ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2017 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,500
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,405
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,817
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,319
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,264
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 6012
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 404
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 338
Десятилетний индекс Хирша: 17
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год: 527
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 16

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2017 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2018

Противоречия развития компьютерных учебно-тренировочных средств, предназначенных для обеспечения теоретического обучения

The development contradictions of computer training facilities for classroom training
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2013 год. [ на стр. 55-60 ][ 10.06.2013 ]
Аннотация:В данной статье предпринята попытка рассмотреть проблемы создания и использования компьютерных учебно-тренировочных средств (УТС), предназначенных для обеспечения теоретического обучения специалистов ВМФ. К таким компьютерным УТС относятся обучающие программы для самостоятельного изучения предмета, а также ав-томатизированные системы обучения и компьютерные системы обучения и тренажерной подготовки (режим теоретического обучения), предназначенные для проведения автоматизированных учебных занятий с использованием компьютерных обучающих программ. Высокая дидактическая эффективность автоматизированных учебных занятий с использованием компьютерных обучающих программ может быть достигнута только при разрешении ряда противоречий. Противоречия развития компьютерных УТС определяют содержание проблемы создания и рационального ис-пользования компьютерных технологий обучения в процессе подготовки специалистов. Данная проблема имеет несколько основных взаимосвязанных аспектов: нормативно-технический, информационный, дидактический и организационный. Проблема создания компьютерных технологий обучения с использованием разрабатываемых компьютерных УТС, предназначенных для обеспечения теоретического этапа подготовки специалистов ВМФ, может быть решена с обязательным привлечением учебных заведений по договору с Головным исполнителем к проектным работам по дидактическому (а также информационному) обеспечению разработки УТС.
Abstract:The article considers the problems of creating and using computer training facilities providing theoretical preparation Navy specialists. Computer training facilities include self-study education software, automated education systems and computer education and training systems (theoretical preparation mode) for carrying automated training sessions. High didactical efficiency of automated training sessions using education software is obtaining after sort out differences. The development contradictions of computer training facilities determine problems of creating and using computer train-ing technologies in Navy specialists training. This problem includes several major interrelated aspects: normative-technical, organizational, informational and didactic. The problem of creating computer training technologies using computer training facilities can be solved by education in-stitutions involvement in design work on didactic (and informational) application of education and training systems devel-opment.
Авторы: Стручков А.М. (struchkov.alm@gmail.com) - НИИ «Центрпрограммсистем», г. Тверь, Россия, кандидат технических наук
Ключевые слова: компьютерные технологии обучения., интерактивная элек-тронная документация, компьютерная система обучения и тренажа, автоматизированная система обучения, компьютерная обучающая програм-ма, обучающая программа, учебно-тренировочные средства
Keywords: computer training technologies, interactive electronic documentation, computer train-ing and simulation system, automated training system, computer training program, training program, training facilities
Количество просмотров: 6563
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (7.68Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.35Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Береговые учебно-тренировочные средства (УТС), предназначенные для обеспечения подготовки и обучения кадров ВМФ, включают следующие основные группы: учебно-действующие образцы, тренажеры (специализированные, комплексные, тактические, оперативно-тактические) [1] и компьютерные УТС. На основе комплексирования данных групп средств создаются тренажерные комплексы. Применение передовых технологий обучения, основанных на использовании современных достижений в области математического моделирования, ПО и вычислительной техники, является наиболее эффективным, быстрым и экономически оправданным способом повышения качества обучения и подготовки кадров ВМФ. Именно таким путем идет отечественное тренажеростроение, создавая различные дидактически эффективные тренажеры и тренажерные комплексы для отработки как операторской деятельности по использованию средств вооружения и военной техники (ВВТ), так и слаженности боевых расчетов при решении различных тактических задач.

Одной из тенденций развития УТС ВМФ является стремление расширить применение разрабатываемых УТС для эффективности обучения не только на этапах формирования умений и навыков (тренажерная подготовка), но и на начальных (усвоение знаний, формирование первоначальных умений) этапах обучения специалистов ВМФ.

Компьютерные УТС

В данной статье предпринята попытка рассмотреть проблемы создания и использования компьютерных УТС, предназначенных для обеспечения теоретического и предтренажерного этапов подготовки специалистов ВМФ и получивших большое распространение в образовательных учреждениях и в системе боевой подготовки ВМФ. Особенно широко компьютерные УТС использовались по линии военно-технического сотрудничества для подготовки экипажей экспортируемых кораблей. Поставка УТС во ВМУЗ для обеспечения подготовки экипажей экспортируемых кораблей – одно из условий договоров о возмездном оказании услуг между Минобороны РФ и судостроительными предприятиями. В условиях жестких временных и ресурсных ограничений поставка учебно-действующих образцов, тренажеров или тренажерных комплексов нереализуема, поэтому в последние годы для ВМУЗ разрабатывались и поставлялись только компьютерные УТС.

Следует отметить, что единой терминологии для компьютерных УТС, предназначенных для теоретического обучения и предтренажерной подготовки, нет.

Связано это, с одной стороны, с широким спектром конструкторских подходов производителей компьютерных УТС, с различием в постановке задач и в акцентах исследования у ученых-педагогов, а с другой – с отсутствием нормативно-технической базы, государственных стандартов.

Однако на основе анализа выполненных за последние 15 лет опытно-конструкторских работ по Гособоронзаказу и по линии военно-технического сотрудничества, связанных с разработкой компьютерных УТС, условно можно распределить терминологическую базу средств на четыре уровня:

–      обучающие программы (ОП) – для самостоятельного теоретического обучения;

–      компьютерные тренажеры (симуляторы) – для обеспечения самостоятельной операторской (предтренажерной) подготовки;

–      автоматизированные системы обучения (АСО) – для обеспечения теоретического обучения;

–      компьютерные системы обучения и тренажа (КСОТ) – для обеспечения теоретического обучения и предтренажерной подготовки.

Рассмотрим их подробнее.

ОП (электронные учебники) относятся к отдельным программным средствам педагогического назначения и в основном разрабатываются профессорско-преподава­тельским составом образовательных учреждений. Они предназначены для самостоятельного изучения предмета.

ОП – это программа, выполняющая в диалоговом режиме обучение по некоторой дисциплине или по одному из ее разделов. ОП предлагает обучающемуся порции учебного материала и контрольные задания по ним в той последовательности, которую требует методика обучения, определяет последовательность выполнения контрольных заданий и указывает на характер допущенных ошибок. В зависимости от достигнутых результатов ОП выбирает дальнейшую последовательность прохождения курса в удобном для обучающегося темпе подачи материала. ОП, как правило, обладают дружественным интерфейсом [2].

Большая трудоемкость разработки ОП, широкое использование компьютерной визуализации учебного материала нередко порождают у разработчиков иллюзию высокого качества разработанных ОП. Однако существуют особенности ОП, снижающие ее эффективность:

–      обучающийся, работающий с ОП, испытывает влияние так называемого туннельного эффекта, суть которого в том, что необходимо строго следовать сценарию;

–      обучающийся, не обладающий достаточными знаниями в предметной области, не всегда может получить ответы на возникающие при изучении предложенного ему учебного материала вопросы;

–      для контроля усвояемости учебного материала в большинстве ОП лежит не смысловой, а синтаксический анализ ответов;

–      отдельные ОП по сути являются интерактивными электронными техническими руководствами (ИЭТР), только с контрольными вопросами;

–      зачастую сценарий ОП не является органичной частью апробированной методики проведения занятий по заданной учебной теме;

–      использование закрытой информации при разработке ОП накладывает жесткие ограничения на условия их применения.

ОП является дорогостоящим продуктом, особенно с применением всех возможностей техно- логии мультимедиа, а ее дидактическая эффек- тивность не всегда высокая. Вместе с тем для изучения основ информатики, алгоритмических и иностранных языков, документации и пр., то есть для усвоения открытого учебного материала не на смысловом, а только на синтаксическом уровне, созданы ОП, широко используемые в образовательном процессе при самостоятельной работе обучающихся.

Компьютерные тренажеры (симуляторы) предназначены для самостоятельной операторской (предтренажерной) подготовки по использованию конкретных образцов ВВТ. Симуляторы нашли широкое применение за рубежом, в ВМФ они используются довольно ограниченно. Эту подгруппу целесообразно рассматривать в составе группы «тренажеры».

АСО предназначены для обеспечения проведения автоматизированных учебных занятий (АУЗ) по теоретической и предтренажерной подготовке в учебных центрах ВМФ, флотов и объединений, учебных кабинетах соединений, а также во ВМУЗ.

АСО обеспечивают решение следующих задач: разработка компьютерных обучающих программ (КОП); проведение АУЗ c использованием КОП как с группами обучающихся, так и с отдельными обучающимися (под руководством преподавателя и в режиме самостоятельной подготовки); сбор, обработка, хранение и отображение результатов, полученных обучающимися в процессе проведения занятий; автоматизация планирования, учета, контроля и анализа учебного процесса.

В состав ПО АСО входят инструментальные программные средства разработки КОП, средства поддержки проведения АУЗ и базовый комплект КОП. В отдельные АСО входят программные имитаторы пультовых приборов средств ВВТ.

Средства поддержки проведения АУЗ позволяют преподавателю обеспечить индивидуальный подход к обучающемуся и предоставляют возможность оперативного воздействия на процесс обучения.

КСОТ. В современных условиях очень важна возможность объединения различных этапов подготовки специалистов (от изучения устройства, конструкции и правил технического обслуживания до привития умений и навыков эксплуатации и боевого использования средств ВВТ, а также управления кораблем и его оружием) в одной системе. Для решения данной задачи используются КСОТ [3].

КСОТ обеспечивает проведение АУЗ под руководством преподавателя (режим теоретического обучения), а также проведение одиночной и групповой тренажерной подготовки.

К функциональным подсистемам КСОТ относятся подсистема обучающего, реализованная как пост руководства обучением в составе АРМ руководителя обучения, системы отображения информации коллективного пользования, документирования и вычислительно-моделирующего комплекса, а также подсистема обучающихся, представленная рядом АРМ обучающихся (АРМО).

Таким образом, формируется традиционная архитектура педагогической системы [4].

Режим теоретического обучения функционирует аналогично АСО.

В отличие от АСО АРМО представляет собой стандартную рабочую станцию в виде компьютера с двумя-тремя мониторами (в том числе и сенсорно-чувствительным), размещенными в конструктиве с вертикальным расположением мониторов, отвечающим эргономическим требованиям, и снабженными гарнитурой для обеспечения использования аудиосредств. Функционально АРМО имеет двойное назначение: для обеспечения режима теоретической подготовки и режима тренажерной подготовки.

Основные разработки КСОТ предназначались для обеспечения подготовки экипажей экспортируемых кораблей во ВМУЗ.

Разработка КОП

Как и для компьютерных УТС, для КОП отсутствуют единая терминология и государственный стандарт на их разработку и использование (в отличие от ИЭТР).

КОП предназначена для проведения АУЗ традиционных видов под руководством педагога и представляет собой структурированный комплекс взаимосвязанных учебных данных, позволяющий формировать с использованием средств поддержки проведения АУЗ иллюстративный ряд учебного материала, обеспечивающий раскрытие заданной учебной темы и реализацию учебных целей за отведенное учебное время.

Таким образом, КОП предназначена в первую очередь для преподавателя при проведении АУЗ по теоретической подготовке в условиях учебных заведений, центров, классов. АУЗ бывают, как правило, следующих традиционных видов: лекция, практическое занятие, контрольное занятие и самостоятельная подготовка под руководством преподавателя. Обучающийся должен также иметь возможность самостоятельно работать с КОП в отведенное время на технических средствах АСО и по заданию педагога на самоподготовку. Объем КОП определяется не организационными и технологическими решениями, а условиями обеспечения раскрытия заданной учебной темы и реализации учебных целей. Время проведения АУЗ с использованием КОП должно определяться временем, отведенным на изучаемую тему учебными планами и программами.

Разработка КОП выполняется на основании сценариев. К разработке сценариев обычно привлекают преподавателей, имеющих опыт эксплуатации средств ВВТ в корабельных условиях и педагогический стаж.

Эффективность использования АСО и режима теоретического обучения КСОТ в учебном процессе определяется качеством КОП и возможностями средств поддержки проведения АУЗ.

Но именно качество создаваемых КОП, их способность обеспечить необходимую эффективность обучения вызывают все большие сомнения у преподавателей, отмечающих недостаточную дидактическую эффективность, высокую трудоемкость проведения занятий для неподготовленного педагога, необходимость разработки методик проведения занятий с использованием КОП, довольно частое несоответствие тематики и времени проведения АУЗ учебным планам и программам.

Необходимым, но недостаточным для определения качества КОП условием является компьютерная визуализация учебной информации изучаемого изделия (процесса), его составных частей (моделей): анимация, мультипликация, графическая интерпретация, фото- и видеофрагменты и др. Однако отдельные компьютерные визуализации – это, скорее, элементы красочного оформления, а не учебный материал, и только отвлекают обучающегося.

Необходимым и достаточным условием для определения качества КОП является выполнение ее целевой функции – раскрытие учебной темы и достижение учебных целей занятия за отведенное учебное время.

В условиях ограниченных ресурсов и времени на разработку качество КОП неразрывно связано с их количеством, поэтому определение оптимального перечня КОП, соотношения традиционных видов занятий и АУЗ (для каждой специальности) – задача сложная и ответственная. Изучать морские навигационные карты, мореходный инструмент, флажный семафор, светосигнальные средства и т.п. можно и нужно не за компьютером.

Особенности ИЭТР

В последние годы существенно ужесточились требования иностранных заказчиков к уровню послепродажного сопровождения экспортируемой продукции военного назначения из-за проблем, связанных с информацией, необходимой для обеспечения эксплуатации продукции, технического обслуживания и ремонта, материально-технического обеспечения, подготовки персонала и т.д.

Эффективным решением стала подготовка данной информации в виде интерактивных электронных документов (ИЭД), состав, структура и форматы представления которых должны отвечать требованиям международного стандарта (спецификации ASD S1000D).

Для подготовки разных видов ИЭД (эксплуатационной, ремонтной, процедурно-технологичес­кой, каталогов и т.д.) используются специальные комплексы программных средств («TG Builder», «Seamatica-ED»).

Наибольший интерес из электронной документации для подготовки специалистов ВМФ представляют ИЭТР, в которых должна быть отражена исчерпывающая информация об изделиях: структура, принципы работы, техническое обслуживание и ремонт, возможные неисправности, запасные части, инструкции операторам и т.д.

ИЭТР представляет собой структурированный комплекс взаимосвязанных технических данных, предназначенный для предоставления в интерактивном режиме справочной и описательной информации об эксплуатационных и ремонтных процедурах, связанных с конкретным изделием. ИЭТР включает в себя БД и электронную систему отображения, предназначенную для визуализации данных и обеспечения интерактивного взаимодействия с пользователем (ГОСТ Р 50.1.029-2001).

Все необходимые для разработки ИЭТР требования определены как в отечественных, так и в международных нормативно-технических документах (стандартах).

ИЭТР – это особый вид эксплуатационной документации на изделие, предназначенной для специалистов, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт изделий в местах их установки как в береговых условиях, так и непосредственно на кораблях ВМФ.

Несомненно, ИЭТР можно и нужно использовать для обеспечения подготовки и обучения кадров ВМФ. ИЭТР являются важным элементом военно-учебного имущества и входят в подгруппу «учебно-методические материалы и пособия», как и любая бумажная эксплуатационная документация на ВВТ.

Главное отличие ИЭТР от КОП заключается в том, что ИЭТР используются при традиционных видах занятий, а КОП – в ходе проведения АУЗ.

Использование ИЭД (в том числе и ИЭТР) для разработки КОП существенно сокращает время и средства на разработку, улучшает качество КОП.

Проблема создания компьютерных технологий обучения

Компьютерные УТС должны являться средством создания и реализации компьютерной технологии обучения (КТО) при подготовке кадров ВМФ.

КТО – это совокупность организационных мер, дидактического обеспечения и педагогических технологий управления учебным процессом, основанных на использовании современных компьютерных систем и обеспечивающих гарантированное достижение принятого образовательного стандарта подавляющим большинством обучающихся [5].

Для КТО, как и для любой технологии, могут быть выделены цель, предмет и средства. Цель КТО – повышение эффективности обучения, сокращение сроков обучения и ресурсов на обучение специалистов. Предмет КТО – обучающиеся. Средствами КТО являются совокупность дидактических, математических, информационных, программных и технических средств, на основе которых проектируется и реализуется КТО.

Противоречия при разработке компьютерных УТС ВМФ определяют содержание проблемы создания КТО для подготовки кадров ВМФ.

В настоящее время проблема имеет несколько основных взаимосвязанных аспектов: нормативно-технический, информационный, дидактический и организационный.

Нормативно-технический аспект. Разработка компьютерных УТС для ВМФ выполняется в соответствии с ГОСТ РВ 15.203-2001. Данный стандарт распространяется на ОКР и составные части ОКР по созданию (модернизации) систем, комплексов, образцов военной техники и их составных частей, выполняемых в интересах обороноспособности и безопасности России, а особенности проектирования УТС, предназначенных для обучения (подготовки), не учитывает. Ни в одном государственном стандарте не прописаны задачи и требования к дидактическому обеспечению разработки УТС, термины и определения, общие требования к содержанию, стилю и оформлению. Поэтому головной исполнитель, исходя из своего опыта и понимания процесса, прописывает дидактические требования в своем документе «Руководящие указания по конструированию», конкретизирует требования, нормы и правила разработки КОП и методических документов.

Отсутствие нормативной базы может привести к различному толкованию у заказчика и исполнителей назначения разрабатываемых средств и ожидаемых результатов их функционирования. Проблема выпуска необходимых для разработки УТС государственных стандартов поднимается уже в течение десяти лет, но так и не решена.

Информационный аспект. Предприятия промышленности не могут иметь закрытую документацию для разработки сценариев по конкретным средствам ВВТ, если они не участвовали раньше в каких-либо работах, связанных с этими средствами ВВТ по Госзаказу или по линии военно-технического сотрудничества. Обычно вопросы поставки документации и разрешение на фотографирование образцов ВВТ на кораблях в установленном порядке решаются директивами органов военного управления.

Практика разработки УТС показала, что установленный порядок работает по-разному, поэтому данная проблема решается долго и мучительно как на уровне органов военного управления, так и на местах с командованием и компетентными органами.

Поэтому вопросы поставки в согласованные сроки необходимой документации, в том числе и ИЭД, и разрешение на фотографирование в установленном порядке образцов ВВТ на кораблях или во ВМУЗ должны быть отражены в тактико-техническом задании и договоре.

Дидактический аспект. При разработке УТС как средства КТО, помимо нормативных видов обеспечения (технического, математического, программного, информационного и др.), обязательно должны быть проработаны вопросы дидактического обеспечения:

–      выполнение квалификационных требований к специалисту;

–      реализация требований учебных планов и программ, руководящих документов;

–      определение (уточнение) перечня АУЗ (определение соотношения форм проведения занятий – автоматизированных и традиционных) и соответствие их учебным планам и программам;

–      разработка сценариев базовых КОП;

–      разработка необходимого контента (в общем случае под контентом понимаются содержание учебного курса, различные учебные материалы, пособия, методики, задания, тесты и контрольные мероприятия [6]);

–      определение дидактических требований к системе в целом и ее элементам.

Наиболее серьезный и ответственный участок – разработка сценариев КОП, которая имеет заданные объемы, требования, сроки, а также требует финансовых затрат.

До недавнего времени промышленность привлекала профессорско-преподавательский состав по договорам подряда на творческие работы по разработке сценариев КОП и сопровождению их разработки. В настоящее время такая практика запрещена. В соответствии с «Примерными нормами времени для планирования и учета труда преподавателей образовательных учреждений МО РФ» на разработку дидактических и учебно-методических материалов для проведения учебных занятий с использованием ЭВМ преподавателю отводится до 100 часов рабочего времени на двухчасовое занятие. Пользуясь данными нормами, руководство ВМУЗ в рамках военно-научного сопровождения обязывает участвовать преподавателей в разработке сценариев КОП для проектируемых АСО, а принуждение к работам никогда не приводило к хорошим результатам.

Требуется заинтересовать и найти легитимные формы привлечения педагогов ВМУЗ к разработке дидактического обеспечения (в первую очередь сценариев КОП) для компьютерных УТС.

Организационный аспект. Участниками процесса создания УТС в ходе выполнения ОКР по Гособоронзаказу со стороны заказчика являются органы военного управления ВМФ, департамент обеспечения Гособоронзаказа Минобороны РФ, департамент образования Минобороны РФ, военно-морские учебные и научно-исследовательские учреждения, осуществляющие военно-научное сопровождение, военное представительство Минобороны, со стороны исполнителя – головной исполнитель и соисполнители. Каждый из участников решает определенный круг задач, но только головной исполнитель и соисполнители в соответствии с условиями контракта несут юридическую ответственность за выполнение работ в соответствии с требованиями тактико-технического задания в установленные сроки.

Существующая организация разработки именно компьютерных УТС для теоретического обучения не определяет юридических отношений между главными создателями КТО: исполнителями работы (предприятиями промышленности) и ВМУЗ, которые обладают необходимым контентом и педагогическими кадрами.

Проблема создания КТО с использованием разрабатываемых компьютерных УТС, предназначенных для обеспечения теоретического обучения специалистов ВМФ, может быть решена только с обязательным привлечением ВМУЗ (по договору с головным исполнителем) к проектным работам по дидактическому и информационному обеспечению разработки УТС. Привлечение ВМУЗ к проектным работам должно быть отражено в соответствующих государственных стандартах.

Литература

1.     Захаров В.Л., Ильин В.А., Кушнарев А.Г. Оперативно-тактическая система ВУНЦ ВМФ. Какой ей быть? // Оборонный заказ. 2010. № 28.

2.     Дорот В., Новиков Ф. Толковый словарь современной компьютерной лексики. СПб: БХВ-Петербург, 2002.

3.     Татаринов А.А. Анализ и оценка технического уровня существующих УТС и других технических средств обучения в ВМФ РФ: сб. стат. 20 межвуз. НТК ВМИРЭ им. А.С. Попова, 2009.

4.     Довженко В.Н., Рисунков В.Б., Стручков А.М., Туровский О.М. Использование современных информационных технологий в системе подготовки кадров для ВМФ // Морской сборник. 2009. № 12.

5.     Печников А.Н., Ветров Ю.А. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения. СПб: БГТУ «Военмех», 2003. С. 12–13.

6.     Римашевский А.А., Ильин В.А., Праводелов А.С. Компьютерные системы обучения и тренажа для военно-морских институтов // Морской сборник. 2006. № 5.

References

1.  Zakharov V.L., Ilin V.A., Kushnarev A.G.,  Oboronny zakaz [Defense order], 2010, no. 28–29.

2.  Dorot V., Novikov F.,  Tolkovy slovar sovremennoy kompyuternoy leksiki  [Modern computer lexis dictionary], SPb, BKhV-Peterburg, 2002.

3.  Tatarinov A.A.,  Sbornik  statey 20 mezhvuz.  nauch.-tekh-nich. konf.  VMIRE im. A.S. Popova  [Proc. of XX  interacademic conf. VMIRE n.a. A.S. Popova], 2009.

4.  Dovzhenko V.N., Risunkov V.B., Struchkov A.M., Turovsky O.M., Morskoy sbornik [Russian Navy], 2009, no. 12.

5.  Pechnikov A.N., Vetrov Y.A.,  Proektirovanie i primenenie kompyuternykh tekhnology obucheniya  [Engineering and applica-tion of computer training technologies], SPb, BSTU, 2003, pp. 12–13.

6.  Rimashevsky A.A., Ilin V.A., Pravodelov A.S.,  Morskoy sbornik [Russian Navy], 2006, no. 5.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=3461
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (7.68Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.35Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2013 год. [ на стр. 55-60 ]

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: