ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2016 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,493
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,389
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,732
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,364
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,303
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 5022
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 355
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 499
Десятилетний индекс Хирша: 11
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2016 год: 304
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2016 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 11

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2016 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2017

Автоматизация и интеллектуализация управления группировками Вооруженных сил

Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2006 год.[ 20.03.2006 ]
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Ляпин В.Р. () - , ,
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 7973
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (1.26Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Сложность современной военной управленческой деятельности настоятельно потребовала автоматизации управления войсками (силами) на всех уровнях и информатизации интеллектуальной творческой деятельности должностных лиц органов управления, то есть необходимости создания военных систем информационного обеспечения.

Так, в документе КНШ США «Единая перспектива 2010» [1], отмечено, что для эффективного ведения военных операций необходимо создать систему информационного обеспечения, построенную на основе принципа функциональной интеграции разрозненных информационных средств (разведки, связи, навигации, управления оружием и др.) с опорой на услуги глобальных телекоммуникационных сетей как военного, так и гражданского назначения. Применение принципа функциональной интеграции приведет, по мнению ведущих аналитиков, к появлению нового качества – возможности систематического наблюдения за изменяющейся обстановкой в любом регионе мира, ее динамической оценки и точного наведения ударных средств в любой точке земного шара для решения задач и стратегического, и тактического уровня.

Вопросам автоматизации управления войсками (силами) уделялось и уделяется внимание и в Вооруженных силах (ВС) Советского Союза и России. Однако разработки в области автоматизации управления группировками ВС касаются в основном частных вопросов автоматизации отдельных систем, видов ВС или отдельных объединений. То есть системного разрешения проблемы управления группировками ВС не проводилось.

Предпосылки к возможности системной автоматизации управления группировками ВС создают последние достижения в области технологий создания комплекса средств автоматизации (КСА), систем связи и информационных технологий. Они позволяют выделить ряд приоритетов, которые целесообразно соблюдать при организации работ по автоматизации управления группировками ВС.

Первый приоритет [2] вытекает из того, что, несмотря на изменения в средствах и способах борьбы, современные военные действия носят и будут носить общевойсковой характер. Об этом свидетельствуют концепции воздушно-наземной и воздушно-наземно-морской операций, опыт всех последних локальных войн и военных конфликтов. Поэтому КСА должны развиваться прежде всего на общевойсковой основе. Именно общевойсковые АСУ и КСА могут объединять разрозненные видовые и родовые группировки войск (сил) в единые управляемые функционирующие по общим закономерностям системы. Составными частями («вертикальными стволами») общевойсковой АСУ могут стать подсистемы управления силами авиации, флота, разведки, а также техническим, тыловым обеспечением и другие подсистемы. Для создания общевойсковой АСУ в силу специфики применения требуется привлечение видов ВС, специальных войск, тыла и других структур. Однако для них должны быть четко установлены военные, технические и технологические требования и ограничения.

Второй приоритет указывает на недопустимость отрицательного баланса в информационных возможностях КСА управления группировками ВС с аналогичными комплексами управления потенциальных противников. Это обусловлено тем, что в настоящее время развитие вооруженной борьбы привело к очередному ее этапу, в котором решающее значение на ход и исход борьбы оказывает информационное противоборство. При наличии современных средств поражения преимущество получает группировка ВС, которая раньше разведает объекты противоборствующей стороны, передаст о них информацию, спланирует и реализует необходимые по ним воздействия своими средствами.

Информационное превосходство предполагает первоочередное развитие средств автоматизации управления, связи, разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) с целью создания глобальной информационно-управляющей структуры. Такая структура должна обеспечивать автоматизированное управление всеми силами и средствами группировок ВС, начиная со стратегического звена управления и заканчивая отдельным солдатом, практически в реальном масштабе времени.

Третий приоритет развития автоматизации управления группировками ВС состоит в интеллектуализации КСА управления войсками (силами) и обусловлен возрастающей сложностью систем вооружения и военных действий в целом, что увеличивает необходимый объем информации о противнике, своих войсках (силах), об условиях ведения военных действий, а также о командно-распорядительной информации, циркулирующей в органах управления группировками ВС.

Современная вооруженная борьба уже на оперативном уровне включает применение десятков тысяч средств во всех сферах: на земле, в воздухе, на море и в космосе. Каждое из средств обслуживается, применяется и управляется как одним человеком, так и коллективами. Управление таким количеством сил и средств требует получения, сбора, обработки, обобщения и отображения информации.

Появление ЭВМ в КСА органов управления создает только предпосылки для разрешения проблемы обработки информации и ее представления в виде, возможном для восприятия и выработки рациональных способов решения боевых задач. ЭВМ сами по себе не способны разрешить эту проблему, что ярко подтвердили попытки создания новых КСА управления объединениями на локальных сетях ПЭВМ.

Подобные системы, не начиненные интеллектом, останутся простыми информационно-справочными системами с возможностью решения частных расчетных задач. Однако такие системы при их использовании для управления войсками (силами), рождают противоречия между необходимостью учета взаимного влияния боевых и информационных полей и действий разновидовых и разнородных войск (сил) и средств и возможностью такого учета при частном характере информационных и расчетных задач.

Для ликвидации этого противоречия в КСА необходимо вводить комплексные математические модели (экспертные системы), позволяющие моделировать процесс принятия решения экспертом (лицом, принимающим решения) и применять правила из баз знаний в очерченной области. Такие модели должны адекватно отражать реальные условия и средства вооруженной борьбы, учитывать закономерности их функционирования и взаимные связи между ними.

При достаточно большом быстродействии вычислительных средств, когда моделирование военных действий в несколько десятков раз быстрее реального их развития, комплексные математические модели (экспертные системы) возможно применять для управления войсками (силами) непосредственно при выполнении боевых задач.

Экспертные системы, используемые в КСА управления группировками ВС, интенсивно разрабатываются (в частности в США) в рамках создания боевой информационной системы управления ВС ABIS. Предполагается, что система ABIS будет представлять собой глобальную информационно-уп­равляющую сеть, которая обеспечивает все органы управления и непосредственно участников боевых действий необходимой им в данное время информацией в удобной для восприятия форме. Кроме того, в системе должны быть так называемые «интеллектуальные программные агенты» (экспертные системы), которые позволяют органами управления на основе имеющейся информации «имитировать» различные варианты действий для выбора наилучшего [3].

Для российских ВС необходимые экспертные системы и комплексные математические модели, обеспечивающие поддержку принятия решений и планирование операций, возможно создать на основе технологии, принятой во ВНИИНСе при разработке многофункционального моделирующего комплекса «Спектр-НВ». В основу новой технологии положено создание имитационно-аналитических моделей сил и средств вооруженной борьбы и геофизических условий с применением принципа объектно-ориентиро­ванного анализа сложных систем. Эти модели образуют информационно-моделирующую среду (ИМС) АСУ российских ВС.

ИМС представляет собой совокупность математических моделей объектов и условий вооруженного противоборства всех видов ВС и родов войск (сил), взаимосвязанных между собой в соответствии с их целевым назначением и свойствами. ИМС построена на единых методологических, технологических, математических и программных принципах с применением единой базы данных. В составе ИМС пять групп моделей:

·     модели систем и средств военного назначения, отражающие свойства отдельных образцов вооружения и военной техники в воздушно-космичес­ком пространстве, на суше и на море;

·     модели группировок войск (сил), отражающие свойства различных воинских формирований, их взаимные связи и особенности, присущие видам, родам войск и уровням командной инстанции;

·     модели систем военной связи и систем управления группировок войск (сил);

·     модели способов действий – элементов решения на операцию (боевые действия) и плана операции (боевых и других действий);

·     модели предполагаемых районов боевых действий, отражающие их физико-географические особенности и элементы инфраструктуры.

Источником информации для ИМС служит интегрированная информационная база данных, в которой хранятся модели сил и средств вооруженной борьбы, модель геоиформационной системы и другие данные. Для поддержания данных по противнику, своим войскам (силам) и по обстановке в интегрированной базе она должна пополняться необходимой информацией от средств разведки, своих и взаимодействующих войск (сил). ИМС, а также базы данных, системы связи и передачи данных и средства разведки образуют информационное пространство АСУ ВС России с блоками (полями) однородной информации (о сухопутной, морской, воздушной, космической, геопространственной, навигационно-вре­менной и другой обстановке).

Именно ИМС и информационное пространство АСУ в целом обеспечат повышение интеллекта КСА. ИМС АСУ является составной частью единой ИМС, а информационное пространство АСУ – составной частью единого информационного пространства российских ВС.

С помощью ИМС, интегрированной базы данных, содержащей информацию о ВС и их группировках, и универсального интерфейса можно создавать модели любых группировок войск (сил) противоборствующих сторон в любом районе России и других районах мира, моделировать их действия и получать результаты прогноза: в стратегическом звене управления – на стратегические действия и специальные операции; в оперативно-стратегическом и оперативном звеньях управления – на фронтовые, флотские, десантные, противодесантные, воздушные, морские операции, другие формы военных действий; в тактическом звене – на бои, удары и боевые действия. ИМС также создает подсистему управления войсками (силами) в ходе военных действий.

Составная часть ИМС АСУ должна содержать модели объектов и процессов повседневной деятельности ВС. Она образует специальное программное обеспечение подсистемы управления повседневной деятельностью.

Обобщая названные приоритеты, практические и теоретические наработки в создании АСУ и ИМС, можно выделить следующие принципы построения перспективных АСУ группировками ВС:

-    объединение в единую глобальную информационно-управляющую сеть всех органов управления, а также сил и средств разведки и РЭБ;

-    наличие вертикальных и горизонтальных связей на всех уровнях управления и взаимодействия;

-    автоматизированная поддержка принятия решений и обеспечение планирования операций (боевых действий) командования всех степеней на основе ИМС АСУ;

-    получение необходимых санкционированных данных любым органом управления в любое время;

-    гибкая структура и способности к непрерывному развитию;

-    модульное построение всех элементов глобальной информационно-управляющей сети;

-    единые стандарты и форматы документов;

-    полная совместимость используемых программных и аппаратных средств;

-    гарантированная защита информации от несанкционированного доступа.

При использовании показанных принципов можно создать единую (общевойсковую) АСУ для ВС государства (коалиции государств) в целом и для группировок ВС любого состава в частности.

Список литературы

1. Зарубежное военное обозрение. -1998.-№1.-С. 21.

2. «Critical» for US Services To Set Up Systems Jointry /Starr B. //Jane’s Defence Weekly. – 1997, T.27, № 25, p. 8.

3. Battlespace System Offers Data Anywhere, Anytime /Ackerman R. K. //Signal. – 1997, T. 51, № 5, pp. 26-29.

4. Зарубежное военное обозрение. - 1997. - №12. - С. 6-10.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=478
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (1.26Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2006 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: