ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2017 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,500
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,405
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,817
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,319
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,264
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 6012
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 404
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 338
Десятилетний индекс Хирша: 17
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год: 527
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 16

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2017 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2018

Концептуальное проектирование функций обучающих систем в области автомобильного транспорта

Conceptual design of the educational systems' functions in the field of auto transport
Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 2010 год.[ 07.09.2010 ]
Аннотация:В современной системе образования при создании методических пособий по диагностике узлов автомобилей предпочтение отдается компьютерным обучающим системам. Большинство этих систем является электронным вариантом изложения текстового теоретического материала. Такие продукты имеют ограниченные функциональные возможности. Использование 3D-моделей агрегатов, алгоритма в виде блок-схемы в процессе обучения предполагает улучшение восприятия и понимания объекта изучения, а также повышает активность обучаемого.
Abstract:In the modern education system in creating teaching aids for diagnosis nodes Car preferred learning system. Most of these systems are the electronic version of the presentation text of theoretical material. These products have limited functionality. Using 3D-models of units, the algorithm in the form of a block scheme in the learning process involves improving the perception and understanding of the object of study. And also increase the activity of the trainee.
Авторы: Бутенко Д.В. (butenko@vstu.ru) - Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Россия, кандидат технических наук, Богучаров К.Н. (gindenburg@mail.ru) - Волгоградский государственный технический университет, , , Байбаков М.М. (baibakov@inbox.ru) - Волгоградский государственный технический университет, ,
Ключевые слова: модель узла автомобиля, алгоритм ремонта автомобиля, обучающая система
Keywords: node model car, algorithm for car repairs, training system
Количество просмотров: 5622
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (5.84Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.43Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Разработка обучающих систем приобретает все большую актуальность. В современной системе образования при создании методических пособий предпочтение отдается компьютерным обучающим системам, являющимся эффективным средством обучения.

Была поставлена задача разработки модели обучающей системы и для такого направления, как автомобильный транспорт. Эта модель должна быть ориентирована на получение человеком знаний об устройстве автомобиля и о диагностике деталей, узлов транспорта. Для ее разработки рассматривались модели уже существующих обучающих систем и систем, направленных на диагностику автомобиля и его ремонт.

Для оценки функциональной структуры проведен обзор аналогов систем. Как ключевые были выбраны системы «Мастера России: учимся ремонтировать автомобиль», «Устройство автомобиля ВАЗ 2114» и «Практикум автомеханика по ремонту автомобилей». Большинство таких систем является электронным вариантом текстового теоретического материала, поэтому они имеют ограниченные функциональные возможности и не позволяют интенсифицировать освоение учебного материала об устройстве узлов, систем автомобиля и принципах их работы, возможностях диагностики и ремонта узлов, что в конечном итоге сводит к минимуму эффективность разработанной обучающей системы.

На основе обзора аналогов и прототипов моделей систем была выявлена общая функциональная схема обучающих систем для предметной области автомобильный транспорт. В состав функциональной структуры вошли подсистемы: «Список агрегатов», «Вывод учебной информации об агрегате», «Вывод изображения агрегата», «Прохождение теста» и «Практикум».

Подпись:  Рис. 1. Функциональная схема систем, направленных на обучение человека устройству автомобиля и диагностику узлов, систем транспортаПодпись:  Рис. 2. Функциональная схема систем с учетом предъявляемых требованийВзаимосвязь этих элементов показана на рисунке 1.

Для интенсификации процесса обучения при помощи компьютерных систем обучения, диагностики и ремонта агрегатов автомобиля, по мнению авторов, описанная функциональная структура нуждается в дополнении интерфейсными и ин- теллектуальными функциями. Для ее усовер- шенствования необходимо добавить элементы, позволяющие использовать 3D-модели агрегатов с возможностью их интерактивного использования в процессе обучения, алгоритмизировать процесс диагностики и ремонта агрегатов на внутреннем формальном языке для оперирования 3D-мо­делями в рамках установленного алгоритма, дополнять и редактировать алгоритм ремонта и диагностики агрегатов в специальном режиме, осуществлять видеопротоколирование учебного процесса в рамках работы с алгоритмом определенного узла автомобиля, использовать функции, повышающие креативность обучения на основе методов инженерного творчества.

Функциональная схема автоматизированной системы, реализующей перечисленные требования, изображена на рисунке 2.

На этой основе сформулированы требования к проектированию автоматизированной системы, которая позволит эффективно изучать теоретический материал, выполнять учебные задания и решать исследовательские задачи с проведением учебных экспериментов над трехмерными моделями узла или деталями автомобиля. Использование такой системы предполагает повышение активности обучаемого и связано с более сложным процессом компьютерного обучения. Разработка ее улучшит восприятие и понимание объекта изучения. В результате декомпозиции целей были выделены следующие задачи, которые должна решать система: создание и редактирование списка агрегатов автомобиля, отображение учебной информации об агрегате автомобиля, отображение трехмерной модели агрегата автомобиля, отображение алгоритма работы агрегата автомобиля, видеопротоколирование работы пользователя, тестирование знаний пользователя.

Применение в учебном процессе подобной обучающей системы позволит активно влиять на характер и организацию учебного процесса, стимулировать самостоятельную работу обучаемого. Кроме того, это значительно снизит стоимость подготовки специалистов за счет сокращения материальной базы, поскольку даст возможность моделировать разнообразные реальные процессы, а также различные нештатные ситуации при помощи современных компьютерных технологий, когда их воспроизводство в реальности сложно, а иногда и невозможно. Система контроля знаний позволит преподавателям в полной мере управлять процессом обучения, когда обучаемый находится во временных и сценарных ограничениях.

Литература

1.   Бутенко Д.В. Системологическое представление технической системы // Концептуальное проектирование в образовании, технике и технологии: межвуз. сб. тр. Волгоград: ВолгГТУ, 1997.

2.   Бутенко Д.В. Методологические основы построения линий развития технических систем // Информационные науки в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе: матер. 32-й Международ. конф. и дискусс. науч. клуба. Крым: Открытое образование, 2010. С. 288–289.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=2569
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (5.84Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.43Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 2010 год.

Назад, к списку статей

Хотите оценить статью или опубликовать комментарий к ней - зарегистрируйтесь