На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
09 Декабря 2024

Классификация элементов информационной системы организаций связи

Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2009 год.
Аннотация:
Abstract:
Автор: Горюнов Е.В. () -
Ключевые слова: телекоммуникации, сеть, связь, элемент, информационная система, классификация
Keywords: , network, , , information system, classification
Количество просмотров: 16763
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (4.72Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Построение информационной системы (ИС) организаций связи – задача исключительно комплексная, затрагивающая множество вопросов совместимости различных протоколов, интеграции с поставщиками различных подсистем и платформ. В настоящее время не существует единого подхода к описанию системы и, соответственно, к ее структурированию и классификации. Проблема классификации элементов ИС слабоизученная, известные предложения к структурированию, как правило, носят субъективный характер и являются лишь инициативами компаний-разработчиков ПО. Отсутствие классификации также по-разному определяет степень ответственности и компетентности вовлеченного в процесс обслуживания ИС персонала телекоммуникационной компании. Цель статьи – на основе анализа существующих подходов к проектированию ИС организаций связи с учетом международных и отраслевых стандартов предложить классификацию элементов ИС телекоммуникационного оператора.

В качестве принципов классификации определены следующие.

1.   Назначение элементов ИС. Любой элемент системы призван решать определенный набор бизнес-процессов предприятия связи, поэтому классификация систем должна основываться на классификации этих бизнес-процессов. В отрасли телекоммуникаций регламентирующим документом по описанию бизнес-процессов является концепция eTOM (enhanced telecom operational map – карта процессов оператора связи). Таким образом, конкретный элемент ИС призван автоматизировать строго регламентированный процесс eTOM.

2.   Модульность и открытость архитектуры элементов ИС. По аналогии с бизнес-процессами имеющие входы и выходы программные приложения элементов ИС взаимоувязаны между собой с помощью входных и выходных прикладных интерфейсов (Application part interface – API) для передачи определенных данных. Передача различных данных между элементами осуществляется по прикладным протоколам, позволяя проводить границу элементов системы, и строится на базе определенных рекомендаций и требований как международного, так и локального значений. Взаимодействие элементов ИС может осуществляться с внешними, сетевыми ресурсами, выходящими за рамки классифицируемой ИС.

3.   Группы пользователей. Каждый приведенный элемент ИС имеет администратора и свою группу пользователей, отличную от других элементов, а также свои механизмы решения проблем, систему оповещения и инструменты администрирования, которые также регламентированы в рекомендациях ITIL (Information Technology Infrastructure Library – библиотека описания ИТ-инфраструктуры).

Таким образом, опираясь на приведенные принципы, опишем категории систем: автоматизированную систему расчетов (биллинг), платформу услуг интеллектуальной сети, систему мониторинга, аналитическую систему, систему планирования ресурсов.

Автоматизированная система расчетов

Основой ИС оператора связи является автоматизированная система расчетов, проводящая тарификацию услуг связи абонентов и генерацию счетов к оплате. В международной практике такого рода системы принято называть биллинговыми. Выделяют два типа биллинговых систем: системы, работающие в режиме реального времени, на основе которых осуществляется препейд-оценка данных, и системы, работающие в режиме кредитного обслуживания абонентов (постпейд), когда оценка тарификационных данных проходит в течение месяца, а счет за услуги выставляется по результатам месяца. Биллинговая система может включать такие функциональные модули, как роуминговая подсистема, подсистема межоператорских взаиморасчетов и взаимодействия с дилерами и сервис-провайдерами и др.

Биллинговая система взаимодействует с коммутационным оборудованием с помощью двух платформ: системы управления внешними ресурсами HLR (Home Location Register – домашний регистр местоположения абонента) и системы загрузки тарификационных данных CDR (Call Detail Record – набор данных о разговоре) преимущественно с коммутатора, но возможны и другие источники (SMS-центр, PDSN).

Система загрузки обрабатывает тарификационные данные, формирует файлы и отправляет на оценку. Как правило, работа указанных систем строится на проприетарных протоколах производителей оборудования, и задача поставщика биллингового решения на этапе проектирования ИС заключается в адаптации своих приложений под эти протоколы.

Традиционно операторы связи предоставляют доступ к определенной информации, содержащейся в базе данных биллинговой системы. Коммуникационный канал, как правило, открывается через голосовое меню IVR-платформы (Interactive voice response – автоматизированная система интерактивных меню) и/или через вэб/вап-доступ в сети Интернет. Используя указанные доступы, абонент может самостоятельно менять тарифный план, отключать и подключать новые услуги, пополнять счет, заказывать детализацию звонков и проверять текущий баланс.

Для более простых операций, например, запрос баланса и пополнение счета, возможно использование sms- и ussd-интерфейсов, являющихся стандартными технологиями GSM-связи.

Сегодня мировой телекоммуникационный рынок биллинговых систем насчитывает свыше 80 производителей ПО, а количество предлагаемых ими продуктов для различных сетей связи уже приближается к двумстам.

В первую пятерку основных поставщиков входят компании Amdocs (системы Ensemble и Intercarrier Settlement System – ISS), Billing Concepts (Modular Business Applications – MBA), CSG Systems (BillConnect и BillConnect Express), Kenan Systems (Arbor) и Sallive Systems (Convergent Billing Platform – CBP и Care). Среди российских производителей наиболее заметны на российском и мировом рынках компании CBOSS, Петер-Сервис, NVision.

Большинство компаний-разработчиков прикладных биллинговых систем используют СУБД компании Oracle на основе языка запросов PL/SQL.

Платформа услуг интеллектуальной сети

Концепция IN (Intelligent Network – интеллектуальная сеть) формируется уже более десяти лет и после выпуска в 1993 году Сектором стандартизации связи Международного союза электросвязи ITU-T (International Telecommunica­tion Union-Telecommunication Standartization Sec­tor) пакета рекомендаций серии Q.1200 стала действующим международным стандартом, поддерживаемым также практически всеми основными организациями стандартизации связи – ETSI, ANSI и др.

Термин IN обозначает архитектурное решение, которое применимо к сетям электросвязи и предусматривает строго определенный набор гибко используемых средств, способствующих созданию и введению в сети связи новых услуг, в том числе управляемых пользователем. Интеллектуальная платформа может использовать широкий набор инструментов и языков программирования, среди которых XML, VoXML, C++, Java и др.

Концепция IN как некой надстройки над сетью связи предполагает быструю конфигурацию новых телекоммуникационных услуг в соответствии со специфическими для каждой из них требованиями, а также обеспечение доступности этих услуг абонентам сети связи. Перечень услуг, рекомендованных Министерством по информационным технологиям и связи России к использованию в IN-связи, соответствует терминологии рекомендаций серии Q.1200.

В зависимости от потребности оператора связи в услугах интеллектуальной сети планируется состав решения, включая расчет нагрузки и необходимость в резервировании. Как правило, на физическом уровне IN включает ряд обязательных узлов, выполняющих следующие функции:

1) SCP (Service Control Point) – узел управления услугами. Этот узел имеет набор программ, обеспечивающих выполнение услуг и, возможно, обработку данных, получаемых от пользователей IN. SCP выполняет функцию управления услугами.

2) SDP (Service Data Point) – узел поддержки данных. Узел содержит данные, необходимые для предоставления индивидуализированных услуг, то есть выполняет функцию поддержки данных. Доступ к SDP может быть получен либо через сеть сигнализации, либо через узел управления услугами SCP или узел обеспечения услуг SMP.

3) IP (Intelligent Peripheral) – узел интеллектуальной периферии. Интеллектуальная периферия содержит средства, делающие услуги сети удобными для пользователей, например, запись речи пользователя, устройство распознавания речи, синтезатор речи.

4) SMP (Service Management Point) – узел обеспечения услуг. Этот узел может управлять базами данных, тестировать сеть, управлять нагрузкой и проводить измерения различных характеристик сети.

Таким образом, узлы интеллектуальной сети являются составной частью ИС оператора связи, они наиболее критичны к надежности и производительности. Важно отметить, что описанная сеть не работает изолированно, а требует интеграции с коммутационным оборудованием, то есть внешними по отношению к ИС ресурсами. Интеграция осуществляется по стандартным протоколам INAP/CAP для GSM-сетей и WIN для CDMA-сетей. Для возможности тарификации услуг IN должна быть интегрирована с автоматизированной системой расчетов.

Система мониторинга

Основная задача системы мониторинга – сбор статистики по SNMP-протоколу со всех элементов ИС компании. Стоит отметить, что сбор статистики может идти не только с традиционных элементов ИС (серверов, БД, ленточных библиотек, IN-узлов), но и с внешних устройств (маршрутизаторов, базовых станций, коммутатора и др.), поддерживающих протокол SNMP.

Собранная статистика проверяется на отклонения от нормы, и в случае отклонений система мониторинга генерирует оповещение ответственным ИС операторам. В систему мониторинга также может быть заложена возможность предоставления инструкций по устранению определенных аварий.

Проектирование системы мониторинга должно выполняться в соответствии с концепцией TMN (Telecom managment network – система управления сетями операторов электросвязи), разработанной и утвержденной Международным союзом электросвязи. Концепция определяет принципы создания единой системы управления для сетей разных уровней и масштабов, предоставляющих различные типы услуг.

Системы мониторинга должны обеспечивать реализацию следующих составных функций управления ТМN:

−    управление процессом устранения отказов (Fault Management, FM);

−    контроль производительности сети (Performance Management, PM);

−    обеспечение безопасности работы сети (Security Management, SM).

Пользователями системы являются сотрудники, ответственные за различные технические элементы сети, сетевой операционный центр, администраторы элементов ИС. Системы мониторинга автоматизируют процессы технического решения проблем и операционной эксплуатации технических средств связи. Система мониторинга интегрируется с платформой услуг IN, в отдельных случаях может являться ее составной частью, а также интегрируется с аналитической систе- мой для дальнейшего анализа статистических данных.

Наиболее известными компаниями, поставляющими решения для мониторинга сетей связи, являются SYRUS SYSTEMS (продукт Master Claw), Polystar (OSIX), CBOSS (продукт CBOSS­tmn) и др.

Аналитическая система

Аналитическая система, или система BI (Business Intelligance), необходима для обеспечения единой информационной базы принятия решений на предприятии. Система поддерживает общее пространство, в рамках которого информация из различных подразделений и филиалов сводится к единой основе и трактуется однозначно как в головном офисе, так и на местах. Система помогает в принятии оперативных и обоснованных решений на всех уровнях управления оператора связи.

Данные из биллинговой системы, системы мониторинга и иных элементов ИС различных подразделений и филиалов оператора связи собираются в едином хранилище данных DWH (Data WareHouse), где подвергаются предварительной обработке – проверке целостности, структурированию и первичной агрегации. Подготовленная информация предоставляется конечным пользователям как в виде разнообразных отчетов (стандартных для регулярного контроля или специализированных для решения разовых задач), так и в виде многомерных OLAP-кубов для оперативного анализа больших объемов данных.

Пользователями аналитических систем являются маркетологи, аналитики и руководители компаний. В основе систем может лежать ПО фирм Oracle или Business Object.

Система планирования ресурсов

Системы планирования ресурсов предприятия, ERP (Enterprise Resource Planning), служат для интеграции всех данных и процессов организации в единую систему. Фактически все существующие на настоящий момент ERP-системы можно разделить на два обширных класса: системы, предназначенные для управления бизнес-процессами, и системы, рассчитанные на управление производством.

Основное предназначение ERP – управление финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия. ERP-система работает на самом верхнем уровне в иерархической лестнице систем управления, она затрагивает основные аспекты всех элементов производственной и торговой деятельности предприятия. С технологической точки зрения ERP-системы представляют собой совокупность интегрированных приложений, с их помощью решается задача корпоративной автоматизации.

Отрасль связи не является исключением, многие предприятия используют ERP-системы, адаптированные под требования телекоммуникационного бизнеса. Как правило, основным требованием при внедрении системы планирования ресурсов является ее интеграция с автоматизированной системой расчетов в части загрузки финансовых данных и с аналитическими системами по выгрузке статистических данных для многостороннего анализа.

Пользователями ERP-системы являются все сотрудники компании, в той или иной степени участвующие в производственном процессе.

Наиболее крупным поставщиком ERP-систем является компания SAP. Так, например, по данным отчета IDC Russia Enterprise Application Software 2008–2012 Forecast and 2007 Vendor Shares, в 2007 г. лидером рынка ERP-систем по объемам поставок в РФ (в денежном выражении) была компания SAP, доля которой составила 49,6 %.

ИС операторов связи является не только средством автоматизации бизнес-процессов, но и бизнес-составляющей, предметом серьезных инвестиций и источником доходов. К ИС предъявляются самые жесткие требования по надежности и производительности, разработка ИС осуществляется в соответствии с международными стандартами и требованиями.

Описание элементов ИС операторов связи, их классификация и структуризация являются актуальными проблемами. Классификация имеет высокое практическое значение для операционной деятельности операторов связи, автоматизации бизнес-процессов и подготовки персонала. Предложенная классификация поможет сгруппировать основные элементы ИС по категориям на основе определенных признаков.

С развитием телекоммуникационных технологий приведенная классификация может изменяться при увеличении количества новых категорий элементов ИС.

Литература

1.   Чаадаев В.К., Шеметова И.В., Шибаева И.В. Информационные системы компаний связи. М.: Эко-Трендз, 2004. 256 с.

2.   Черненко М., Слепцов С. Принципы классификации управленческих информационных систем // Корпоративные системы. 2004. № 1.

3.   Резникова Н.П., Резников Ш.Т., Насонов А.Ю. Современные технологии маркетинга в телекоммуникациях на базе CRM-стратегии. М.: ЦНТИ «Информсвязь», 2004. 84 с.

4.   Горюнов Е.В. Применение систем электронного бизнеса // Вестник связи. 2006. № 2.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?id=2276&like=1&page=article
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (4.72Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2009 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: