На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
17 Июня 2024

Создание автономного тренажера для подразделений радиотехнических войск

Trainer creation for radio-technical troops subdivisions
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2013 год. [ на стр. 78-81 ]
Аннотация:Основу современного обучения боевых расчетов подразделений радиотехнических войск боевой работе составляют тренажеры, которые представляют собой программно-технические комплексы, встроенные непосредственно в соответствующие радиолокационные станции, и комплексы средств автоматизации. Это обусловливает высокую затратность тренировок из-за необходимости включения при их проведении соответствующих образцов вооружения и военной техники. Кроме того, на встроенных тренажерах довольно трудно организовать проведение комплексных тренировок. Поэтому весьма актуальной задачей является создание автономного тренажера для радиотехнических подразделений. Создаваемый тренажер (по имитируемой обстановке) должен быть в высшей степени адекватным соответствующим образцам боевой техники. В данной статье описываются структура, состав и основные характеристики автономного тренажера «Тест» для подразделений радиотехнических войск, созданного в НИИ «Центрпрограммсистем» (г. Тверь). Тренажер «Тест» обеспечивает проведение всех видов тренировок (индивидуальные, автономные, комплексные) боевых расчетов радиолокационных рот и радиотехнических батальонов, оснащенных современными цифровыми радиолокационными станциями. По структуре построения тренажер представляет собой локальную вычислительную сеть, состоящую из сервера, АРМ руководителя обучения, АРМ обучения операторов РЛС и АРМ обучения операторов комплексов средств автоматизации. На АРМ руководителя обучения реализованы функции, обеспечивающие подготовку учебно-тренировочных заданий, управление ходом проведения тренировки, оценку результатов тренировки, ведение оценочных листов обучаемых и журнала успеваемости. Другие АРМ, входящие в состав тренажера, имитируют принципы работы и информационные модели, адекватные принципам и моделям соответствующих реальных образцов вооружения, что снимает остроту перехода от тренажера к работе на боевой технике. Тренажер «Тест» прошел государственные испытания и рекомендован к серийному производству.
Abstract:Simulators are the basis of current combat training for combat units of technical troops subdivisions. These simulators are represented by automation facilities sets and inbuilt software and hardware complexes in relevant radar station. Consequently investment of trainings is high because of the need to activate relevant prototypes of weapons and military equipment while carrying. Besides, carrying of complex trainings on inbuilt simulators is rather difficult. So self-contained simulator creation for technical troops subdivisions is relevant objective. A simulator (in simulated situation) must be in compliance with military equipment prototypes. This article describes a structure and general capabilities of a self-contained simulator «Test» created by R&D Institute «Centrprogrammsystem» (Tver) for technical troops subdivisions. The simulator «Test» provides carrying out of all types of trainings (individual, independent, complex) for combat units of radar-location and radio-technical squadrons fitted with modern digital radar stations. As for structure, the simulator is made as local area network which consists of server, automated working station (AWS) of education chief, automated training working station of radar operator and automated training working station of automa-tion facilities set operators. The AWS of education chief helps to imitate functions which provide educational trainings prepa-ration, training process control, training performance measurement, trainee scorecards maintenance and gradebook mainte-nance. Other AWS in the simulator structure imitate work principles and information models that are in compliance with princi-ples and models of real issue type. It simplifies the transition from a simulator to military equipment. The simulator «Test» has gone through official test and is recommended to batch series line production.
Авторы: Арепин Ю.И. (arep@cps.tver.ru) - НИИ «Центрпрограммсистем», г. Тверь, г. Тверь, Россия, доктор технических наук, Момот Н.Б. (smaniv@mail.ru) - НИИ «Центрпрограммсистем» (зав. отделом), г. Тверь, Россия, Долгий В.А. (smaniv@mail.ru) - НИИ «Центрпрограммсистем» (вед. научный сотрудник), г. Тверь, Россия, кандидат технических наук, Коваленко А.И. (smaniv@mail.ru) - НИИ «Центрпрограммсистем» (ст. научный сотрудник ), г. Тверь, Россия
Ключевые слова: комплекс средств автоматизации., рлс, трени-ровка, учебно-тренировочное задание, обучаемые, руководитель обучения, арм, тренажер
Keywords: automa-tion facilities set, radar station, training, educational training, trainee, education chief, workbench, simulator
Количество просмотров: 10726
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (7.68Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.35Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Существующий парк тренажеров радиотехнических войск (РТВ) представляет собой конкретный набор программно-технических комплексов, встроенных непосредственно в соответствующие боевые образцы вооружения и военной техники. Как следствие, возникает необходимость включения образцов вооружения и военной техники при проведении тренировки, что является затратным мероприятием. Кроме того, встроенные тренажеры не всегда обеспечивают проведение всех видов тренировок боевых расчетов в требуемых режимах работы и условиях применения с задачей практического слаживания номеров расчетов и оценкой уровня их практической подготовленности. Таким образом, современный тренажный комплекс должен обеспечивать

–      возможность проведения всех видов тренировок (индивидуальной, автономной, комплексной) боевых расчетов без использования реальных образцов вооружения;

–      возможность проведения всех видов тренировок боевых расчетов с отработкой всех способов ведения боевых действий по единому замыслу;

–      возможность автоматизированного формирования (выбора) вариантов учебно-тренировоч­ных заданий (УТЗ) в соответствии с замыслом тренировки;

–      формирование вариантов УТЗ с учетом возможности имитации ударов средств воздушного нападения в любом тактическом построении с подыгрышем всех типов целей и способов их боевого применения;

–      возможность оперативного вмешательства в процесс отработки УТЗ путем изменения состава воздушных объектов, маршрутов полета и способов преодоления системы ПВО;

–      высокую степень адекватности имитируемой информационной модели реальной, реализованной в боевых образцах вооружения;

–      возможность подыгрыша не задействованных в тренировке средств и образцов вооружения;

–      документирование результатов тренировки и оценку профессиональной подготовленности боевых расчетов.

Тренажер «Тест», созданный в НИИ «Центрпрограммсистем» для подготовки боевых расчетов подразделений РТВ, обеспечивает выполнение сформулированных выше требований в полном объеме.

Тренажер представляет собой локальную вычислительную сеть, в состав которой входят сервер БД, АРМ руководителя обучения (АРМ РО) с двумя мониторами, АРМ обучаемых операторов современных цифровых РЛС (АРМО РЛС), АРМ операторов комплексов средств автоматизации пунктов управления подразделений РТВ (АРМО КСА).

Технологически все АРМ созданы на базе персональных компьютеров, что позволило обеспечить высокую адекватность имитируемых информационных моделей реальным моделям, реализованным в РЛС и в КСА. Для отработки моторных действий операторов РЛС в составе АРМО РЛС используются сенсорные мониторы, на которых реализованы пульты управления РЛС.

Тренажер «Тест» создан в пяти вариантах исполнения, определяемых составом подразделений РТВ. В соответствии с этим количество АРМО в составе тренажера может быть от 8 до 15.

АРМ РО тренажера «Тест» обеспечивает информационную поддержку действий руководителя обучения на всех этапах проведения тренировки.

До подготовки УТЗ на АРМ РО заблаговременно обеспечиваются

–      ввод цифровой карты местности;

–      нанесение на карту объектов группировки ПВО, а также приграничных полос и воздушных трасс полетов авиации;

–      ввод данных по летно-техническим (ЛТХ) и тактико-техническим характеристикам (ТТХ) средств воздушного нападения противника;

–      ввод данных по ТТХ РЛС и КСА подразделений РТВ;

–      ввод данных по составу групп администраторов БД, руководителей обучения и боевых расчетов подразделений РТВ;

–      ввод тем индивидуальных тренировок операторов РЛС и КСА и нормативов боевой работы операторов боевых расчетов РЛС.

При формировании замысла тренировки и подготовке УТЗ на АРМ РО можно осуществить

–      ввод и редактирование данных по целям, участвующим в налете, по опорным точкам маршрута полета целей, по метеообстановке;

–      отображение границ радиолокационного поля подразделений РТВ и зоны огневого подавления;

–      формирование налета средств воздушного нападения, задаваемого обобщенными характеристиками;

–      формирование, просмотр и запись в БД сформированных вариантов УТЗ;

–      вызов на отображение записанных в БД вариантов УТЗ;

–      объединение нескольких вариантов УТЗ в один;

–      удаление маршрутов из варианта УТЗ;

–      добавление маршрутов в вариант УТЗ;

–      изменение маршрутов полета средств воздушного нападения;

–      изменение данных по опорным точкам маршрута.

В ходе тренировки на АРМ РО производятся

–      выбор вида тренировки и варианта УТЗ;

–      закрепление имитируемых АРМО РЛС и АРМО КСА за зарегистрированными обучаемыми из состава боевых расчетов РТВ;

–      ввод данных по взаимодействию объектов группировки ПВО и по нарядам средств поражения объектов;

–      моделирование полета средств воздушного нападения в соответствии с выбранным вариантом УТЗ;

–      имитация противодействия средств воздушного нападения системе ПВО путем маневра по курсу, скорости и высоте полета;

–      имитация противодействия радиоэлектронных систем средств воздушного нападения системе ПВО путем постановки активных и пассивных помех;

–      имитация огневого подавления противником системы ПВО и объектов обороны;

–      отображение на АРМ РО имитируемого варианта УТЗ в виде налета средств воздушного нападения;

–      прерывание и многократное воспроизведение имитируемой воздушной и помеховой обстановки;

–      оперативное изменение (редактирование) в ходе тренировки исходных данных по выделенным воздушным объектам;

–      формирование и выдача команд на АРМО КСА и РЛС;

–      ускорение процесса имитации полета воздушных объектов;

–      вызов на отображение в ходе тренировки на АРМ РО информации с АРМО РЛС и АРМО КСА;

–      документирование и отображение результатов тренировки обучаемых (боевых расчетов).

Для выполнения перечисленных функций в составе АРМ РО предусматривается наличие двух мониторов: на одном мониторе АРМ РО отображаются вариант УТЗ и динамика его развития, а на другом – вызванная руководителем обучения информационная модель любого АРМО РЛС (КСА).

На этапе проведения разбора занятий обеспечиваются обработка задокументированных результатов сопровождения РЛС воздушных целей, формирование и выставление на их основе оценки за тренировку, обработка временных данных по выполнению обучаемыми поступивших команд управления и формирование на их основе оценки за тренировку, автоматизированное оценивание уровня подготовленности обучаемых в соответствии с требованиями нормативных документов.

Кроме того, отображается следующая нормативно-справочная информация: ЛТХ воздушных объектов, ТТХ РЛС, КСА и средства постановки активных и пассивных помех, наряды средств поражения объектов, задания для операторов КСА, темы занятий для индивидуальной подготовки, список учебных групп.

При обеспечении подготовки и проведении занятий по теоретической подготовке производятся

–      выдача на отображение перечня тем учебных вопросов, контрольных вопросов к ним и учебных материалов;

–      назначение обучаемым учебных вопросов;

–      выдача и отображение правильных ответов на контрольные вопросы;

–      автоматизированное ведение оценочных листов и журнала успеваемости;

–      текущий контроль знаний обучаемых на групповых занятиях;

–      итоговый контроль знаний обучаемых по предмету обучения;

–      автоматизированная оценка уровня теоретической подготовленности боевых расчетов.

На АРМО РЛС осуществляется имитация функционирования РЛС во всех режимах работы с выполнением следующих функций:

–      включение и выключение РЛС;

–      обнаружение, определение пространственных координат, траекторных параметров и сопровождение воздушных объектов;

–      управление отображением информации о воздушных объектах, радиолокационной и графической информации, полных формуляров трасс сопровождаемых воздушных объектов;

–      выбор масштабов отображения радиолокационной информации на КЗИ и режимов обзора пространства РЛС;

–      управление установкой и отображением зон разрешенного автозахвата и секторов запрета излучения;

–      определение государственной принадлежности воздушных объектов;

–      отработка распоряжений, поступающих от АРМО КСА;

–      управление режимами помехозащиты РЛС;

–      выполнение команд по сопровождаемым трассам;

–      обнаружение и сопровождение целей в автоматическом режиме;

–      взятие на сопровождение целей в полуавтоматическом режиме;

–      назначение и отмена сектора биологической защиты, запрета излучения, максимальной мощности, телецентра;

–      изменение номера трассы, отображение и отмена траектории движения трассы цели;

–      назначение и отмена зон бланка, завязки трасс, сектора запрета излучения, строба местных предметов;

–      получение информации о координатах воздушных объектов;

–      вызов полного, сокращенного или короткого формуляра;

–      определение расстояния между двумя целями;

–      смещение центра радиальной круговой разведки;

–      имитация управления режимами работы РЛС;

–      отображение траектории движения воздушных объектов, карты помех, сетки ПВО, линии государственной границы, воздушных коридоров полета воздушных объектов, зоны обнаружения;

–      назначение и отмена зоны завязки трасс, зоны бланка, зоны дипольных помех, сектора активных помех;

–      управление отображением экстраполяционных и координатных точек, эхо-сигналов и истории трасс;

–      управление излучением РЛС.

На АРМО КСА обеспечивается имитация функционирования КСА во всех режимах работы с выполнением следующих функций:

–      автоматизированный запуск программного обеспечения при включении и выключении АРМ;

–      отображение заданного района электронной карты;

–      обеспечение приема, обработки и отображения воздушных объектов на фоне карты, обнаруженных и сопровождаемых на АРМ обучаемых операторов РЛС;

–      обеспечение управления режимами отображения графической и текстовой информации по выбору оператора (формуляры, масштабы, смещение центра, выделение воздушного объекта по вводимому номеру, селекция воздушных объектов по параметрам и абонентам, отображение обстановки в режиме «лупа», вызов статики, квитанций, справок);

–      осуществление отбора по различным признакам, выбираемым пользователем, принимаемой и выдаваемой радиолокационной информации;

–      прием и отображение команд от вышестоящего командного пункта;

–      ввод и выдача на подчиненные и взаимодействующие абоненты команд и распоряжений;

–      изменение характеристик воздушных объектов по команде оператора;

–      выполнение расчетных задач по подлетному времени к госгранице и радиолокационному полю, расчету границ радиолокационного поля;

–      отображение зафиксированного времени пересечения госграницы указанным воздушным объектом;

–      смещение центра кадра общей обстановки в указанную координатную точку;

–      отображение координат маркера в различных системах координат;

–      вызов кадра технического состояния абонентов;

–      включение звуковой сигнализации и мерцания цели при пересечении государственной границы.

Анализ перечня и содержания функций, выполняемых в комплексе систем тренажера «Тест», показывает, что они в высокой степени адекватны функциям, реализованным в боевых образцах.

На основании изложенного можно сделать вывод, что тренажеры, построенные на сети персональных компьютеров, обеспечивают реализацию всего цикла подготовки операторов, от теоретической подготовки до отработки основных навыков практической работы на боевой технике. При этом обеспечивается значительная экономия энерго- и моторесурсов реальных образцов вооружения и военной техники.

Литература

1.    Раскин Джеф. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. СПб–М.: Символ, 2006.

2.    Алтунин В.К. Обучающие системы и тренажеры // Программные продукты и системы. 1995. № 3.

3.    Трембач В.М. Основные этапы создания интеллектуальных обучающих систем // Программные продукты и системы. 2012. № 3. С. 147–151.

4.    Шукшунов В.Е., Янюшкин В.В. Проектирование тренажно-моделирующих комплексов нового поколения // Программные продукты и системы. 2012. № 4. С. 192–200.

References

1.  Jef Raskin,  The Humane Interface: New Directions for De-signing Interactive Systems, Addison-Wesley Professional, 2000.

2.  Altunin V.K.,  Programmnye produkty i sistemy  [Software and Systems], 1995, no. 3.

3.  Trembach V.M.,  Programmnye produkty i sistemy  [Soft-ware and Systems], 2012, no. 3, pp. 147–151.

4.  Shukshunov V.E., Yanyushkin V.V.,  Programmnye pro-dukty i sistemy [Software and Systems], 2012, no. 4, pp. 192–200.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=3466
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (7.68Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.35Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2013 год. [ на стр. 78-81 ]

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: