На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
09 Декабря 2024

Информационная подсистема оценки рейтинга профессорско-преподавательского состава

Information subsystem of faculty’s rating value
Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2009 год.
Аннотация:В статье рассматриваются проблемы перехода на новую систему оплаты труда преподавателей вузов в соответствии с рейтинговой системой. Описан модуль информационной подсистемы «Рейтинг профессорско-преподава­тельского состава». Рассматриваются особенности внедрения и работы в информационной подсистеме.
Abstract:The article deals with problem of conversion to new remuneration of labour of faculty according to rayting system. It describes a unit of information subsystem «Rating of faculty». It describes features of adoption and metods of work with the information subsystem.
Авторы: Андреев В.В. (jcjet88@gmail.com) - Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева (аспирант), Красноярск, Россия
Ключевые слова: база данных, семантическая модель, оплата труда, рейтинговая карта, информационная подсистема
Keywords: database, semantic model, remuneration of labour, rating chart, information subsystem
Количество просмотров: 14319
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (4.85Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

В современных экономических условиях подготовка высококвалифицированных кадров для управленческих структур и совершенствование методов управления предполагают развитие прикладных дисциплин, обеспечивающих межпредметные связи в различных областях научных знаний. При исследовании системы управления в условиях неопределенности (когда недостаток информации представляется формализованными знаниями экспертов) используются передовые достижения, поскольку руководителю необходимо осуществлять анализ, планирование и синтез рациональных решений.

В рамках подпрограммы «Педагогические кадры России» Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, по повышению социального статуса и профессионализма педагогов.

Они будут включать в себя следующие ос- новные направления: повышение статуса педаго- гического работника, усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования, повышение профессионализма педагогических кадров.

В условиях реорганизации системы учреждений высшего профессионального образования, совершенствования финансирования педагогических кадров и введения персонифицированного финансирования в вузах вводится новая система оплаты труда на основе рейтинговых карт профессорско-преподавательского состава.

Целью рейтингового анализа, проводимого в Рязанском государственном университете (РГУ) им. С.А. Есенина, являются стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогической и научной работы, развитие творческой инициативы преподавателей. Результаты рейтингового анализа составляют информационную базу ректората и могут использоваться при избрании преподавателя на повторный срок работы, при решении о материальном и моральном поощрении преподавателей.

Например, выплату стимулирующих надбавок сотрудникам к заработной плате руководство РГУ осуществляет на основании рейтинговых карт профессорско-преподавательского состава. Обработка рейтинговых карт требует больших временных затрат и людских ресурсов, поэтому так актуально создание информационной подсистемы, позволяющей автоматизировать документооборот. Целью работы является создание модуля информационной подсистемы «Рейтинг профессорско-преподавательского состава» на основе Положения о рейтинговой системе оценки деятельности преподавателей РГУ.

Модуль информационной подсистемы должен учитывать все показатели профессиональной деятельности преподавателей вуза на протяжении отчетного периода, в результате складывается конечный рейтинг преподавателя. Принцип ведения рейтинговой карты предполагает проведение следующих мероприятий: рейтинговая оценка на основании приказа ректора университета (один раз в год – в декабре); определение рейтинга преподавателей за календарный год (каждый показатель подтверждается соответствующей документацией в электронном виде).

Исходные данные для определения рейтинга преподавателей сводятся в одну общую таблицу (рейтинговая карта преподавателя), включающую восемь основных разделов: учебно-методическая работа; организационно-методическая работа; научная работа; повышение квалификации; воспитательная работа; работа по оказанию дополнительных образовательных услуг; спортивно-массовая работа; показатели, дающие дополнительные баллы. Все показатели рейтинговой карты имеют строго однозначную интерпретацию, и преподаватель должен придерживаться их принятого толкования. Контроль достоверности значений показателей осуществляют заведующий кафедрой и директор института (декан факультета). При предоставлении неверных сведений преподаватель не может претендовать на дополнительную надбавку к заработной плате.

Модуль реализован с помощью следующего инструментария: Microsoft Visual Web Developer 2008 Express Edition, Microsoft SQL Server 2005 Express Edition. Основным языком программирования выбран C#. С технической стороны информационная подсистема представляет собой расширения для web-сервера на основе ASP.net. Это позволяет работать с программой практически из любой точки мира, используя систему как в пределах одного здания (одной внутренней сети), так и объединяя с помощью Интернета несколько факультетов, филиалов, что важно для крупных учебных заведений.

Программа не зависит от платформы конечных пользователей. Доступ конечного пользователя к среде осуществляется через любой популярный браузер, например, Microsoft Internet Explorer, Opera и др. При создании модуля «Рейтинг профессорско-преподавательского состава» было проведено тестирование на разных программных платформах для обеспечения наибольшей совместимости. Требования к клиентскому компьютеру ограничены требованиями к операционным системам, способным работать с указанными браузерами.

Другим критерием при создании информационной подсистемы была возможность использования для хранения результатов разных СУБД, что потребовало жесткого следования SQL-стандар­там. На данный момент программа способна использовать в качестве хранилища данных СУБД Microsoft SQL Server 2005, MySQL, Microsoft Access.

Подпись:  Логически все хранимые данные разбиваются на несколько БД. При использовании в пределах всего учебного заведения программа создает одну общую БД всех преподавателей, дисциплин, факультетов и дополнительно одну базу на каждый факультет и семестр. Разделение по факультетам и семестрам необходимо для дальнейшего помещения уже прошлых семестров в архив, кроме того, это позволяет создать распределенную БД и снизить нагрузку на локальную вычислительную сеть, разместив эти БД на разных ЭВМ.

Соответственно, требуется выделить хранилище для подобных данных. Хранилищем могут быть один или несколько компьютеров, минимальные требования к которым ограничены выбранной СУБД.

Для работы всей информационной системы необходим отдельный web-сервер. Это может быть Microsoft Internet Information Services, входящий в поставку любой версии Windows, начиная с Windows 2000. Также необходимо установить бесплатно распространяемые библиотеки Microsoft.NET 2.0. Целевой сервер должен иметь доступ в сеть Интернет (или Интранет). При необходимости сервер информационной системы и сервер БД могут объединяться в одном компьютере. Системные требования следующие: x86-совместимый процессор с желательной частотой 1,6 МГц, оперативная память желательно 2 ГБ, 400 Мб свободного дискового пространства, Windows 2000/ XP/Vista – все версии, кроме Windows XP Home Edition и Windows Vista Home Basic(Premium).

Используемая операционная система должна быть лицензионной. Остальные средства (такие как Microsoft Visual Studio 2005 Express Edition, Microsoft SQL Server 2005 Express Edition и др.) либо распространяются для использования в пределах учебных заведений на бесплатной основе, либо входят в состав операционной системы.

Семантическая сеть – информационная модель предметной области в виде ориентированного графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а дуги (ребра) задают отношения между ними. Объектами могут быть понятия, события, свойства, процессы. Семантическая сеть является одним из способов представления знаний и отражает семантику предметной области в виде понятий и отношений.

Рассматривая выбранную предметную область с этой точки зрения, получаем семантическую модель БД, отвечающую за модуль ввода данных о проведенной работе в рейтинговую карту преподавателя (см. рис.).

Любое мероприятие должно быть строго типизированным, то есть входить в список, одобренный администратором системы для проведения. Модуль проведенной работы имеет обязательные поля, такие как название, дата проведения, подтип мероприятия и количество студентов. Итоговый балл выводится автоматически на основании результатов. При этом необходимо учитывать, что он не может быть отрицательным числом. К любому мероприятию можно сделать текстовый комментарий.

БД информационной подсистемы содержит три таблицы.

Таблица Lec (данные преподавателя): id (идентификационный номер), name (имя преподавателя), login (логин), pas (пароль), сoms (комментарии), caf (идентификатор кафедры), fullname (полное имя).

Таблица Res (таблица результатов): id (идентификационный номер), date (дата проведения), count (количество студентов), ball (возможный балл), comms (комментарии), pos (текущий статус), parent (подтип), mark (результат участия), dir (показатель), result (результат участия), lec (идентификатор преподавателя).

Таблица Arts (данные о мероприятии): id (идентификационный номер), name (название), ball (итоговый балл), parent (подтип), isroot (редактируется администратором), min (минимальный балл).

Каждому преподавателю, находящемуся в БД, присваиваются индивидуальный логин и пароль для входа в систему. После аутентификации ему предлагается ввести данные о проведенной работе. Все записи разделены на логические блоки: учебно-методическая работа, организационно-методическая работа, научная работа, повышение квалификации, воспитательная работа.

Для успешного выполнения поставленных задач необходим удобный и дружественный интерфейс. В основе программных средств для реализации интерфейса лежат технологии HTML (необходим для создания первоначальной страницы без программного кода, то есть представляет собой полотно для дальнейшего выполнения задач) и ASP.NET (в сочетании с C# предоставляет возможность, используя одну страницу, решать множество задач).

Доступ к рейтинговой карте конкретного пользователя есть только у него в режиме просмотра и редактирования, а также у представителя деканата в том же режиме. Некоторые данные по мероприятиям могут вводиться только сотрудником деканата.

При заполнении или редактировании любого типа работы необходимо ввести следующие данные: подтип, указывающий количество часов в семестре, полное название работы, дата проведения. Данные параметры являются обязательными для внесения.

При разработке пользовательского интерфейса преследовалась главная цель – упростить работу с информационной системой, снабдив ее разнообразными подсказками и описаниями.

Литература

Андреев В.В., Герова Н.В., Ведерникова М.И., Гордеев А.Д., Тебенькова Т.В. Рейтинговая система профессорско-пре­подавательского состава / Свид. о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2009614422 (зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 20 августа 2009 г.).


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?id=2396&like=1&page=article
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (4.85Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2009 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: