ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2016 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,493
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,389
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,732
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,364
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,303
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 5022
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 355
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 499
Десятилетний индекс Хирша: 11
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2016 год: 304
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2016 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 11

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2016 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2017

Информационно-аналитическое обеспечение принятия решений по социально-экономическому развитию государства

Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2005 год.[ 21.12.2005 ]
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Логиновский О.В. () - , , , Елагин В.В. () - , ,
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 12076
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (1.18Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Существует обширная литература, посвященная различным аспектам теории принятия решений и системы подготовки принятия решений. При этом когда речь идет об управлении государством, основная функция которого состоит именно в принятии решений, то теоретические основы этого процесса исторически описываются методами гуманитарных дисциплин, такими как теория государства и права, государственный менеджмент, политология, геополитика, социология и т.п.

В тоже время объективная база управления государством – это, прежде всего, его экономическое развитие. Содержание последнего раскрывается методами таких наук, как экономика, экономический и финансовый анализ и др. И если на уровне микроэкономичекого анализа технологичность принятия решений хорошо проработана (бухгалтерский учет, аудит, система налогообложения и пр.), то на уровне макроэкономики технологии принятия решений фактически потеряны. В результате складывается ситуация, когда указанные области знаний, необходимые для управления государством, ни теоретически, ни практически не взаимосвязаны.

Современная практика управления государством требует интеграции всех этих наук в целях эффективного управления государством.

На взгляд авторов, синергетический результат подобного объединения может быть достигнут за счет использования теории принятия решений как одной из основных методологических составляющих конгломерата указанных наук при принятии управленческих решений по социально-экономическому развитию государства.

На рисунке 1 представлены основные методы, используемые в теории принятия решений.

Подпись:  
Рис. 1. Основные методы, используемые в теории принятия решений
Другой важнейшей частью методологии подготовки принятия решений управления социально-экономическим развитием государства должна быть социально-экономическая статистика.

Разумеется, что недостаточное использование данных госстатистики в реальном управлении государством имеет и объективные причины:

·           существенное запаздывание информации;

·           чрезмерно большой объем предоставляемой информации;

·     информация предоставляется в жестко структурированных наборах стандартных форм, изменение которых в соответствии с потребностями пользователей – трудоемкий процесс;

·      статистическая информация является труднообозримой, что делает ее практически недоступной для восприятия лиц, принимающих решения (ЛПР).

Таким образом, существующая статистическая база показателей не нацелена на лаконичный анализ имеющейся информации и на возможность принятия обоснованных решений на его основе. Поэтому при принятии решений по социально-экономическому развитию государства в массе своей не используется огромный объем статистических данных.

Таким образом, сложившаяся система подготовки принятия решений по социально-экономическому развитию государства нуждается в серьезной переработке.

Известно, что заинтересованные ведомства государственного аппарата, отвечающие за ту или иную сферу социально-экономического развития государства, располагают разнообразной информацией, однако используется она крайне неэффективно. Более того, ЛПР по стратегическим направлениям развития страны не располагает адекватной имеющимся современным техническим возможностям технологией ее анализа. В результате недостаточной освоенности информации резко падает эффективность принятия решений.

Изменить подобное положение дел становится возможным при использовании предлагаемой технологии, которая формирует для ЛПР такую систему обработки данных и анализа имеющейся информации, которая позволяет создавать через минимум освоенной информации достоверную картину во всех сферах народного хозяйства, а также адекватные создавшейся ситуации управленческие воздействия. А сделать это без использования методов и механизмов, разработанных техническими науками, просто нереально.

Существуют две причины, которые могут привести к принятию неверных государственных решений: недостаток или недостоверность информации, некомпетентность ЛПР или его неумение воспользоваться имеющейся информацией.

Можно совершенно однозначно полагать, что для принятия верного решения ЛПР должно располагать качественной, объективной и непротиворечивой информацией. А отсюда следует, что важнейшим фактором, определяющим эффективность государственного управления, является уровень информационного обеспечения ЛПР, зависящий, конечно, не только от качества и адекватности информации реальному положению дел, но и от скорости, своевременности предоставления требуемых данных. При этом важно обеспечить высокую скорость предоставления данных по имеющимся каналам связи, телекоммуникационным системам, создав условия защиты информации от несанкционированного доступа.

Кроме того, подготовленная для ЛПР информация должна при необходимости детализироваться по его требованиям, то есть в хранилищах данных следует сосредоточивать гораздо большие объемы единиц хранения различных сведений специализированного характера, которые можно обрабатывать по запросам ЛПР.

Жизнь определяет необходимость проведения качественного оперативного мониторинга текущего состояния быстро меняющихся социально-экономических процессов, а, следовательно, и динамично возникающих новых тактических и стратегических задач управления этими процессами, формирования оперативных и стратегических прогнозов развития ситуаций как в масштабе отдельных территорий и регионов, так и страны в целом. Во всех этих случаях должны учитываться все природно-ресурсные, экономические, социально-демографические, экологические и иные особенности рассматриваемых территорий, природно-климатический, промышленный и научно-технический потенциал регионов, включая дислокационные характеристики хозяйственного комплекса и расселения населения.

Подобный подход к информационно-аналитическому обеспечению высшего руководства страны, позволяющий использовать для тактического анализа ситуаций или формирования общей стратегии социально-экономического развития государства современные средства автоматизации управления, сбора, обработки, хранения, передачи и представления данных, дает возможность сделать функции информационно-аналитической системы (ИАС) ЛПР широкими не только по техническим возможностям обработки и визуализации информации, но и по аналитическому блоку.

Дружественный пользовательский интерфейс, возможности скоростного доступа к любой специализированной и агрегированной информации, развитые средства анализа и экспертной оценки данных и многие другие возможности позволяют ИАС дать высшему руководству страны незаменимый инструмент для принятия своевременных управленческих решений, в том числе и многоступенчатого характера, требующих неоднократного сопоставления огромного количества разнохарактерных данных, оптимизации результатов по системам технико-экономических критериев, использования многоступенчатой оценки значительного количества альтернативных вариантов и комплексного анализа положения дел в самые сжатые сроки.

Сегодня большинство ИАС, как правило, ориентированы на подготовку и принятие управленческих решений на уровне отдельных предприятий, фирм, корпораций. Они, к сожалению, не могут быть использованы для государственного управления, а тем более, в условиях современной России.

Управленческая информация, предоставляемая ИАС ЛПР, должна отвечать требованиям: достоверности (корректности), объективности, полноты, актуальности, релевантности, своевременности, комплексности.

Разумеется, управленческая информация содержит: нормативно-правовые акты самого различного назначения и разнообразную документированную информацию; статистические показатели, характеризующие состояние экономики и др. Однако для подготовки и принятия решений по стратегическим направлениям социально-экономического развития России и ее субъектов важное значение имеют многолетние статистические ряды показателей, формируемые Федеральной службой государственной статистики РФ, которые должны быть обработаны с помощью современных средств (факторного анализа, OLAP-технологий, систем DATA-mining и др.). Без подобных средств рассчитывать на то, что использование компьютерных сетей и информационных технологий само по себе обеспечит высокую эффективность управления, совершенно бессмысленно. Это может автоматизировать выполнение лишь рутинных операций (подготовка справок, служебных записок, учетных таблиц и т.п.). Несколько большие возможности предоставляют системы поддержки принятия решений (СППР), экспертные или интеллектуальные информационные системы. Иногда для улучшения управленческой деятельности в органах государственной власти полезны корпоративные информационные системы (КИС), объединяющие в рамках определенной структуры интеллектуальный, технический и технологический потенциалы и дескриптивно автоматизирующие управленческие функции в некий единый комплекс, который, однако, не всегда может стать эффективным средством управления, так как сформированная подобным образом единая информационно-управленческая среда во многом сохраняет недостатки сложившихся алгоритмов подготовки и принятия решений и не позволяет руководству самому оценить всю картину происходящих событий и выбрать наиболее подходящие, возможно, совершенно оригинальные управленческие воздействия.

Именно поэтому руководству государства совершенно необходима собственная ИАС ЛПР.

Создание такой ИАС – это построение самостоятельной системы управления с использованием новейших технологий сбора и анализа информации и формирования эффективных управленческих решений Подпись:  
Рис. 2. Схема подготовки принятия управленческих решений по социально-экономическому
 развитию государства
на базе, разработанной авторами новой концепции ИАС ЛПР по социально-экономическому направлению развития государства.

Концептуальная схема ИАС ЛПР по социально-экономическому развитию государства позволяет, во-первых, видеть при необходимости всю информационную подоснову подготовки управленческих решений; во-вторых, процедуры и содержание всех этапов подготовки принятия решений; в-третьих, алгоритмы и технологии анализа принятых решений и прогнозирования социально-экономической динамики на любой перспективный срок.

Схема подготовки принятия управленческих решений по социально-экономическому развитию государства наглядно отображена на рисунке 2.

Содержание информационного обеспечения управления социально-экономическим развитием государства, технологии подготовки и принятия решений по стратегическим направлениям государственного регулирования, ИАС ЛПР по управлению государством, предложения по формированию стратегии социально-экономического развития государства – все это образует теоретическую и практическую основу, позволяющую ЛПР формировать ключевые положения стратегии социально-экономического развития страны.

В стратегии должны быть четко определены:

1)  статистическая база исходного состояния экономики и прогнозы социально-экономического развития (общий и по секторам экономики), выполненные из расчета сохранения существующих тенденций;

2)  ключевые идеи и задачи, определяющие сущность замысла государственной политики; принципиальные предложения, обязательно учитываемые в процессе движения к поставленной цели (или определенным этапам на этом пути), а также динамика желаемых пропорций экономического роста и т.п.;

3)  временные интервалы с указанием точных конечных сроков (5, 10, 15, 25 лет), на которые планируется достичь однозначно поставленные цели и определить стратегические ориентиры социально-экономического развития государства с фиксированными качественными и количественными параметрами;

4)  хозяйственные механизмы управления социально-экономическими процессами и их модификация по мере решения стратегических задач;

5)  межведомственная и межрегиональная увязка основных показателей социально-экономического развития в соответствии с имеющимися ресурсами всех видов;

6)  методы и средства достижения поставленных целей, учитывающие имеющиеся у органов государственной власти рычаги и возможности воздействия на различные секторы экономики и хозяйствующие субъекты;

7)  технология выбора стратегических вариантов на основе определенных критериев оценки альтернатив;

8)  анализ динамики факторов внешних воздействий и возможных тенденций изменения внешнего окружения в перспективной динамике.

Стратегическая концепция социально-экономического развития государства должна содержать обоснование: пропорций экономического роста; планируемых структурных изменений; воспроизводства природных, трудовых и материальных ресурсов; изменений уровня жизни населения, социального обеспечения и окружающей природной среды; особенностей развития научно-технического прогресса, культуры и искусства.

В составе разделов концепции должны быть отдельно выделены:

–     промышленная политика;

–     аграрная политика;

–     налоговая и финансово-кредитная политика;

–     управление госимуществом;

–     управление природно-ресурсным комплексом;

–     развитие социальной базы;

–     политика в сфере строительства и инфраструктуры (транспорт, связь, информатизация);

–     управление развитием окружающей среды.

Специальные разделы концепции должны быть посвящены обоснованным ориентирам развития: мирового хозяйства, транснациональных корпораций, внешнеэкономической деятельности и торговых связей, геополитических и геоэкономических процессов, а также законотворческой и нормативно-правовой базы государства. Взаимоотношения государственного и частного секторов экономики должны быть четко прописаны с учетом последовательной реализации определенных этапов стратегии социально-экономического развития страны.

Разумеется, что разработка комплексной стратегии социально-экономического развития государства, а затем управление ее реализацией предполагают выполнение большой административно-организационной и научно-аналитической работы. ЛПР по управлению социально-экономическим развитием государства должно эту работу лично координировать, поэтому в стране должен быть создан специальный орган стратегического управления, напоминающий советский Госплан, однако его ключевые задачи необходимо ориентировать именно на разработку и корректировку стратегии социально-экономического развития государства, а оперативное управление хозяйственным комплексом страны, как и сегодня, могло бы осуществлять федеральное правительство вкупе с региональными администрациями.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=482
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (1.18Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2005 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: