На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2021 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,441
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,408
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,704
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,417
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,382
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 9837
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 149
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 384
Десятилетний индекс Хирша: 71
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2021 год: 196
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2021 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 4
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2021 год по тематике "Кибернетика" 2

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2021 гг. на сайте РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
19 Июня 2023

Психосемантический подход к оценкам сложности автоматизированных информационных систем

Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2007 год.
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Фомина И.К. (fominga@list.ru) - Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова (доцент), Санкт-Петербург, Россия, кандидат технических наук, Кушвид Р.В. () -
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 10825
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (1.53Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Общая эффективность действия автоматизированных информационных систем (АИС) зависит от ряда факторов: совершенства технологического оборудования и системы комплексной автоматизации, уровня профессионального мастерства пользователя, взаимной приспособленности человека и автомата как звеньев единой комплексной системы управления. Важнейшее значение имеют исследования проблем психологического анализа взаимодействия человека и АИС: процессов управления, совершенствования методов разработки многоуровневой адаптации человека и машины в автоматизированных системах, эргономических принципов отображения информации человеку-оператору и эффективного использования компьютеров в управлении.

Учитывая две фундаментальные составляющие АИС – программное и техническое обеспечение – необходимо говорить о возникновении третьей – «человеческого обеспечения».

Программное обеспечение АИС представляет собой особым образом упорядоченные алгоритмы (в широком смысле этого слова), построенные по принципу иерархического применения различных языков представления. Таким образом, современная программно-техническая система как объект разработки есть организованная, иерархическая система знаний. В идеале хотелось бы иметь механизм, который позволял бы оценить степень организованности, упорядоченности таких знаний, аддитивный при этом к классу языкового представления. В дальнейших выводах будем опираться на гипотезу, что субъектное семантическое пространство представляет собой уровни абстрагирования, где каждый верхний уровень выступает метаязыком по отношению к нижнему уровню.

Если принять упрощение, что язык есть особым образом упорядоченный набор правил манипулирования словами (символами, лексемами), то возникает проблема: «каких, сколько символов и в какой иерархии представлять в документе (программе), чтобы эффективность прочтения и понимания, представленных знаний для человека была оптимальна?».

Здесь уместно вспомнить об оценке сложности системы и соответствующих показателях качества: метрики Холстеда, Джилба, Мак-Кейба и пр. Многие из этих показателей строятся на идеях шенноновской меры – энтропии. Однако практическое применение энтропийных метрик оценки сложности программного обеспечения наталкивается на проблему точности и достоверности данных расчета, что заставляет их авторов и пользователей вводить ряд ограничений и допущений. Это происходит в первую очередь из-за неправильного моделирования человеческого аспекта в определении понятия «сложность». В основу метрик закладывается посыл «элементарного альтернативного выбора», и это является абсолютным фактом при двоичном представлении данных, но некорректно так же моделировать и человеческое восприятие информации. Если в качестве источника обработки информации рассмотреть человеческий мозг, то очевидно, что представление данных (знаний) усложняется возможностью «параллельного» восприятия нескольких символов и их классификации, то есть возможности выбора.

Применим концепцию энтропии источника сообщений Шеннона как меру энтропии приемника сообщений. Восприятие человека представим как упорядоченный выбор знаков ni, заданных на множестве ni ÎN ³ k, где g – число одновременно узнаваемых (классифицируемых) знаков. Тогда процесс распознавания фактически является итерационной процедурой последовательного разбиения множества N на g (непустых) подмножеств. Энтропия приемника (человека) сообщений представима как H=åpi logg(1/pi). Чтобы определить значение числа g, обратимся к известным фактам: числовые ограничения одновременного восприятия зрительных (структурных) единиц информации носят количественный характер интервала восприятия [4¸10] знаков.

Авторами была разработана методика определения значения g из обычной текстовой информации. Исследования множества текстов четырех языков (русский, английский, немецкий, французский) из Интернета позволяют определить «многоканальность» человека. Критерием оценки параллельности восприятия человеком информации может послужить значение g=8 ± D, где D – калибровочное значение, определяемое от физиологических способностей конкретного индивидуума.

Сличая показатели энтропии знаний (как языка символов) с условно идеальной (расчетной) нормой энтропии, получаем предпосылки к возможности оценки и оптимизации исходного представления информации к наиболее удобному виду ее восприятия. Таким образом, можно проводить оценку сложности АИС исходя из идей «человеческого обеспечения», характеризующего субъект обработки информации (человека) в отличие от объекта – вычислительной техники (программное и техническое обеспечение).


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=423
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (1.53Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2007 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: