На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

В НИИ «Центрпрограммсистем» проанализировано обеспечение живучести корабля корабельными системами.

07.04.2016

Произошедшие за последний век многочисленные аварии и катастрофы кораблей специалисты в области военного кораблестроения связывают прежде всего с недостаточным обеспечением их живучести. На сегодня сложилось устойчивое представление о том, что в основу оценки живучести корабля должна быть положена способность его технических средств противостоять боевым и аварийным повреждениям, обеспечивая выполнение боевой задачи и предотвращение катастрофы. Соответственно, оценка живучести корабельных систем при боевых и эксплуатационных повреждениях (БЭП) определяется в зависимости от обеспечения ими выполнения кораблем этих основных функций. За основу критериев оценки уровня живучести положен минимально необходимый уровень функционирования корабля, исключающий возникновение событий, ведущих к его катастрофе и/или к невыполнению им боевой задачи. Таким образом, данные критерии определяются полнотой решения корабельными системами задач по предотвращению этих событий.

Выполнение каждой отдельно взятой задачи предотвращения одного из таких событий оценивается частным критерием, а всей их совокупности – общим критерием. Полноту достижения поврежденным кораблем общего или частных критериев безопасности характеризуют соответствующие показатели выполнения отдельной задачи или минимально необходимого уровня функционирования корабля, имеющие значение 1 при выполнении в полном объеме, 1/2 при частичном выполнении и 0 при невыполнении. Аналогично живучесть корабельной системы оценивается показателем выполнения функционально самостоятельной операции (ФСО), выполняемой этой системой по обеспечению минимально необходимого уровня функционирования корабля. При этом технические средства системы дезинтегрируются на функционально значимые элементы (ФЗЭ), то есть элементы системы, значимые в аспекте выполняемой ею операции. Показатели выполнения ФСО представляются конъюнкцией или дизъюнкцией логических функций состояний ФЗЭ. Такое определение критериев позволяет без существенной потери качества при оценке уровня живучести корабля перейти от вычислительно сложных логико-вероятностных методов ее определения к принципиально менее вычислительно сложной детерминированной технологии.

Подробное описание дается в статье «Включение данных о размещении оборудования в графовую модель анализа обеспечения живучести корабля корабельными системами», авторы: Сорокин В.Е., Болотов А.А., Реут Е.В. (НИИ «Центрпрограммсистем», г. Тверь).