ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Journal influence

Higher Attestation Commission (VAK) - К1 quartile
Russian Science Citation Index (RSCI)

Bookmark

Next issue

2
Publication date:
16 June 2024

The program of planning of educational charges in general educational establishments

The article was published in issue no. № 1, 2011
Abstract:In this article the author suggest a software product intended for administrative needs in general educational institutions. Suggested software product realize the algorithm of planning based on a combination of the morphological approach and a method of expert estimations. The analysis program products widespread in practice of management of general educational institutions.
Аннотация:Описывается программный продукт, предназначенный для управленческих нужд в общеобразовательных учебных учреждениях, в котором реализован алгоритм планирования, основанный на комбинации морфологического подхода и методе экспертного оценивания. Анализируются программные продукты, распространенные в практике управления общеобразовательных учебных заведений, и продуктов, предоставляющих возможности планирования и бюджетирования.
Author: (ann-kurchenkova@yandex.ru) -
Keywords: method expert estimations, morphological approach, budgetary charges, planning
Page views: 14587
Print version
Full issue in PDF (5.09Mb)
Download the cover in PDF (1.32Мб)

Font size:       Font:

Необходимость эффективного расходования бюджетных средств в условиях их ограниченности и строгого распределения по статьям бюд- жетного учета заставляет обращаться к продуктивным методам планирования. Для производственной коммерческой сферы, где внедряется множество новых методов, их выбор достаточно широк, тогда как планирование в непроизводственной сфере, такой как общее образование, в нашей стране основывалось на нормативах. В настоящее время существуют требования (не нормативы) к оснащению образовательного процесса, но их выполнение зависит от финансирования в регионе. Следует отметить, что зачастую финансирование оснащения учебного процесса бывает недостаточным, однако возникли возможности привлечения дополнительных средств за счет как государственных программ, так и спонсорских и прочих взносов.

Среди многообразия программных продуктов, ориентированных на осуществление управленческой деятельности в общеобразовательных учебных учреждениях (1С:ХроноГраф Школа ПРОФ, Парус: Подушевое финансирование в образовании, АВЕРС-Бухгалтерия и др.), отсутствуют программные средства для планирования.

Обзор программных продуктов, предоставляющих возможности планирования и бюджетирования в необразовательной сфере (1С-Рарус: Бюджетное Планирование, BPlan, BussinesBuilder, PlanDesigner и др.), показывает, что такое ПО позволяет применять математический аппарат, а именно, статистические и математические функции. У некоторых производителей включены возможности программной разработки необходимых модулей, что, безусловно, требует дополнительных материальных вложений на доработку данных продуктов при их и без того высокой стоимости. Программные продукты планирования для бюджетной сферы основываются на нормативном подходе. Отметим также, что ни один из продуктов не включает в себя возможности проведения и обработки результатов экспертного оценива- ния при планировании, поэтому, чтобы приме- нить этот метод, необходимо приобрести отдель- ное ПО.

Таким образом, проблема разработки новых эффективных методов и инструментария для реализации планирования в общем образовании становится актуальной.

Постановку задачи планирования в общем виде можно представить следующим образом. Требуется составить план закупок для материально-технического обеспечения (МТО) учебного процесса на год исходя из объемов финансирования. Для этого необходимо собрать информацию о потребностях в каком-то наименовании.

Реализованная в описываемом программном продукте методика планирования включает выполнение следующих шагов.

1.   Сбор данных об объемах финансирования.

2.   Регистрация заявок от педагогов на приобретение материально-технических средств для обеспечения учебного процесса.

3.   Получение сведений из бухгалтерии о выходе из строя оборудования или об истечении сроков его эксплуатации.

4.   Разбиение всех заявленных к приобретению товаров на группы (по учебным предметам или направлениям).

5.   Создание экспертных коллегий по каждой группе.

6.   Экспертное ранжирование наименований МТО по приоритетам использования в учебном процессе.

7.   Оценка согласованности экспертных оценок.

8.   Формирование результирующих ранжировок на основе применения метода медианы Кемини по каждой группе и объединение их в банк заявок по всем группам.

9.   Построение плана закупок МТО на основе морфологического метода древовидного синтеза [1], относящегося к методам морфологического последовательного детерминированного поиска [2]. Этот метод дает возможность выделить показатели оптимальности и ограничения, а также их уточнения в ходе решения задачи, что затруднено или невозможно в моделях математического программирования.

Таким образом, формируется морфологическая таблица, в каждой строке которой содержатся альтернативы Aij, где i=1, …, n, n – максимальное количество позиций в итоговых ранжировках по всем группам (учебным предметам) в целом; j=1, …, k, k – количество альтернатив i-го уровня ранжировки, составленных из товаров i-го уровня результирующей ранжировки.

Позиция в ранжировке

Число альтернатив

1

2

j

k

1

A11

A12

A1j

A1k

2

A21

A22

A2j

A2k

i

Aii

Ai2

Aij

Aik

n

An1

An2

Anj

Ank

Количество строк таблицы соответствует числу элементов в самой большой из ранжировок. Альтернативы формируются комбинаторно, как все возможные сочетания наименований, принадлежащих одному номеру в ранжировке из каждой группы банка заявок. Одновременно с построением строки морфологической таблицы происходит отбор искомой альтернативы по стоимостному фактору, которая и входит в план, то есть альтернативы формируются как сочетания с нарастанием числа элементов, но отбор происходит из всех полученных таким образом альтернатив. Обход всех строк таблицы позволяет получить результирующий план закупок (подробно алгоритм рассмотрен в [3]).

Для построения плана по предложенной методике в разработанном программном средстве выделены следующие функциональные блоки.

Блок администрирования. Позволяет внести следующие базовые установки программы (вызов меню Настройки):

-    перечень дисциплин;

-    назначение группы пользователю (плановики и эксперты по специализациям);

-    права групп пользователей, то есть предметы, которые им доступны для осуществления своей профессиональной деятельности согласно принадлежности к соответствующей группе пользователей;

-    точность расчетов (параметр, устанавливающий величину, которую не должна превосходить абсолютная разница между объемом финансирования и суммовым выражением плана);

-    объемы финансирования.

Блок ввода исходных данных. Представлен справочником «Материально-техническое обеспечение» и журналом «Регистрация заявок».

Справочник «Материально-техническое обеспечение» (вызов меню Планирование → Справочник МТО) позволяет осуществлять импорт внешних данных, содержащих список наименований и характеристики МТО (дата приобретения, срок полезного использования, количество), и непосредственное ведение списка имеющейся в учебном учреждении материально-технической базы (создание, редактирование, удаление записей).

Журнал «Регистрация заявок» (вызов меню Планирование → Заявки) предоставляет возможность автоматически формировать заявки на приобретение наименований МТО учебного процесса взамен наименований с истекающим сроком полезного использования в указанном периоде. Кроме того, осуществляется регистрация заявок, сгруппированных по учебным дисциплинам. При регистрации необходимо указать наименование товара, количество и цену.

Блок экспертного оценивания. Выполняет несколько функций по обеспечению проведения экспертизы:

-    авторизированный вход в программу;

-    непосредственное проведение экспертного ранжирования (вызов меню Экспертные оценки → Ранжирование МТО) путем переноса из первого списка, предложенного в форме, во второй в необходимом порядке наименований (существует возможность перемещения наименований внутри второго списка и возврат в первый);

-    вывод протоколов ранжирования для каждого эксперта (вызов меню Экспертные оценки → Результаты экспертных оценок → Развернутые результаты);

-    анализ качества экспертных оценок (выводится вместе с итоговыми результатами экспертных опросов в виде рассчитанного коэффициента конкордации и его расшифровки);

-    формирование результирующего ранжирования (вызов меню Экспертные оценки → Результаты экспертных оценок → Итоги по предметам).

Блок планирования. Предназначен для решения задачи расчета плана ранжирования (вызов меню Планирование → Расчет плана). Пробные экземпляры плана могут создаваться в нескольких вариантах за счет варьирования параметра погрешности и сохранены обязательно с разными именами.

Помимо этого в блоке решаются задачи по учету его фактического исполнения при внесении данных о фактическом исполнении плана (то есть о реальных закупках), в котором осуществляется обновление справочника МТО в части наименований и количественных показателей.

На рисунке представлена структурная схема программного средства поддержки принятия решений планирования учебных расходов.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что предложенное программное средство позволяет быстро составить план закупок учебного оборудования в рамках выделяемого финансирования, эффективно распределяя финансовые ресурсы и максимально учитывая потребности в МТО учебного процесса.

Данный программный продукт успешно апробирован в нескольких общеобразовательных школах и профессиональном лицее г. Иркутска.

Методика, реализованная в описанном программном средстве поддержки принятия решений, может быть применена для организации планирования всюду, где есть необходимость распределения финансовых средств для выполнения заявок на приобретение некоторого оснащения в непроизводственной некоммерческой сфере.

Литература

1.   Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000. 368 с.

2.   Одрин В.М. Морфологический синтез систем: постановка, классификация методов, морфологические методы «конструирования»: препр. 86-3. Киев: Институт кибернетики, 1986. 37 с.

3.   Курченкова А.Б. Методические и алгоритмические основы проектирования средства поддержки принятия решений при планировании учебных расходов общеобразовательного учреждения. Информационные и математические технологии в науке и управлении // Информационные и математические технологии в науке и управлении: тр. 13-й Байкальской всеросс. конф. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2008. Ч. 2. 334 с.


Permanent link:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=2728&lang=&lang=en&like=1
Print version
Full issue in PDF (5.09Mb)
Download the cover in PDF (1.32Мб)
The article was published in issue no. № 1, 2011

Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics: