ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2016 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,493
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,389
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,732
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,364
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,303
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 5022
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 355
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 499
Десятилетний индекс Хирша: 11
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2016 год: 304
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2016 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 11

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2016 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2017

Военное образование в электронной среде

Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2005 год.[ 24.06.2005 ]
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Ильин В.А. (komandor.99@mail.ru) - Санкт-Петербургский филиал НИИ «Центрпрограммсистем», г. Санкт-Петербург, Россия, доктор военных наук, Римашевский А.А. () - , ,
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 6708
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (1.97Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Нарастающие в мире изменения геополитического, технологического экономического характера делают будущее более непредсказуемым. Расширяется общий спектр военных угроз, возрастает количество участников конфликтов, политические противоречия все чаще разрешаются с применением военной силы.

Завоевание и удержание господства в информационном пространстве, в воздухе (космосе) становится обязательным условием реализации всех оперативно-стратегических концепций боевых действий.

Особенностью, например, военно-морского образования является сложность военно-морских профессий. По нашему анализу, структура обязанностей командира корабля включает в себя составляющие около 15 военно-морских профессий.

При организации военно-морского образования необходимо также учитывать многопрофильность управленческой деятельности специалистов ВМФ, сложность и сочетание сред в которых происходит эта деятельность (воздушно-космическая, надводная, подводная), высокую технологичность и наукоемкость военно-морского вооружения и военной техники.

Следовательно, получение образования должно быть непрерывным и доступным в любое время.

Человечество до настоящего момента придумало три формы обучения: индивидуальное обучение; классно-урочная система; заочное обучение, или экстернат.

Сейчас появляется новая форма обучения – дистанционная. Чаще всего под ней подразумевают именно интернет-обучение, хотя это не совсем верно.

Дистанционное обучение – это, во-первых, корреспондентский метод (его еще называют кейс-технология), максимально приближенный к заочному обучению. В современных условиях в качестве доставки учебных материалов может использоваться электронная почта, а в качестве учебно-методических материалов могут выступать не только электронные учебники, но и обучающие компьютерные программы, различные тренажеры.

Второй метод дистанционного обучения – телевизионный. Основной его недостаток – отсутствие обратной связи.

Кроме интернет-обучения, может использоваться интранет-обучение, то есть использование для доставки информации локальной вычислительной сети, что наиболее приемлемо для военных учебных заведений, где определенную часть информации необходимо защищать.

Информатизация образовательного процесса военно-морских учебных заведений, или, более точно, организация образовательного процесса в электронной среде называется E-Learning. Это комплекс технологий, включающий технические средства организации обучения, контент, процессы управления обучением, позволяющие наиболее эффективно организовать образовательный процесс.

E-Learning – это система, которая в себя включает:

-  систему управления обучением;

-  систему хранения данных и знаний – репозитарий;

-  информационные ресурсы – контенты;

-  систему управления контентом;

-  системы доставки контента.

Основа электронного образования – контент. Контент – это информационные ресурсы (содержимое, информационное наполнение, содержательная информация), совокупность текстовой, графической, аудио- и видеоинформации, представленной слушателю для освоения учебной дисциплины.

Репозитарий – это средства хранения контента, обеспечивающие доступ к данным и знаниям обучающихся и обучающих.

Система управления контентом обеспечивает создание электронных курсов, их поддержание в актуальном состоянии и тиражирование. Она включает в себя программные средства создания контента и аппаратные средства разработчиков контента – преподавателей.

Система доставки контента – совокупность средств передачи знаний и данных обучающимся. Это могут быть сети типа Интернет (сайты образовательных учреждений и компьютеры пользователей) и Интранет (серверы образовательных учреждений и терминалы обучающихся), электронная почта, компакт-диски и другие носители электронной информации (кейс-технологии), средства мультимедиа.

Система управления обучением обеспечивает администрирование и управление процессом обучения, взаимодействие с преподавателями и обучающимися.

В общем случае под контентом еще понимается один или несколько учебных курсов в целом.

Обычно курс состоит из объектов трех типов:

первый тип – статические объекты (текст, графика, звук, видеоматериалы). Обучающийся никак не влияет на них и лишь пассивно усваивает информацию;

второй тип – тесты, предназначенные для проверки усвоения теоретического материала;

третий тип – виртуальные лаборатории – эмулируют АРМы или оборудование, компьютерные тренажеры.

Наибольший интерес для военного дополнительного профессионального образования представляет интерактивный (тренажный) контент – компьютерные модели неких процессов или систем, взаимодействию с которыми или управлению которыми необходимо обучить слушателя. Обучающийся в интерактивном режиме может вмешиваться в процесс, управлять им, а модель во всех случаях вмешательства может адекватно реагировать в соответствии с реальным объектом моделирования. При этом очень важно, чтобы интерактивный контент оставался достаточно наглядным и доходчивым.

Современный компьютерный тренажер – это комплекс программно-аппаратных средств, предоставляющих обучающимся возможность выполнения практических действий с использованием средств имитации реальных или обобщенных систем и процессов.

Можно выделить следующие виды военного контента – обучающий и тренажный: обучающий содержит индивидуальную и групповую его формы; тренажный – индивидуальную, групповую и комплексную.

При этом индивидуальный контент обеспечивает получение знаний; групповой ориентирован на получение обучающимися в группе сходных фундаментальных знаний и умений взаимодействия в коллективе, а комплексный – на получение обучающимися умений и навыков действий и взаимодействия в иерархически организованной группе или боевом расчете.

Совокупность методов создания военного контента для образовательного процесса в электронной среде и его использования можно представить в виде алгоритма:

-  моделирование боевых действий;

-  моделирование деятельности специалиста;

-  моделирование образовательного процесса;

-  моделирование деятельности педагога;

-  моделирование процесса подготовки специалиста;

-  проектирование контента;

-  подготовка педагогов;

-  использование контента – приобретение обучаемым знаний, умений, навыков.

Образовательный процесс в электронной среде весьма схематично включает в себя разработку контента, разработку электронных образовательных материалов (пособий, методических документов и тому подобное), создание модели деятель- ности педагога и подготовку педагогов к работе в E-Learning.

E-Learning обеспечивает переход от «класссно-урочной» системы подготовки к управлению познавательной деятельностью обучающихся с помощью информационных технологий.

Применение системы электронного обучения требует специального построения организационно-образовательной структуры военно-учебного заведения. В такой структуре обеспечивается реализация целей, задач и содержания образования по всем дисциплинам специальности по единому плану, сценарию в строгой дидактико-логической последовательности, отвечающей содержательной части модели деятельности специалиста (командира). Причем управление образовательным процессом осуществляется в соответствии с моделью деятельности специалиста, содержанием его подготовки и требуемым уровнем подготовки.

Таким образом, создаются условия для реализации компьютерных технологий обучения в вузе как инструмента реализации содержания образования не только по одной теме, вопросу и т.п., а в целом по специальности.

При этом специально созданная организационно-образовательная структура военно-учебного заведения (надо отметить, что у каждого вуза она будет иметь свой вид) является важным условием создания электронной (информационной) образовательной среды. Это:

-  аппаратные средства (компьютеры, мультимедийные средства и др.);

-  общесистемное программное обеспечение – операционная система, СУБД, текстовые, графические и табличные редакторы;

-  средства (редакторы) создания контента;

-  контент.

Известно, в целом система электронного обучения представляет собой совокупность аппаратно-программных средств контента, дидактических и методических технологий (педагогики), системы управления образовательным процессом и человеческих ресурсов (обучающих и обу- чающихся). В системе электронного обучения происходит управление знаниями, умениями, навыками.

Безусловно, знания – это совокупность необходимой для решения задачи информации, получаемой за счет желания и способности эту информацию извлекать из огромного объема данных и интепретировать.

Тогда можно заключить, что управление знаниями – это управление информацией, циркулирующей в образовательном учреждении путем соединения целей, задач, содержания образования, структуры и возможностей (аккредитационных показателей) образовательного учреждения информационной культуры и образовательных способностей как обучающих, так и обучающихся.

Это общепринятое определение полностью совпадает с научно доказанным определением автоматизированной системы управления обра- зовательным процессом (АСУ ОП) как целост- ной системы воплощенных принципов, правил, методов и способов реализации целей и содержания воспитания, обучения и развития в образовательном процессе с учетом аккредитационных показателей вуза.

Таким образом, уверенно можно констатировать тот факт, что в военно-морском образовании найден синоним понятию Е-Learning – это и есть автоматизированная система управления образовательным процессом.

Внедрение обучения в электронной образовательной среде требует единства понимания процессов, единых форм представления информации, единых способов их обработки, обеспечения соответствующего качества электронных учебных материалов и образовательного процесса в целом. То есть требуется стандартизация образовательного процесса, электронных учебных материалов с последующей их сертификацией.

Главное преимущество подобной стандартизации в том, что она представляет обучающемуся знания на недостижимом другими средствами уровне.

Электронное обучение позволит:

-  создать конкурентоспособную армию;

-  дать военнослужащим возможности стать полноценными гражданами и быть конкурентоспособными на рынке труда после увольнения в запас;

-  создать единую базу знаний, которая позволит сохранять и совершенствовать опыт ВМФ.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=532
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (1.97Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2005 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: