ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2016 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,493
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,389
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,732
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,364
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,303
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 5022
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 355
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 499
Десятилетний индекс Хирша: 11
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2016 год: 304
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2016 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 11

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2016 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2017

Принципы формирования интерактивных электронных технических руководств на корабельные системы и комплексы

Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2003 год.[ 21.03.2003 ]
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Кочнев В.В. (нет) - НИИ «Центрпрограммсистем», г. Тверь, Россия, кандидат технических наук, Проскуряков Н.В. () - , , , Пыжов О.И. () - , , , Можаев А.А. () - , ,
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 7974
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (0.87Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Интегрированное электронное техническое руководство (ИЭТР) представляет собой структурированный комплекс взаимосвязанных технических данных, предназначенный для предоставления в интерактивном режиме справочной и описательной информации об эксплуатационных и ремонтных процедурах, связанных с конкретным изделием.

Исходя из задач, решаемых на кораблях на основе использования эксплуатационно-ремонтной документации, структуру и содержание ИЭТР можно представить в виде многоуровневой системы, состоящей из 7 модулей.

Модуль 1, «Администрирование», включающий: название ИЭТР, присвоенный номер и его версию (при необходимости), уровень доступа к руководству, дату выпуска, дату последнего и всех предыдущих внесенных изменений, а также (по требованию заказчика) номер редакции руководства, организацию-разработчика, представителя заказчика. Кроме того, представляется адрес для сообщения замечаний и предложений, при необходимости указывается порядок получения дополнительных копий и формат этих копий со списком рассылки, а также перечень документов и технических руководств, на которые сделаны ссылки в данном ИЭТР;

Модуль 2, «Специальная подготовка личного состава», связанный с планированием, контролем и оценкой подготовки личного состава для выполнения функциональных обязанностей в соответствии с руководящими документами ВМФ РФ, техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации корабельных систем и комплексов. Как правило, профессиональная подготовка должна быть нацелена на обеспечение сдачи (подтверждения) курсовых задач.

В состав ИЭТР должны быть включены процедуры контроля и оценки профессиональной подготовки личного состава.

При этом оценочным критерием подготовленности является четкое знание эксплуатационных инструкций, овладение в совершенстве одиночными и групповыми операторскими навыками, боевыми и специальными нормативами по содержанию, обслуживанию, эксплуатации и использованию технических средств в повседневных и боевых условиях. Количественная оценка подготовки проводится по пятибалльной шкале.

ИЭТР должно обеспечивать формирование информационных выборок из базы данных по теме занятий или тренингу, задаваемых пользователем. Для этого в его составе рекомендуется иметь следующие массивы данных (МД): МД «Тема» с тематикой занятий и тренинга в привязке к элементам курсовых задач; МД «Норма» с нормативными показателями оценки подготовки личного состава; МД «ТПМ» с типовым перечнем мероприятий по контролю достигнутого уровня знаний по эксплуатации систем; МД  «Задача» с элементами основных курсовых задач.

Модуль 3, «Эксплуатация», в ИЭТР должен быть представлен следующим составом данных:

а) по корабельным системам: наименование; условное обозначение (индекс, коды ЕСКД, ЕКПС); назначение; параметры и технические характеристики, необходимые для изучения правильной эксплуатации на всех режимах работы и в различных (в том числе предельно допустимых) условиях эксплуатации; меры безопасности при обслуживании; данные по взаимосвязи с другими системами при решении кораблем типовых задач; описание операций при подготовке (проверке) к действию; содержание операций при всех возможных режимах применения и при переводе из одного режима в другой с указанием времени на выполнение операций; порядок наблюдения и контроля во время работы; особенности работы в различных климатических условиях и после длительного бездействия;

б) по комплектующему оборудованию: наименование; марка; заводской номер; судовой номер; наименование документа на поставку; код ОКП и федеральный код; количество; назначение; технические характеристики; режимы работы, определяющие нормальную эксплуатацию; взаимодействие с другими составными частями; способы и средства регулирования с использованием структурных, функциональных и принципиальных схем.

Модуль 4, «Контроль состояния и оценка работоспособности», должен иметь следующие данные: нормативы по освидетельствованиям, проверкам и испытаниям; схемы (маршруты) осмотров и проверок; наименование; марка; габаритные размеры, ТУ на поставку используемых контрольно-измерительных приборов, имитационно-стендового оборудования, инструмента и принадлежностей; схемы подключения; порядок и условия работы; порядок сбора и анализа данных от встроенных систем диагностики; алгоритмы сравнительной оценки параметров технического состояния; расчетные данные для прогнозирования состояния системы и ее составных частей; накопления статистических данных для планирования технического обслуживания и ремонта.

Модуль 5, «Техническое обслуживание, регламентные работы и ремонт», использует при выдаче справочной и иной информации данные модулей 3 и 4 (в части идентификации систем и комплектующих изделий и их технического состояния по результатам проверки), а также дополнительные данные, к числу которых относятся: вид технического обслуживания и ремонта (ТОР), периодичность вида ТОР; перечень и содержание работ вида ТОР с указанием потребного ЗИП и контрольно-измерительных приборов; последовательность (график) процедурно-технологических операций ТОР по системе и комплектующим изделиям с учетом техники безопасности и живучести системы; порядок разборки и сборки комплектующих изделий с показом на графических моделях; порядок и система смазки с приложением химмотологических карт; продолжительность, трудоемкость и потребное количество персонала для проведения работ по виду ТОР; учет данных по расходованию ресурса и отказам комплектующих изделий, поступающих из корабельной автоматизированной информационной системы по техническому обеспечению (КАИС ТО); формирование и передача данных в КАИС ТО для годового и месячного планирования ТОР по боевой части и дивизионам, а также наряда для личного состава на выполнение конкретных работ по виду ТОР, включающего состав работ по ТОР, их трудоемкость и продолжительность, количество потребного ЗИП, наименование и количество смазки и других сред, количество личного состава.

Модуль 6, «Материально-техническое обеспечение технического обслуживания и ремонта», должен получать данные из модулей 3 и 5 в части идентификации систем и комплектующих изделий, потребности в ЗИП на проведение ТОР. Дополнительно для решения собственных задач в модуле должны быть представлены данные по предметам снабжения: наименование, обозначение; документ на поставку; входимость в состав изделия; количество на изделие по видам номенклатур; взаимозаменяемость; технические характеристики; предприятие-поставщик. Данные в базе данных используются для формирования заявки на поставку ЗИП, передаваемую в КАИС ТО для последующей реализации.

Модуль 7, «Характерные неисправности и методы их устранения», должен быть связан с модулями 3 и 5. Информация для поиска и устранения неисправностей должна включать данные по характерным, наиболее часто встречающимся неисправностям (дерево возможных неисправностей), их вероятным причинам и методам наиболее быстрого и простого интерактивного выявления и устранения неисправностей. Пользователю необходимо иметь возможность последовательно вводить в ИЭТР вручную (от встроенной диагностической системы) признаки (симптомы) неисправностей с получением результата на каждом шаге испытаний. Для инициирования действий пользователя должны быть организованы диалоги с вопросами-подсказками по представлению необходимых данных в нужное время. На основании вводимой информации пользователю должны представляться динамично генерируемые рекомендации по дальнейшей последовательности испытаний, в том числе (но не ограничиваясь) с использованием моделей логического вывода. При этом рекомендуемые решения должны представляться на графических моделях (чертежах, схемах) с возможностью выбора наилучших вариантов и со сводкой предыдущих действий и испытаний при поиске неисправностей.

Специфика кораблей как наукоемких изделий судостроения заключается в том, что в их составе в зависимости от типа и класса может находиться до нескольких десятков корабельных систем и комплексов, включающих, в свою очередь, множество комплектующих изделий. Все это приводит к необходимости иметь на корабле значительное количество ИЭТР, в результате чего возникают определенные сложности как в их техни- ческой реализации (в средствах электронного отображения), так и в практическом использовании.

Для сокращения числа ИЭТР можно рекомендовать следующий подход. Отдельные ИЭТР составляются на сложные (насыщенные оборудованием) системы. К ним относятся, например, энергетическая и электроэнергетическая системы.

При разработке ИЭТР на судовые системы целесообразно объединять их в группы, близкие по функциональному назначению, то есть разрабатывать комплексные ИЭТР, например, на «Противопожарные системы», «Системы водоотлива и осушения», «Системы вентиляции, кондиционирования, очистки и регенерации воздушной среды», «Якорно-швартовные устройства» и т.п. Это приблизит руководства к расписаниям по заведываниям личного состава и, кроме того, решит проблему подготовки операторов на пультах управления. Последнее связано с тем, что на современных кораблях все чаще стало применяться управление значительным числом систем с одного пульта.

На первых этапах разработки в состав ИЭТР рекомендуется включать: технические описания, инструкции по эксплуатации, инструкции по техническому обслуживанию, ведомости ЗИП применительно к сложным системам, определяющим техническую готовность корабля. На ИЭТР отдельных систем отрабатывается технология создания руководств с последующим ее распространением на другие изделия.

В целом разработка руководств должна проводиться с использованием следующих принципов:

·  тесная интеграция конструкторских данных об изделиях с исходными данными для подготовки ИЭТР в единой информационной среде и инициирование разработки ИЭТР параллельно с разработкой конструкторско-технологической документации на корабль;

· обеспечение соответствия современным стандартам по обмену данными;

· обеспечение возможности сопряжения с системами диагностики и КАИС ТО;

· достаточный уровень автоматизации процесса разработки на основе использования современных информационных технологий.

Процесс разработки и поставки ИЭТР должен проходить через следующие этапы:

- определение информационных объектов контекстного (видового) типа;

- сбор и систематизация необходимых исходных данных, в том числе из внешних систем (PDM, систем поставщиков ИЭТР по комплектующим изделиям);

-  разработка проекта (версии) ИЭТР с помощью специального программного комплекса;

-  проверка корректности введенных данных в ИЭТР специалистами исполнителя и представителем заказчика;

-  устранение выявленных замечаний;

- отработка и испытания ИЭТР на корабле с использованием штатных средств электронного отображения и при взаимодействии с КАИС ТО;

- устранение замечаний, в том числе технологического характера и окончательная композиция ИЭТР;

- передача ИЭТР в штатную эксплуатацию.

ИЭТР является составной частью КАИС ТО и между ними должен производиться обмен информацией по следующей схеме.

1. Примерный состав передаваемых данных из ИЭТР в КАИС ТО включает: оценочные данные по специальной подготовке категорий личного состава; данные по структуре и техническим характеристикам комплектующего оборудования; данные по нормативам технического обслуживания и регламентным работам – вид, периодичность, объем, трудоемкость, потребное ресурсное обеспечение; заявки на материально-техническое обеспечение технического обслуживания и регламентных работ и др.

2. Примерный состав данных, передаваемых из КАИС ТО в ИЭТР: данные по динамике расходования ресурсов технических средств (для модуля 5);  данные по отказам технических средств (для модулей 3,4); данные диагностического контроля (для модуля 4); данные из плана профессиональной подготовки (для модуля 1); данные из планов технического обслуживания и регламентных работ по боевым частям и дивизионам (для модуля 5); данные о динамике расходования одиночных комплектов ЗИП (для модуля 6).


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=658
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (0.87Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2003 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: