых возможностей при таком подходе оценивается величиной, характеризующей среднее число подчиненных ВФ, управляемых с требуемым качеством – М. Тогда степень реализации боевых возможностей будет представлять собой относительное число ВФ, управляемых с требуемым качеством, которое и является обобщенной оценкой качества функционирования КП (ПУ): .

В теоретических основах управления ВФ разработаны основные требования, выполнение которых обеспечивает необходимое качество процесса управления. К числу этих требований относятся устойчивость, непрерывность, оперативность и скрытность управления. Основываясь на этом, можно ввести следующие частные показатели качества функционирования КП (ПУ), которые вычисляются для каждого управляющего КП: устойчивость ККПу, непрерывность ККПн, оперативность ККПо, скрытность ККПс.

Тогда очевидно, что показатели устойчивости, непрерывности, оперативности и скрытности, рассчитываемые для всей системы управления группировками войск (сил) в целом, будут находиться в функциональной зависимости от тех же показателей, рассчитанных для составляющей эту систему совокупности управляющих КП: КСУ=F(ККП0, ККП1,…,ККПn), где n – количество управляющих КП, составляющих СУ группировкой войск (сил).

Если КП (ПУ) ВФ являются основными структурными элементами системы управления войсками (силами), то система связи является той частью СУ, которая непосредственно организует прохождение управляющих воздействий. Очевидно, что частные показатели качества функционирования КП (ПУ) должны находиться в функциональной зависимости от частных показателей качества функционирования системы связи.

Чтобы выявить эту зависимость, необходимо выяснить, что собой представляет система связи и чем характеризуются ее основные элементы.

Система связи создается для обеспечения функционирования СУ и представляет собой совокупность взаимоувязанных и согласованных по задачам, месту и времени действий узлов и линий связи, развертываемых по единому плану для решения задач обеспечения управления войсками или силами и оружием. Система связи является важнейшей составной частью, материально-технической основой СУ войсками (силами) и оказывает существенное влияние на боевую эффективность войск.

Узел связи – это организационно-техническое объединение сил, средств связи, обеспечивающее образование, переключение и коммутацию каналов и сообщений, засекречивание информации в каналах и трактах сетей военной связи.

Линия связи – это элемент системы связи, обеспечивающий образование каналов передачи и групповых трактов в сетях военной связи, имеющих общую среду распространения, а также силы и средства их обслуживания. Линия связи характеризуется технической пропускной способностью (канальной емкостью), рассчитываемой исходя из максимально обеспечиваемой аппаратурой каналообразования скорости передачи в канале или ширины полосы эффективно передаваемых частот.

Как правило, между двумя абонентами создается более одной линии связи. Совокупность линий связи между двумя абонентами образует интервал связи. Интервал связи характеризуется пропускной способностью, рассчитываемой исходя из суммы пропускных способностей входящих в него линий связи.

Совокупность интервалов связи и узлов связи, обеспечивающая связь между двумя ПУ, образует направление связи. Основными характеристиками направления связи являются его требуемая и реальная пропускная способность.

Для обеспечения потребности СУ в информационном обмене и решения задач управления на базе системы связи создаются информационные направления, которые реализуются направлениями связи. Основной характеристикой информационных направлений является время решения задач управления и среднее время цикла управления.

Очевидно, что информационное направление является тем объектом, который связывает в единое целое систему связи (так как информационное направление базируется на направлении связи) и СУ (так как создается в целях решения задач управления). Таким образом, наиболее значимыми в целях оценки всей СУ будут показатели качества управления, рассчитанные именно для информационных направлений: устойчивость КИНу, непрерывность КИнн, оперативность КИНо, скрытность КИНс.

Тогда можно сделать вывод, что показатели устойчивости, непрерывности, оперативности и скрытности, рассчитываемые для КП (ПУ), будут находиться в функциональной зависимости от тех же показателей, рассчитанных для информационных направлений, связывающих его с КП подчиненных (взаимодействующих) ВФ: ККП=F(КИН0, КИН1,…,КИНm), где m – количество подчиненных (взаимодействующих) КП (ПУ).

Таким образом, вырабатывается следующий порядок расчета частных показателей качества СУ группировками войск (сил):

1)  рассчитываются частные показатели качества для всех информационных направлений, присутствующих в СУ: КИНу, КИНн, КИНо, КИНс;

2)  на основе частных показателей качества информационных направлений, связывающих КП (ПУ) с КП подчиненных (взаимодействующих) ВФ, рассчитываются соответствующие частные показатели качества функционирования для всех управляющих КП (ПУ): ККПу, ККПн, ККПо, ККПс;

3)  из частных показателей качества, рассчитанных для всех управляющих КП (ПУ), рассчитываются соответствующие частные показатели качества функционирования всей системы управления группировкой войск (сил): КСУу, КСУн, КСУо, КСУс.

Таким образом, разработанный подход позволяет получить значения частных показателей качества СУ группировками войск (сил) в соответствии с системным подходом, то есть с учетом параметров основных компонентов и существенных аспектов функционирования СУ войсками.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=2018
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (3.60Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2009 год. [ на стр. 47 ]

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: