ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2017 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,500
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,405
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,817
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,319
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,264
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 6012
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 404
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 338
Десятилетний индекс Хирша: 17
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год: 527
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 16

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2017 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2018

Архитектура комплекса средств автоматизации морской спасательной операции

Architecture of sea rescue automation facilities set
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2013 год. [ на стр. 35-38 ][ 10.06.2013 ]
Аннотация:Рассматриваются вопросы архитектуры комплекса средств автоматизации проведения морской спасательной операции. Комплекс средств автоматизации должен обеспечивать информационную поддержку решения задач ор- ганами управления поисково-спасательного обеспечения Военно-морского флота Российской Федерации при под- готовке и в ходе проведения морской спасательной операции. Определены типовые программно-технические ком-плексы как структурные элементы комплекса средств автоматизации, необходимые для создания архитектуры. Ар-хитектура комплекса строится как иерархическая территориально распределенная система, охватывающая пункты управления (поисково-спасательные посты) различных уровней и аварийно-спасательные формирования согласно их зонам ответственности. Определены типы объектов для размещения программно-технических комплексов, общее количество типовых программно-технических комплексов и количество комплексов каждого типа, необходимое для создания системы.
Abstract:The article considers the issues of architecture of sea rescue automation facilities set. The automation facilities set must provide data support for task solutions by operation control of Navy search and rescue aid while preparing and reali-zation of sea rescue. The article describes typical software and hardware complexes as structural elements of automation fa-cilities set needed to create architecture. A facilities set architecture is hierarchical multi-pillar system which covers control posts (search and rescue posts) on different levels and emergency rescue units according to their areas of responsibility. The article determines types of objects for automation facilities accommodation, total amount of typical software and hardware complexes and quantity of complexes of each type needed to create a system.
Авторы: Дорош Н.В. (nellelis@mail.ru) - НИИ «Центрпрограммсистем», г. Тверь, Россия, Курятников В.В. (a1b2c3d4e5d6@mail.ru) - НИИ «Центрпрограммсистем», г. Тверь, Россия, кандидат технических наук
Ключевые слова: программно-технический комплекс., поисково-спасательное обеспечение, морская спасательная операция, комплекс средств автоматизации, командный пункт, военно-морской флот, аварийно-спасательные работы
Keywords: software and hardware, search and rescue aid, sea rescue, automation facilities set, command center, navy, emergency rescue works
Количество просмотров: 4780
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (7.68Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.35Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Поисково-спасательное обеспечение – это комплекс мероприятий, осуществляемых с целью поиска и спасания личного состава кораблей, судов, катеров, других плавучих объектов, приводнившихся летательных аппаратов, оказания им помощи в ликвидации аварии, а также выполнение судоподъемных, подводно-технических и других работ в интересах ВМФ.

Основные задачи поисково-спасательного обеспечения решаются в рамках морской спасательной операции.

Организует и руководит системой поисково-спасательного обеспечения служба поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ.

В специальном отношении (по вопросам поисково-спасательного обеспечения) службе поисковых и аварийно-спасательных работ подчинены управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного (СФ), Балтийского (БФ), Черноморского (ЧФ), Тихоокеанского (ТОФ) флотов, а также служба поисковых и аварийно-спасательных работ Каспийской флотилии (КФл).

По вопросам научного обеспечения поисково-спасательного обеспечения служба поисковых и аварийно-спасательных работ взаимодействует с научно-исследовательскими организациями ВМФ.

Управлениям поисковых и аварийно-спаса­тельных работ флотов непосредственно подчинены службы поисковых и аварийно-спасательных работ флотилий, объединений, военно-морских баз (ВМБ). В составе соответствующих флотов, флотилий и военно-морских баз имеются поисково-спасательные силы – отряды аварийно-спасатель­ных формирований.

Общее и непосредственное управление силами, привлекаемыми к проведению морской спасательной операции, осуществляется через командные пункты (пункты управления). Таким образом, непосредственное управление силами при проведении морской спасательной операции осуществляют центральный пункт управления (ПУ), командный пункт (КП) флота (объединения), КП (штаб) поисково-спасательного отряда.

При подготовке и в ходе проведения поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, и аварийных объектов органами управления проведением морской спасательной операции осуществляется информационное взаимодействие с органами управления ВМФ, поисково-спасательными службами министерств и ведомств РФ, поисково-спасательными службами иностранных государств в соответствии с действующими руководящими и нормативными документами.

Общую организацию и координацию деятельности находящихся в готовности сил и средств министерств и ведомств РФ, поисково-спасатель­ных служб иностранных государств при проведении поисково-спасательных операций осуществляют морские спасательно-координационные центры Минтранса России (ГМСКЦ, МСКЦ Госморспасслужбы).

Для обеспечения информационной поддержки решения задач органами управления поисково-спасательного обеспечения ВМФ при подготовке и в ходе проведения морской спасательной операции разработан комплекс средств автоматизации.

При разработке архитектуры комплекса средств автоматизации морской спасательной операции прежде всего учитывались следующие факторы:

–      предназначение комплекса средств автоматизации морской спасательной операции;

–      функции органов управления проведением морской спасательной операции;

–      состав и структура органов управления проведением морской спасательной операции;

–      взаимодействие органов управления при подготовке и проведении морской спасательной операции.

Комплекс средств автоматизации морской спасательной операции предназначен для автоматизации деятельности оперативного состава поисково-спасательных постов ВМФ и флотов, расчетных постов и мобильных групп научно-исследова­тельских организаций ВМФ, обеспечения автоматизированного взаимодействия с другими министерствами и ведомствами РФ (в том числе МСКЦ Госморспасслужбы) по вопросам поисково-спа­сательного, навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и информационного обеспечения при подготовке и в ходе проведения морской спасательной операции и координации действий организаций и сил, участвующих в операции.

Структурными элементами комплекса средств автоматизации морской спасательной операции являются типовые программно-технические комплексы (ПТК), представляющие собой совокупность средств вычислительной техники, общего, общего специального и специального программного обеспечения, средств создания и заполнения машинной информационной базы, обладающие модернизационным запасом, способностью к наращиванию.

Комплекс средств автоматизации морской спасательной операции включает

–      ПТК флота (ПТК-Ф), предназначенный для автоматизации деятельности оперативного состава поисково-спасательных постов ВМФ, стационарных командных пунктов флотов, объединений;

–      ПТК расчетных групп (ПТК-Р), предназначенный для автоматизации деятельности расчетных групп научно-исследовательских организаций ВМФ, функционирующих в период проведения морской спасательной операции;

–      ПТК носимый (ПТК-Н), обеспечивающий информационную поддержку деятельности должностных лиц походного штаба спасательного отряда, мобильных групп специалистов научно-ис­следовательских организаций ВМФ в период подготовки и решения задач спасательной операции.

В результате обследований и анализа структуры объектов размещения ПТК-Ф предусмотрена его реализация в нескольких исполнениях:

–      ПТК-Ф.1 – для поисково-спасательных постов флотов;

–      ПТК-Ф.2 – для поисково-спасательного поста ВМФ;

–      ПТК-Ф.3 – для поисково-спасательных постов объединений.

Исполнения отличаются между собой объемом технических ресурсов, учитывающим особенности объектов поисково-спасательных постов флотов и объединений, а также вариантами комплектации (исполнения) автоматизированных рабочих мест с учетом выполняемых функций должностными лицами, состава поисково-спасательного поста, состава командного пункта и имеющихся помещений.

Обобщенная схема контура управления проведением морской спасательной операции приведена на рисунке.

Общее количество ПТК, необходимых для оснащения объектов ВМФ, можно определить по формуле где Nij – количество комплексов i-го типа для j-го объекта; n – количество типов комплексов; m – количество объектов.

Количественный состав ПТК, распределенный по объектам размещения комплекса средств автоматизации морской спасательной операции с учетом необходимости реализации ПТК-Ф в нескольких исполнениях, приведен в таблице.

Объект размещения

Количество ПТК

ПТК-Ф.1

ПТК-Ф.2

ПТК-Ф.3

ПТК-Р

ПТК-Н

Центральный ПУ ВМФ

1

1

КП СФ

1

3

КП ТОФ

1

3

КП БФ

1

2

КП ЧФ

1

2

КП КФл

1

1

КП Объединенного командования войск и сил

1

1

КП Ленинградской ВМБ

1

1

КП Беломорской ВМБ

1

1

КП Новороссийской ВМБ

1

1

Штабы спасательных отрядов

11

НИО ВМФ

2

1

ИТОГО для оснащения объектов

5

1

4

2

28

Общее количество ПТК, необходимых для оснащения объектов размещения комплекса средств автоматизации морской спасательной операции – 40 единиц.

Таким образом, архитектура комплекса средств автоматизации морской спасательной операции строится как иерархическая территориально распределенная система, охватывающая пункты управления (поисково-спасательные посты) различных уровней и аварийно-спасательные формирования в соответствии с зонами их ответственности, и обеспечивает информационно-техническое взаимодействие с поисково-спасательными службами других министерств и ведомств, в первую очередь ГМСКЦ Минтранса и МЧС России.

Литература

1.     Организация аварийно-спасательного обеспечения на море // Морской флот. № 1. 2007. С. 4–12.

2.     Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и в водных бассейнах России // Российские вести. 1995. № 179. С. 5–6.

3.     Справочник спасателя. Кн. 8: Надводные и подводные спасательные работы. М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2006. 204 с.

4.     Абчук В.А., Суздаль В.Г. Поиск объектов. М.: Сов. радио, 1977. 336 с.

References

1.  Organizatsiya avariyno-spasatelnogo obespecheniay na more  [Organization emergency rescue at sea ensure],  Morskoy  flot [Marine fleet], 2007, no. 1, pp. 4–12.

2.  Polozhenie o vzaimodeystvii avariyno-spasatelnykh sluzhb ministerstv, vedomstv i organizatsy na more i v vodnykh basseynakh Rossii  [The position  of the interaction of  the emergency  services of the ministries, departments  and organizations at  sea and in the  river basins  of Russia],  Rossiyskie  vesti  [Russian Vesti], 1995, no. 179, pp. 5–6.

3.  Spravochnik spasatelya. Kniga 8. Nadvodnye i podvodnye spasatelnye raboty  [Rescuers Guide. Book 8. Abovewater and u n-derwater  rescue], Moscow,  All-Russian Research  Institute for Civil Defense and Emergencies, 2006, 204 p.

4.  Abchuk V.A., Suzdal V.G.,  Poisk obyektov  [Object search], Moscow, Sov. radio, 1977, 336 p.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=3457
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (7.68Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.35Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2013 год. [ на стр. 35-38 ]

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: