ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2016 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,493
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,389
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,732
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,364
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,303
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 5022
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 355
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 499
Десятилетний индекс Хирша: 11
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2016 год: 304
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2016 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 11

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2016 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2017

Статьи из выпуска № 1 за 2016 год.

Упорядочить результаты по:
Дате публикации | Заголовку статьи | Авторам

1. Включение данных о размещении оборудования в графовую модель анализа обеспечения живучести корабля корабельными системами [2016-03-06]
Авторы: Сорокин В.Е., Реут Е.В., Болотов А.А.
Просмотров: 2125
Оценка живучести корабля основывается на способности его технических средств (корабельных систем) противостоять боевым и аварийным повреждениям, обеспечивая выполнение кораблем боевой задачи и предотвращение его катастрофы. Граф функциональных оценочных зависимостей является математической моделью, базирующейся на структурно-логических схемах зависимости выполнения операций корабельных систем от состояния элементов этих систем. Он предназначен для оценки живучести корабля при боевых и эксплуатационных повреждениях корабельных систем. Эта модель логически формально отражает функциональные зависимости между функционально значимыми элементами различного уровня агрегации оборудования корабельных систем при выполнении ими функционально самостоятельных операций. Внешние условия моделирования на графе функциональных оценочных зависимостей задаются моделями выхода из строя оборудования под воздействием поражающих факторов боевых и эксплуатационных повреждений. Предлагаемое в статье включение в граф функциональных оценочных зависимостей вершин состояния отсеков (помещений) корабля с дугами, отражающими размещение в них оборудования в соответствии с электронной моделью корабля, позволяет при незначительном увеличении размерности модели существенно уменьшить как общее количество вариантов исходных данных, так и количество целесообразно рассматриваемых вариантов. Такой подход дает возможность на единой модели выполнять вычислительно эффективный анализ живучести корабля, обеспечиваемой его системами независимо от причин выхода из строя их оборудования. Соответственно, вычислительная эффективность выполнения анализа позволяет расширить пространственно-функциональную вариативность моделирования с целью определения проекта корабля с наилучшей оценкой его живучести.

2. Особенности применения современных методов разработки программного обеспечения защищенных автоматизированных систем [2016-03-06]
Авторы: Карпов А.В., Карпов В.В.
Просмотров: 2976
Разработка ПО защищенных автоматизированных систем регламентируется рядом нормативных актов и государственных стандартов. Однако за время, прошедшее с даты ввода их в действие, технология разработки ПО ушла далеко вперед. В частности, классическая каскадная модель разработки ПО, которая исправно служила разработчикам многие годы, в последнее время признана неэффективной из-за недостаточной гибкости в угоду формальному управлению разработкой. Недостаточная гибкость процесса разработки обусловливает неспособность реагировать на возникающие изменения требований к системе и может привести к невыполнению технического задания. Организация гибридного метода разработки, сочетающего достоинства классического подхода и современных гибких методов, может разрешить возникшее противоречие между высоким технологическим уровнем разработки современных АСУ и устаревшими требованиями руководящих документов. Комбинированные модели разработки, полученные путем интеграции современных гибких методов проектирования на этапах каскадной модели жизненного цикла разработки ПО, представляют большой интерес как с научной точки зрения – для совершенствования методических подходов к разработке ПО, так и с практической – для получения качественного ПО, соответствующего заданным в техническом задании требованиям. В статье рассмотрены некоторые особенности внедрения гибких методов разработки функционального ПО специального назначения, выявленные специалистами НИИ «Центрпрограммсистем» при выполнении ряда опытно-конструкторских работ. К ним относятся формирование требований и управление ими, включая трассировку и приоритизацию, планирование и отслеживание процесса выполнения работы. Рассмотрен ряд отличий этих видов деятельности при разработке ПО специального назначения, выполняемых в соответствии с действующими государственными стандартами и классическим каскадным методом разработки. Предложены решения, позволяющие организовать гибридный процесс, сочетающий достоинства каскадного и гибкого методов разработки функционального ПО специального назначения и обеспечивающий соответствие действующим государственным стандартам выполнения ОКР.

3. Проблемы обработки статистики сетевого трафика для обнаружения вторжений в существующих информационных системах [2016-03-06]
Автор: Ефимов А.Ю.
Просмотров: 2872
Данная статья посвящена проблемам сбора и анализа статистики сетевого трафика с целью обнаружения вторжений в информационных системах. Статистика сетевого трафика рассматривается на уровне потоков IP-пакетов. Рассмотрены два возможных подхода к сбору подобной статистики сетевого трафика – сбор статистики в ключевых точках сети и сбор статистики непосредственно на узлах сети. Выполнено сравнение этих подходов с точки зрения внедрения системы обнаружения вторжений в уже существующие информационные системы. Показано наличие зависимости от топологии сети для подхода со сбором статистики в ключевых точках сети и отсутствие такой зависимости для сбора статистики непосредственно на узлах сети. Продемонстрирована необходимость ресурсоемкой операции – дедупликации потоков – для формирования суммарной статистики сети при использовании обоих подходов, что приводит к необходимости использования высокопроизводительного оборудования. Для случая сбора статистики непосредственно на узлах сети предложен способ значительного снижения требований к вычислительным ресурсам для формирования суммарной статистики по сети. Данный способ позволяет исключить необходимость дедупликации путем мониторинга сетевого трафика только в одном направлении на всех узлах сети, а также во внешних каналах связи. Обоснована эффективность использования для этих целей входящего сетевого трафика. Показано, что использование данного способа позволяет выявлять несколько видов вторжений в локальных вычислительных сетях со стороны как внешних, так и внутренних нарушителей, в том числе нелегально подключенных к контролируемой сети, не требуя при этом больших вычислительных ресурсов.

4. Тактические тренажерные комплексы для подготовки к ведению боевых действий на море [2016-03-06]
Авторы: Ильин В.А., Соколов С.Н., Пахомов Е.С., Шуванов А.Д.
Просмотров: 2799
На основе анализа видов и содержания боевых действий сил ВМФ обосновывается структура аппаратных и программных средств тактических тренажерных комплексов для подготовки расчетов командных пунктов надводных кораблей, подводных лодок, корабельных тактических групп однородного и разнородного состава. Состав и структура аппаратных средств тактического тренажерного комплекса должны отражать структуру реальных командных пунктов сил флота и конфигурироваться под реальные проекты кораблей и штатные расписания боевых расчетов групп боевого управления, командных пунктов и пунктов управления с их автоматизированными рабочими местами. Содержание боевых действий и морского боя определяют требования к специальному программному обеспечению тренажерных комплексов. Специальное программное обеспечение тактических тренажерных комплексов представляет собой совокупность моделей средств, объектов, внешней среды, боевых действий, учебных информационных моделей автоматизированных рабочих мест обучающихся и программных средств руководства обучением. Тактический тренажерный комплекс должен обеспечивать индивидуальную подготовку обучающихся по должностным обязанностям, групповую подготовку расчетов командных пунктов и пунктов управления и комплексную подготовку расчетов к управлению в составе однородных и разнородных тактических групп.

5. Опыт разработки учебно-тренировочных средств для военно-морского флота [2016-03-06]
Авторы: Базлов А.Ф., Соколов С.Н., Рисунков В.Б., Стручков А.М.
Просмотров: 2440
The advent of high-performance computer equipment and software tools, telecommunication and multimedia technologies, interactive technologies, new tools for data playback and presentation from digital media changed the requirements to development of training facilities. They also showed new opportunities of training facilities, the feasibility of modern innovative technologies in education and combat training. One of the main directions of the Research Institute Centerprogramsystem activities (Tver) is design, development, pro-duction of training equipment. The company has four main areas in the work connected to creation of naval training facilities: automated training systems, special simulators, complex training devices, training complexes.

6. Некоторые технологические аспекты создания учебно-тренировочных средств подготовки командиров и специалистов Военно-морского флота [2016-03-06]
Авторы: Ильин В.А., Андреев В.Ю., Базлов А.Ф., Шуванов А.Д.
Просмотров: 2736
В статье рассматривается взаимосвязь педагогических и информационных технологий и технологий создания учебно-тренировочных средств для подготовки специалистов ВМФ. Проведен анализ системы обучения и подготовки командиров кораблей и специалистов ВМФ. Рассмотрены понятия образовательной и педагогической технологий, на которых базируется процесс подготовки. На основе анализа системы обучения и подготовки определена номенклатура необходимых учебно-тренировочных средств. Приведен перечень задач, которые должны быть определены при создании любых учебно-тренировочных систем. В общем виде выявлены структура аппаратных средств современных автоматизированных систем обучения и тренажерных средств, которые, как правило, являются серийными изделиями с необходимыми доработками. Специализированные и комплексные тренажеры могут включать учебно-действующее оборудование и аппаратно-программные имитаторы реальных средств. Рассматривается разделение ПО на общее и специальное, а также представлен возможный перечень программных продуктов, входящих как в общее, так и в специальное ПО. Специальное ПО учебно-тренировочных средств включает программные модели объектов, средств, среды, боевых действий, учебных информационных моделей, программные средства руководства обучением. Разработка моделей и процессов включает их вербальное, математическое и алгоритмическое описание, программирование, тестирование и отладку. Вербальное, математическое и алгоритмическое описание по возможности должны выполнять будущие пользователи или специалисты в предметной области, а тестирование – совместно программисты и специалисты. Представлен перечень частных технологий создания тренажерных средств. Определены структура и содержание технологий разработки основных программных компонентов современных автоматизированных систем обучения и тренажерных средств.

7. Тактические тренажеры авиационных противолодочных комплексов морской авиации [2016-03-06]
Авторы: Сикорский С.Т., Цуканов А.А.
Просмотров: 2626
Подготовка летных экипажей на авиационных тренажерах является важнейшим фактором для обеспечения безопасной эксплуатации самолетов и вертолетов и эффективного выполнения поставленных перед ними задач. Для военной авиации тренажеры представляют особую ценность, так как они позволяют практически без ограничений имитировать реальную боевую обстановку, которую очень трудно создать в ходе учений в мирное время. В статье рассматриваются общие теоретические вопросы обоснования и разработки тактических тренажеров авиационных комплексов морской авиации ВМФ. Эти тренажеры предназначены для тактической подготовки летных экипажей к применению авиационных комплексов самостоятельно и во взаимодействии с другими силами в единой информационномоделирующей среде. Занятия проводятся на тренажерном комплексе методом «виртуальных» тактических учений, как односторонних с применением противоборствующих «компьютерных сил», так и в обстановке «дуэльных ситуаций». Моделирующая система, в которую погружены тренажеры вооружения и военной техники, обеспечивает их функционирование в едином информационном поле боевых действий, позволяя военнослужащим действовать так, как они действовали бы в реальных боевых условиях. Рассмотрены возможные структурные схемы построения тактических тренажеров для однотипных и разнотипных авиационных комплексов.

8. Предложения по разработке типовых сценариев интерактивных занятий с использованием новых электронных средств обучения [2016-03-06]
Автор: Шустова Н.А.
Просмотров: 2359
Статья посвящена разработке сценариев для компьютерных обучающих программ. Занятия, проводимые с помощью этих программ, должны иметь определенную структуру. Сценарий для компьютерной обучающей программы – сложная методически выверенная программа, состоящая из трех взаимосвязанных частей, называемых партитурами. Одна партитура предназначена для преподавателя, две другие – для обучающихся. Каждая из партитур строится согласно структуре занятия и имеет свое наполнение. Такое разделение сценария на партитуры обусловлено методическими рекомендациями для проведения занятий и психофизиологическими факторами каждого участника процесса обучения (преподавателя и обучающегося). При этом соблюдается принцип необходимости и остаточности подачи информации обучающемуся. Разработка сценария именно в таком триедином виде позволит сделать занятия с использованием компьютерных обучающих программ более эффективными.

9. Специализированная корабельная система динамического позиционирования [2016-03-06]
Авторы: Гарматенко И.С., Кушнарёв А.Г.
Просмотров: 1898
Рассматриваются подходы к обеспечению позиционирования кораблей в строях с использованием автоматических идентификационных систем с оценкой возможности повышения точности удержания назначенной позиции при реализации метода централизованных измерений и к разработке структуры корабельной АСУ, обеспечивающей автоматизированное управление кораблем при совместном маневрировании. Подходы базируются на том, что в настоящее время имеется и в значительной степени реализована возможность непрерывного и высокоточного определения места корабля по данным спутниковых радионавигационных или радионавигационных систем, позволяющая эффективное навигационное обеспечение деятельности сил через автоматизированную обработку и предоставление пользователю навигационной информации. В процессе управления силами и средствами ВМФ в условиях быстро меняющейся обстановки и резкого увеличения потоков информации важны выработка и обеспечение высокоскоростного обмена данными. Практика применения ВМФ показала необходимость создания системы дистанционного управления тактическими объектами, которая будет решать задачи определения географических координат своих подразделений и обеспечения этими данными потребителей с возможностью реализации режимов ретрансляции данных, включая космический сегмент, при отсутствии прямой связи. Использование автоматических идентификационных систем в работе систем управления движением судов показало существенные преимущества, связанные с определением места и параметров движения морских подвижных объектов и обеспечением их безопасного от столкновений движения. Автоматическая идентификационная система может быть использована в качестве прототипа корабельной АСУ.

10. Проблемы оценки показателей навигационной безопасности плавания кораблей [2016-03-06]
Авторы: Кушнарёв А.Г., Михальский В.А.
Просмотров: 2078
Рассмотрены способы расчета параметров и показателей навигационной безопасности плавания кораблей. Показано, что способ, реализованный в Мореходных таблицах МТ-2000 и Инструкции по навигационному оборудованию ИНО-2000, устарел, содержит методические неточности и имеет низкую эффективность. Подобные недостатки характерны и для кораблевождения в целом. Авторами предложено разработать Правила решения вероятностных задач кораблевождения, в которых должны быть устранены отмеченные неточности, а также комплексный учебник по методам решения вероятностных задач кораблевождения, охватывающий разделы нескольких учебных дисциплин с дальнейшей алгоритмизацией правил для их машинной реализации.

| 1 | 2 | 3 | 4 | Следующая →