Авторитетность издания
Добавить в закладки
Следующий номер на сайте
Ученый и объект, художник и модель
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Китаев Ю.Э. () - , Сейсян Р.П. () - | |
Ключевое слово: |
|
Ключевое слово: |
|
Количество просмотров: 9399 |
Версия для печати |
В этом выпуске журнала вы познакомитесь с графическими и живописными работами Владимира Владимировича Тучкевича (1929-1982), замечательного физика-экспериментатора, чья жизнь на протяжении более четверти века была связана с фТИ им. А.ф. Иоффе АН СССР. В.В. Тучкевич известен рядом остроумных и изящных исследований по ядерной спектроскопии. Автор десятков научных трудов и изобретении, многие из которых уже нашли свое место в современной физике и технике полупроводниковых приборов, в то время как значение его последних работ еще осознается. Набережная реки Мойки, 1979 Однако мало кто знает, что, наряду с наукой, ученый много и увлеченно занимался живописью и графикой и достиг в этом профессиональных высот. Его художественное наследие насчитывает многие десятки холстов, картона, графических листов и представляет интерес не только самостоятельный, но и как одна из граней творческого процесса одаренной личности, приоткрывающая завесу тайны взаимоотношений изобретателя с природой - объектом благоговейного изучения, подражания и ... преобразования. Академик А.Е. Мнгдал Профессор В.Р. Регель Одной из наиболее выразительных сторон художественного творчества В.В. Тучкевича был, безусловно, портрет. Это особенно проявляется в работах, выполненных карандашом и тушью. Несколькими штрихами он умел отразить наиболее существенное и создать запоминающийся образ. Знание психологии, индивидуальности изображаемых людей, гротескная форма многих из его дружеских шаржей придают им особую выразительность. Перед вами предстает целая портретная галерея выдающихся советских физиков, деятелей науки и искусства. Среди них - образ академика А.Б. Мигдала, с которым художника связывала многолетняя дружба. Мягкие пастельные тона замечательно передают многое из того, что не находит словесного эквивалента. Эмоциональное, полное интереса к жизни лицо ученого - человека, в котором аналитическое мышление физика сочетается с ассоциативный восприятием окружающего мира. Лаконично и очень точно изображение одного из старейших сотрудников фТИ профессора В.Р. Регеля. Выразителен портрет члена-корреспондента АН СССР В.Е. Голанта, в котором привлекает внимание живой взгляд, свойственный скорее молодости. Совершенством формы и особой отточенностью отличается шарж на профессора И.В. Грехова. Художник сумел решить чрезвычайно сложную задачу, свидетельствующую о высоком профессионализме: ограничив себя рамками и условностями "изобретенной" формы (шахматный конь), он смог умело передать и портретное сходство, и некоторые черты характера профессора. И, наконец, словно одним движением пера выполненный авто- , портрет. В нем, как в зеркале, нашли отражение оптимизм, критический взгляд,чувство юмора и требовательность не только по отношению к окружающим, но и к себе самому. Обладая исключительной зри-I тельной памятью, В.В. Тучкевич редко писал непосредственно с натуры. Его отличала удивительная способность видеть прекрасное в привычном и обыденном и отражать это в своих произведениях, заставляя проникаться такими же чувствами и тех, к кому он обращался. Набережная реки Карповкн, 1979 Кленовые листья, 1982 Озеро у села Ломоносове, 1981 Академик Ж.И. Алферов Профессор СЛ. Капица Профессор Б.Т. Коломнец Профессор Ю.В. Шмарцев Роберт Рождественский Владимир Дунаев Сергей Образцов Юлиан Семенов
В.В.Тучкевич проявлял интерес к различным художественным направлениям - от античного искусства до авангарда. Но одним из самых его л юбимых художников был Поль Гоген со своим широким интересом к культуре самых различных направлений, стран и народов, с отсутствием предубежденности, замкнутости и снобизма. И не случайно в числе мест, которые Владимир Владимирович особенно любил, такие разные и непохожие города, как Тбилиси и Таллинн, высушенные степи и синее море Русский натюрморт, 1978 Тарханкута и типично русские пейзажи псковской земли, деревушка Андреиково, где он провел последнее свое лето... Творческая личность не умирает, а продолжает говорить с нами языком своих работ, которые, словно свет от далеких потухших звезд, еще долгие годы идут к нам, сообщая приметы изменчивой картины мироздания. Они не перестают волновать наши умы и сердца. |
Постоянный адрес статьи: http://swsys.ru/index.php?id=1421&page=article |
Версия для печати |
Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 1990 год. |
Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик:
- Эволюционная модель формирования структур виртуальных предприятий
- Оптимизация структуры базы данных информационной системы ПАТЕНТ
- О моделировании данных
- Система визуализации реального времени на основе программируемых сигнальных процессоров
- Использование матричных квадродеревьев для хранения площадных картографических объектов
Назад, к списку статей