ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2016 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,493
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,389
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,732
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,364
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,303
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 5022
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 355
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 499
Десятилетний индекс Хирша: 11
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2016 год: 304
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2016 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 11

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2016 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2017

Мультиагентная система интеграции распределенных информационных ресурсов инноваций

Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2007 год.[ 21.12.2007 ]
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Маслобоев А.В. (masloboev@iimm.kolasc.net.ru) - Институт информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского научного центра РАН, Кольский филиал Петрозаводского государственного университета, г. Апатиты, Россия, кандидат технических наук, Шишаев М.Г. (shishaev@iimm.kolasc.net.ru) - Институт информатики и математического моделирования Кольского НЦ РАН, г. Апатиты, , , кандидат технических наук
Количество просмотров: 8725
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (2.00Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Информационная поддержка инноваций является актуальной задачей. Принимая во внимание большое количество вовлеченных в инновационные процессы участников и их территориальную распределенность, особенно важным представляется такой аспект информационной поддержки, как автоматизированный поиск потенциальных бизнес-партнеров для реализации инновационных проектов.

В настоящее время создано множество информационных ресурсов поддержки инноваций. При этом большинство из них реализовано в виде специализированных веб-ресурсов, чаще всего – информационных порталов, в общем случае не связанных между собой. Для повышения эффек­тивности информационной поддержки инноваций представляется актуальным решение задачи гибкого и прозрачного для конечного пользователя совместного использования информации об инно­вационных предложениях, хранящейся на разрозненных порталах информационной поддержки инноваций.

В данной работе представлена мультиагентная система информационной поддержки инновационной деятельности, обеспечивающая совместное использование информационных баз инновационных порталов в процессе автоматизированного формирования потенциально эффективных бизнес-структур, направленных на реализацию инновационных проектов.

Общая архитектура системы приведена на рисунке.

Логика работы системы и ее функциональная структура описаны с помощью концептуальной модели (КМ) агентно-ориентированной виртуальной бизнес-среды (ВБС), представляющей собой формализованное описание объектов системы, их связей и атрибутов в виде теоретико-множествен­ных отношений.

Формализация представления КМ обеспечивает возможность формирования в терминах КМ вычислительных моделей критериев оценки потенциальных инновационных структур, формулировки оптимизационных задач выбора эффективных вариантов реализации инновационных проектов, унифицированного описания алгоритмов функционирования агентов.

КМ ВБС включает в себя следующие множества элементов: объекты (субъекты инновационной деятельности) – S; агенты субъектов – A; бизнес-процессы – P; ресурсы инноваций – R; бизнес-идеи (инновационные предложения) – BI; бизнес-планы (инвестиционные предложения) – BPL; бизнес- (инновационные) структуры – BS (множества взаимосвязанных объектов, задействованных в реализации конкретного бизнес-плана). Инно- вационные предложения, фигурирующие в системе, Подпись:  
Архитектура мультиагентной системы интеграции распределенных
информационных ресурсов инноваций
разделены на два класса – генерализованные бизнес-идеи и детализированные бизнес-идеи. Такое деление обеспечивает возможность формирования в ВБС виртуальных бизнес-площадок, объединяющих субъектов инноваций, вероятность взаимодействия между которыми высока. Это, в свою очередь, ведет к повышению эффективности взаимодействия между агентами и снижению нагрузки на сеть. Объекты КМ ВБС, представляющие субъектов инноваций, образуют  иерархию, что позволяет учитывать при формировании инновационных структур организационную подчиненность субъектов инновационной деятельности.

Схема КМ ВБС имеет вид:

.

На множествах объектов модели заданы отношения, определяющие структуру ВБС: отношение соответствия агента реализуемой бизнес-идее, отношение участия субъекта инноваций в бизнес-процессе, отношение принадлежности субъекта инновационной структуре, отношение принадлежности бизнес-идеи субъекту инноваций, отношение принадлежности бизнес-плана субъекту инноваций, отношение принадлежности генерального бизнес-плана инновационной структуре, отношение участия инновационной структуры в бизнес-процессе, отношение иерархии объектов.

Агенты представляют в ВБС интересы участников бизнес-процессов и характеризуются множеством инновационных предложений, которые они представляют в ВБС, множеством базовых организационных структур, соответствующих конкретным функциям (ролям) агентов, и внутренней структурой, описывающей функциональное устройство агента.

Бизнес-структуры представляют собой группы (коалиции) агентов, объединяемые общей целью или целями для реализации соответствующих бизнес-идей. Для бизнес-структуры задаются множество входящих в нее агентов, множество генеральных идей, объединяющих объекты в бизнес-структуры, и множество бизнес-планов, на основании которых реализуются бизнес-идеи.

Бизнес-идеи описываются множествами ключевых и второстепенных параметров и используются при автоматическом формировании коалиций агентов. Это делается для того, чтобы сократить информационный обмен между агентами, интересы которых существенно разнятся, и, напротив, упростить и активизировать интеракции между агентами внутри группы. В число параметров входят как жестко типизированные, описываемые в терминах общесистемного тезауруса, так и параметры, описываемые на естественном языке. Формирование коалиций производится на основании семантического сопоставления соответствующих параметров бизнес-идей.

Бизнес-план представляет собой набор количественных параметров, детализирующих инновационное предложение: временные рамки реализации, планируемый объем производства, объем требуемых инвестиций, прогнозируемый срок окупаемости и другие.

Компоненты системы образуют логически единую виртуальную бизнес-среду. Каждый программный агент представляет в виртуальной среде некоторое бизнес-предложение, зарегистрированное на одном из порталов. Основная задача агента – подыскать для своего владельца потенциальных партнеров по реализации инновационного или инвестиционного предложения – решается путем переговоров между агентами, формированием возможных инновационных структур и выбора из их числа наиболее эффективных. Для уменьшения объемов данных, передаваемых по сети в ходе коммуницирования агентов, в системе используются два вида агентов – мобильные агенты, способные перемещаться между узлами для реализации локального поиска в пределах того или иного портала, и статичные агенты, представляющие интересы своего владельца на стороне портала, в котором зарегистрировано соответствующее бизнес-предложение. Статичные агенты не проявляют инициативу в поиске бизнес-партнеров и обеспечивают коммуникации с другими статичными или мобильными агентами.

Система реализует такие основные функции, как:

-                                 поиск потенциальных бизнес-партнеров по значениям атрибутов, зарегистрированных на инновационных порталах объектов и предложений;

-                                 формирование инновационных структур в ходе межагентных коммуникаций в рамках виртуальной бизнес-среды;

-                                 трансляция запросов на поиск объектов, сформулированных в общесистемных терминах, в локальные термины портала, являющегося текущим объектом поиска;

-                                 расчет количественных параметров сформированных вариантов инновационных структур и автоматизированный выбор из их числа потенциально наиболее эффективных;

-                                 настройка параметров инновационных предложений и соответствующих им программных агентов в ходе диалога с пользователем.

Систему образуют следующие основные функциональные модули.

·     Агентное представительство, загружаемое на стороне серверной платформы инновационного портала. Данное представительство, в свою очередь, состоит из частей, реализующих локальное и гостевое представительства. Первое выполняет функции порождения агентов и обеспечивает выполнение программного кода статичных локальных агентов, а второе обеспечивает среду выполнения для агентов-гостей, переместившихся с других узлов системы.

·     Перемещаемый программный код, реализующий мобильных агентов. Реализация мобильных агентов в виде перемещаемого кода позволяет обеспечить функциональную гибкость системы – произвольно изменять реализации алгоритмов расчета параметров инновационных структур и логики поведения агента при условии сохранения интерфейса вызовов. Мобильные агенты разработаны с помощью языка сценариев Java Language.

·     Сервер онтологий предметной области, обеспечивающий единую терминологическую базу для общесистемных и локальных запросов на поиск объектов и инновационных предложений.

·     Транслятор запросов, обеспечивающий формирование поисковых запросов к локальным информационным базам портала на основе поступившего запроса в общесистемных терминах. В ходе трансляции используются онтологии предметных областей, хранящиеся на выделенном сервере онтологий.

·     Программные компоненты, реализующие внутреннюю логику функционирования агентов и протоколы межагентных коммуникаций.

Представленная система позволяет повысить эффективность информационной поддержки инновационных процессов за счет возможности гибкого совместного использования разнородных территориально распределенных информационных ресурсов инноваций и автоматизации рутинных операций по поиску подходящих бизнес-партнеров по реализации инновационных проектов и оценке перспективности потенциальных инновационных структур.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=291
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (2.00Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2007 год.

Назад, к списку статей

Хотите оценить статью или опубликовать комментарий к ней - зарегистрируйтесь