Железнова М.М. () - | |
Ключевое слово: |
|
Ключевое слово: |
|
|
К, Протопопов Пейзаж,
Компьютеризация все настойчивее проникает в нашу жизнь, охватывая даже трудно формализуемые области, такие как реставрация имузейная деятельность. Использование ЭВМ позволяет решать исследовательские задачи в области искусствоведения, осуществлять научный подход к сохранению памятников культуры, чтобы сделать их достоянием масс. Идея создания машинного каталога музейных коллекций не нова, но к ее осуществлению только что приступили. В настоящее время 17 музеев РСФСР, в А.Л. Киселев. Морской вид том числе и Калининская областная картинная галерея, совместно с Государственным Русским музеем и Министерством культуры ведут работу по составлению первого машинного каталога произведений русской живописи XVIII — нач. XX в., имеющихся в собраниях страны. МАШИННЫЙ КАТАЛОГ — ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ПОДНЯТЬ КАЧЕСТВО РЕСТАВРАЦИОННЫХ, ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИХ И ДРУГИХ МУЗЕЙНЫХ РАБОТ. В нашей картинной галерее начато составление машинного каталога русской живописи XIX века. В него включены унифицированные паспорта на работы учеников школы А. Г. Венецианова — выдающегося русского художника первой половины XIX века. К числу первых и любимых его учеников принадлежит уроженец Тверского края А. В. Тыранов (1808— 1859 гг.). Его полотно «Девушка, расчесывающая волосы» ранее считалось утраченным. Картина изображает прекрасную девушку, только что проснувшуюся и расчесывающую длинные волосы. Портрет пленяет великолепным живописным исполнением, весь напоен солнцем и светом. Автор с большим мастерством передает почти античное совершенство ее полуобнаженной фигуры и прелестного лица. Картина А. В. Тыранова «Девушка в маскарадном Неизвестный художник. Сельский пруд костюме* недавно была приобретена нашей галереей из частной коллекции. Она создана под влиянием полотен знаменитого портретиста того времени О. А. Кипренского. Стилизованный костюм, тюрбан с цветком магнолии — все это говорит о желании художника романтизировать образ девушки. Яркие насыщенные тона, сочная цветовая гамма позволяют говорить о несомненных художественных достоинствах портрета. Картина сильно пострадала и сейчас находится в процессе реставрации. Пейзажная живопись в коллекции галереи занимает особое место и представлена полотнами известных мастеров русской живописи. Многие из этих картин редко экспонировались, например полотно «Морской вид» А. А. Киселева (1838—1911 гг.), исполненное в романтическом стиле. Творчество Киселева пока еще мало изучено, хотя как художник он несомненно является незаслуженно забытым. В собрании галереи имеется ряд работ, которые ждут своих исследователей. К их числу принадлежат два пейзажа второй половины XIX века. Эти произведения, созданные малоизвестными живописцами, привлекают своей красотой и неповторимостью, «Сельский пруд» с монограммой «О. В.» долгое время считался картиной известного русского художника Ф. Васильева, но ряд стилистических и технологических особенностей заставил усомниться в ее авторстве, и только дальнейшие исследования помогут определить ее подлинного автора. Имя художника К, Протопопова мало о чем говорит современному зрителю, но его пейзажная живопись проникнута искренней любовью к неяркой прелести среднерусской природы. Реставрация — сложный и длительный процесс, продолжающийся порой несколько лет. Но как бы он ускорился, если бы реставратор имел возможность не постепенно, а одномоментно, с помощью ЭВМ исследовать холст, грунт и красочный слой. Большую помощь музеям страны окажут теоретические и практические разработки, осуществляемые во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации в области компьютеризации реставрационной деятельности, которые позволят сократить сроки выполнения реставрационных работ в 10—15 раз. Слайд с Левицким Реставратор-практик, искусствовед или эксперт, принимая решение, пользуются именно этой системой знаний, которая формируется у них на основе многолетнего опыта работы с конкретными группами произведений искусств. Однако каждый специалист из одного и того же признака может сделать специфический для своего рода деятельности вывод: так, искусствовед, изучая живописное полотно, может сделать вывод о школе, манере или мастере; физхимик, работая с этим же материалом, будет судить о составе красителей, клеев или грунта, а реставратор выделит в качестве наиболее важной информации состояние холста, красочного слоя, наличие или отсутствие отслоений, кракелюра или разрывов и т. д. Слайд скифской Венеры Графические образы вводятся в базу с помощью специального сканирующего устройства. В зависимости от используемого типа сканера имеется возможность ввода изображений либо только плоских (двухмерных) объектов, либо также и объемных предметов. Кроме того, современные модели сканеров позволяют вводить цветное изображение (с палитрой из 16, 256 и более цветов, в зависимости от модели и соответственно цены). Желтые слайды Например, если реставратор анализирует разрушения картины, то из фрейма «разрушения» он может перейти к графическому анализу разрушений в отраженном свете, в инфракрасном спектре, в ультрафиолетовом спектре или е помощью рентгенограммы, анализируя каждое из изображений в отдельности или манипулируя всеми сразу. Результатом такого анализа могут быть: оценка площадей разрушенных участков, определение мест и типов записей и поновлений, анализ инфраструктуры объекта, создание координатной карты утрат и разрушений. . Слайды с реконструкцией церкви Кроме расширения горизонтов искусствознания, использование вычислительной техники для документирования произведений искусств, графического анализа изображений, систематизации результатов поэтапной реставрации и контроля качества реставрации позволяет сократить сроки выполнения этих работ в 10—15 раз и высвободить творческий потенциал реставратора и искусствоведа. |
http://swsys.ru/index.php?id=1478&lang=.&page=article |
|