ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2016 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,493
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,389
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,732
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,364
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,303
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 5022
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 355
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 499
Десятилетний индекс Хирша: 11
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2016 год: 304
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2016 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 11

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2016 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2017

Статьи из выпуска № 1 за 2015 год.

Упорядочить результаты по:
Дате публикации | Заголовку статьи | Авторам

1. Программный комплекс для представления и преобразования дискретных структур знаний [2015-03-16]
Автор: Субботин С.А.
Просмотров: 4550
Разработано математическое обеспечение, позволяющее представлять на едином языке различные модели знаний и содержащее процедуры, автоматизирующие взаимное преобразование экспертных знаний. Созданная программа имеет модульную структуру и включает подсистемы для различных моделей представления знаний. Подсистема моделирования семантических сетей содержит функции для создания структуры семантической сети, добавления в нее узлов и связей, удаления узлов и связей, для графического отображения семантической сети с круговым, случайным и иерархическим расположением узлов, а также функцию дляорганизации поиска подсети-запроса в сети-базе знаний. Подсистема моделирования фреймовых сетей содержит функции для создания структуры фреймовой модели, создания фреймов, добавления фреймов-узлов в сеть и удаления их из сети, добавления и удаления связей между фреймами, графического отображения иерархической фреймовой модели, а также функцию для организации поиска на фреймах. Подсистема моделирования продукционных моделей включает набор функций для создания, модификации и обработки знаний на основе продукционных моделей: функции создания структуры модели, добавления переменной и вопроса, добавления правила, графического отображения сети правил, поиска решений на основе продукционной модели с использованием различных стратегий разрешения конфликтов правил. Подсистема преобразования и анализа структур представления знаний позволяет осуществлять взаимные преобразования знаний из семантических сетей, фреймовых и продукционных моделей.

2. Архитектура системы поддержки проектирования агентов для имитационных моделей сложных систем [2015-03-16]
Авторы: Павлов А.И., Столбов А.Б.
Просмотров: 4316
В работе рассматриваются проблемы автоматизации процесса создания имитационных моделей сложных систем. В качестве основной парадигмы моделирования выбран многоагентный подход. Предложена архитектура системы поддержки проектирования многоагентных моделей. Основными задачами системы являются формализация и использование концептуальной модели предметной областипри создании агентов, поддержка процесса преобразования концептуальной модели в агентную модель, снижениеквалификационных требований в области программирования для специалистов-предметников, организация совместной работы коллектива исследователей. Оригинальность предлагаемой системы заключается в явном представлении концептуальной модели за счет описания сущностей и связей предметной области в форме онтологии и в использовании системной базы знаний, содержащей правила преобразования онтологии в агентную модель. При использовании системы специалисты-предметники разрабатывают структуру и поведение агентов с помощью декларативного описания. Возможность декларативного описания агента предложено осуществлять на основе хранения информации о структуре и поведении агента отдельно от его реализации. Для этого предлагается разработать механизм описания агента, позволяющий единообразно создавать классы агентов, существенно отличающихся друг от друга по своей структуре и поведению. Реализующий такой механизм типовой (унифицированный) агент будет обладать следующей структурой: блок состояний, содержащий значения характеристик агента; декларативный блок, содержащий стратегию поведения агента, формализованную в виде продукционных правил; императивный блок, содержащий программную реализацию расчетных процедур, используемых в процессе логического вывода. Для реализации декларативного блока типового агента использованы современные инструментальные средства проектирования экспертных систем.

3. Спецификация задач в самоорганизующейся информационной системе [2015-03-16]
Авторы: Дрождин В.В., Шалаев А.А.
Просмотров: 3612
Для обеспечения самомодификации и совершенствования самоорганизующаяся информационная система должна выявлять различные внутрисистемные проблемы, для устранения которых необходимо формулировать и решать задачи. В данной статье приведена общая спецификация задачи и определены ее компоненты. Для метода решения предложено использовать семантическое и конструктивное описания. Определены правила соответствия метода решаемой задаче и рассмотрены способы формирования метода, удовлетворяющего ей. Отмечено преимущество использования в самоорганизующейся информационной системе недоопределенных за-дач и предложены способы доопределения задачи в случаяхнеполного покрытия области определения задачи областью определения метода, неполного удовлетворения ограничений метода решения условиям задачи, отклоненияот эквивалентности преобразования исходных данных в результат в методе решения и способе преобразования данных, инициированного проблемой. Семантическую спецификацию задачи предложено представлять в виде понятия-задачи и отношения между понятиями. Понятие-задача содержит идентификатор, состав, содержание, метод решения, внешнее описание и макро-свойства. Между понятиями-задачами могут устанавливаться отношения агрегации, классификации, обобщения и абстрагирования. Семантические спецификации задач, известных и решаемых в системе, могут быть использованы для формирования слоя задач в семантическом пространстве «проблема–задача–подзадача–метод решения–знания». Таким образом, формулирование и решение задач дают возможность системе устранять возникающие проблемы в процессе ее функционирования, а использование недоопределенных задач существенно расширяет возможности системы по устранению проблем и позволяет сделать этотпроцесс эффективным.

4. Программная реализация системы аргументации со степенями обоснования [2015-03-16]
Авторы: Вагин В.Н., Моросин О.Л.
Просмотров: 3302
В данной работе приводится краткий обзор подходов к формализации аргументации и рассматривается программная реализация системы аргументации на основе пересматриваемых рассуждений. Классические методы логического вывода плохо применимы для работы с противоречивыми данными, поэтому для обработки таких данных в интеллектуальных системах предлагается использовать аргументацию. Кроме того, в работе рассматривается вопрос об использовании степеней обоснования в пересматриваемых рас-суждениях. Степени обоснования позволяют эффективнее моделировать различные задачи аргументации и не только отвечать на вопросы о правдоподобности того или иного утверждения, но и давать числовую оценку аргументами контраргументам. Рассматривается архитектура разработанной системы аргументации, приводятся основные методы и алгоритмы: алгоритм поиска конфликтов, алгоритм вывода новых аргументов, алгоритм вычисления степеней обоснования и некоторые другие. В заключении статьи приводится пример применения системы для задачи, содержащей противоречия.

5. Когнитивная навигация и алгоритм построения текстового описания маршрута в удобном для человека виде [2015-03-16]
Автор: Пестун М.В.
Просмотров: 3407
Взаимодействие компьютера с человеком при описании маршрута (указания к перемещению, как, например, в автомобильном навигаторе) на сегодняшний день обладает слабой выразительностью, что осложняет его восприятие. Кроме того, современные картографические системы не подстраиваются под знания пользователя и не выделяют важную именно для него информацию, что уменьшает уровень их удобства. В данной статье рассматриваются общие методы организации когнитивной навигации и алгоритм построения текстового описания маршрута для навигации на местности в виде, удобном для человека. Система учитывает персональные знания пользователя об объектах недвижимости и организациях, его предпочтения и накопленные знания об окружении, пройденные ранее маршруты. В тех случаях, когда местность незнакома или малознакома пользователю, в описании маршрута используются популярные с точки зрения общественного мнения объекты. Разработка рассматриваемого в данной статье алгоритма базируется на системе построения маршрутов Google Maps и предлагаемой в комплекте библиотеке API. Система Google Maps используется как уже готовая и зарекомендовавшая себя с хорошей стороны картографическая система, обладающая исчерпывающей информационной базой (однако не всегда достаточной, поэтому в данной работе используется ее расширение за счет собственных источников). Алгоритм является универсальным и может работать на основе любых картографических систем. Данная работа частично опирается на исследования когнитивной функции человека по навигации, проведенные автором совместно с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в системе виртуальной реальности CAVE.

6. Подход к оценке сложности диаграмм SADT (IDEF0) [2015-03-16]
Авторы: Усков А.А., Жукова А.Г.
Просмотров: 3896
Методология SADT (Structured Analysis and Design Technique) и ее составная часть IDEF0 широко используются для моделирования бизнес-процессов, программных систем, а также технологических и производственных процессов. Для реализации методологии SADT существует разнообразный арсенал CASE-средств. Построение SADT-модели начинается с представления всейсистемы в виде одного блока и дуг, изображающих интерфейсы системы с окружающей средой, то есть так называемой контекстной диаграммой. Затем указанный блок декомпозируется на диаграмме декомпозиции на ряд блоков, соединенных интерфейсными дугами. Эти блоки пред-ставляют собой подфункции исходной функции, каждая из которых при необходимости далее декомпозируется подобным образом до достижения требуемой детализации модели. В статье предложен новый подход к оценке сложности восприятия моделей SADT на основе учета особенностей функционирования кратковременной (оперативной) памятичеловека и процесса переноса данных из кратковремен-ной памяти в долговременную. Введены в рассмотрение коэффициент сложности восприятия модели и формулы для его вычисления, что позволяет проводить сравнение и оптимизацию SADT-моделей по данному параметру. Проведен анализ коэффициента сложности восприятия для случая однородной SADT-модели (модели, имеющей одинаковое количество блоков на всех диаграммах), подтвердивший известный эмпирический принцип: число блоков диаграммы должно находиться в диапазоне 3–6. Анализ неоднородной двухуровневой SADT-модели показал, что для уменьшения коэффициента сложности восприятия нужно выбирать такую стратегию декомпозиции, чтобы с ростом уровня декомпозиции снижалось число блоков на диаграммах. Предложено для повышения точности оценок сложности восприятия SADT-моделей использовать адаптируемые нечеткие системы, при этом теоретическую оценку коэффициента сложности восприятия использовать как априорную информацию, а экспериментальные данные – как обучающую выборку.

7. Программная система распределенного проектирования сложных VHDL-объектов [2015-03-16]
Авторы: Афанасьев А.Н., Афанасьев А.Н, Хородов В.С.
Просмотров: 2946
В данной статье рассмотрены архитектура системы распределенного проектирования сложных VHDL-объектов и технологии ее работы. Представлены основные функциональныемодули, являющиеся подсистемами, и их взаимосвязи. В основу организации системы положен многоагентый подход, разработано восемь типов ролевых агентов. Представлено описание действующих агентов, которое позволяет понять роль и место каждого агента как в работе всей системы, так и при формировании полноценного проектного решения. Методологической базой проектирования служат структурно-функциональные лингвистические модели, которые формируются из VHDL-описания проектируемого устройства. Описаны особенности структуры программы на языке VHDL для создания библиотеки объектов, параллельного решения проектных задач несколькими проектировщиками, использования объектов из других проектов и тестирования проектов по одинаковой методике. Представлен процесс работы проектировщиков с системой – от формирования спецификаций на проектируемые устройства до сохранения проектных решений в базе знаний. Описано применение концепции MVC в виде диаграммы последовательности для описания функционала авторизации и трансляции кода на языке описания аппаратуры VHDL в структурно-функциональную лингвистическую модель. Предложенная система обеспечивает создание и наполнение библиотеки VHDL-программ, которая позволит многократно использовать проектные решения путем модификации данных с учетом требований к новым задачам. Внедрение системы позволяет сделать проектирование более эффективным за счет передачи агентам части рутинных операций (поиск и синтез проектных решений), а также повысить качество управления процессом коллективного проектирования и сократить затраты на разработку.

8. Использование возможностей математической библиотеки Intel MKL в параллельных программах на языке Т++ для Т-системы с открытой архитектурой [2015-03-16]
Авторы: Роганов В.А., Кузнецов А.А., Матвеев Г.А., Осипов В.И.
Просмотров: 3545
Реализация параллельных вычислений в большей мере является проблемой программного обеспечения. Самый распространенный подход к разработке параллельных программ основан на использовании программных пакетов типа MPI (Message Passing Interface,интерфейс передачи сообщений). При этом такой подход требует от разработ-чика большого объема знаний, а также значительных временных затрат на разработку и отладку параллельных про-грамм. В разработанной в ИПС РАН Т-системе реализован подход, при котором большая часть решений по распараллеливанию принимается динамически в процессе выполнения программ. Входной язык для Т-системы – язык Т++, а приложения, разработанные для Т-системы, являются Т-приложениями или Т-программами. В статье дается краткий обзор продуктов и компонентов математической библиотеки Intel Math Kernel Library (Intel MKL), которая содержит большой набор математических функций и может использоваться в параллельных Т-приложениях для ускорения процесса счета и достижения максимальной производительности. В работе рассматриваются режимы использования математической библиотекиIntel MKL на кластерах, имеющих процессоры Intel Xeon и один или несколько ускорителей (сопроцессоров) Intel Xeon Phi компании Intel. Приводится несколько демонстрационных примеров использования библиотеки на языках Си и Т++. В работе показано, как использование математической библиотеки влияет на эффективность выполнения параллельных Т-программ. Все эксперименты проводились на энергоэффективном суперкомпьютере «РСК Торнадо ЮУрГУ» Южно-Уральского государственного университета.

9. Принципы разработки конвертера для перевода проектов, выполненных в среде MS DOS, в проекты MS Windows [2015-03-16]
Автор: Зенков В.В.
Просмотров: 3639
Созданные в прошлом для работы в операционной системе MS DOS и работающие по сей день программные продукты вызывают у пользователей и разработчиков желание перепрограммировать их с помощью современных инструментальных средств MS Windows или иной операционной системы. Речь идет о крупных проектах, которые необходимо перенести на новую операционную среду и новые инстру-ментальные средства: базы данных и средства разработкигеоинформационных систем. Главное, что нужно учиты-вать при переделке проекта, – имеется ли в новой операционной системе инструмент, с помощью которого выполнен старый проект. Работающие в MS DOS распространенные языки программирования высокого уровня имеют конвертеры для преобразования исходных текстов программ на современные языки программирования С++ и Visual Basic. С их по-мощью переделка проектов существенно упрощается. Однако старый проект может быть выполнен в некой инстру-ментальной среде, которая не имеет конвертера, преобразующего проект для новой операционной системы. Тогда альтернативой перепрограммированию проекта на один из современных языков будет конвертер проектов, создан-ных инструментальным средством, использованным при их разработке. Речь идет не о создании конвертера для ста-рого инструментального средства, которое отжило свое, а о разработке конвертера проектов, созданных с его помо-щью. Конвертер проектов конвертирует старый проект и средства старого инструмента, использованные в старых проектах. При создании конвертера проектов требуются знания инструментария, использованного при создании старого проекта, языка (языков) программирования, языка, на который ориентируется конвертер, и тех современных СУБД и геоинформационных систем, которые предполагают использовать в новых проектах. Данная работа интересна, тру-доемка и требует достаточно высокой квалификации исполнителей. Ее выполнение целесообразно при довольно большом объеме конвертируемых проектов. Данная статья посвящена принципам разработки конвертера проектов на основе опыта разработки конвертера проектов, созданных с помощью системы Фрагмент. Задача конвертера состоит в том, чтобы автоматически создать сам файл проекта, перенести старые базы данных в новые(новую базу) и старые файлы с данными в новые файлы, старые диалоговые формы переделать в новые формы. При этом в начале работы нужно выбрать новый язык про-граммирования и новую СУБД. Если старый проект имеет функции геоинформационной системы, то в дополнение нужно выбрать геоинформационную систему из числа существующих.

10. Параллельные алгоритмы вычисления локальных минимумов целочисленных решеток [2015-03-16]
Авторы: Кузьмин О.В., Усатюк В.С.
Просмотров: 4723
Сделан обзор методов решения задач поиска кратчайшего базиса (Shortest basis problem) и кратчайшего вектора в решетке (Shortest Vector Problem). Для обобщенного метода приведения базиса решеток – блочного метода Коркина– Золотарева (Block Korkin–Zolotarev) – продемонстрированметод декомпозиции алгоритмов ортогонализации базиса и поиска кратчайшего вектора в целочисленной решетке.Представлены доказанные ранее оценки точности решения задач поиска кратчайшего вектора и кратчайшего базиса целочисленной решетки в зависимости от метода приведения базиса. Получены экспериментальные оценки точности представления чисел в алгоритмах ортогонализации и поиска кратчайшего вектора на ансамблях случайных решеток и на решетках, сложных по Гольштейну–Майеру. Продемонстрировано падение эффективности слабосвязанных параллельных вычислительных устройств с ростом размерности решетки, обусловленное необходимостью роста точности представления чисел. Полученный параллельный алгоритм позволяет осуществить линейное ускорение алгоритма поиска локальных минимумов в решетке в зависимости от числа вычислительных устройств, допускающих выполнение сколь угодно точной арифметики. Про-ведено экспериментальное сравнение параллельных реализаций алгоритма поиска кратчайшего вектора на видео- картах CUDAENUM и многоядерных мультипроцессорных конфигурациях parENUM. Представленный алгоритм продемонстрировал сходный результат на решетках малой размерности и существенно лучший в случаях высокой размерности в сочетании с использованием экстремального отсечения ветвей в алгоритме Каннана. Реализация представленного алгоритма заняла первое место среди методов приближенного поиска кратчайшего вектора в случайных ансамблях решеток, построенных на сложных по Голдштейну–Майеру идеалах кольца кругового многочле-на.

| 1 | 2 | 3 | Следующая →