Герова Н.В. (n.gerova@rsu.edu.ru) - Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, кандидат педагогических наук | |
Ключевые слова: информационная система, er-модель, рейтинговая система оценки успеваемости, болонский процесс |
|
Keywords: information system, ER model, rating assessment system, Bologna process |
|
|
В условиях реформирования системы высшего образования изменяются подходы к оценке знаний и учету успеваемости студентов. Цель работы – создание информационной подсистемы, предназначенной для автоматизированного учета успеваемости студентов c использованием рейтингового метода оценивания. Анализ информационных систем управления учебным процессом показал, что в различных вузах России информационные системы разрабатываются с учетом специфики конкретного учебного заведения. Однако модернизация высшего профессионального образования в условиях перехода на двухуровневую систему требует разработки новых подходов к автоматизации учебного процесса, что обусловливает актуальность выбранной темы исследования. Вопросы совершенствования качества профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям рынка труда, в том числе обеспечение полномасштабного включения российской высшей школы в Болонский процесс, нашли отражение в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы, в комплексе межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года. В рамках этой программы предусматривается создание внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях. Одной из задач, стоящей перед Рязанским государственным университетом (РГУ) им. С.А. Есенина в процессе перехода на Болонскую систему образования, является создание информационной подсистемы рейтингового контроля знаний студентов вуза. Использование этой системы обусловлено нормативными документами учебно-методической деятельности РГУ. Целями создания и внедрения автоматизированной информационной подсистемы рейтингового контроля успеваемости студентов являются: − повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы профессорско-преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения; − усиление регулярного контроля над работой студентов при освоении ими основной образовательной программы по специальности (направлению); − повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ; − усиление учебной дисциплины студентов, улучшение показателей посещаемости студентами занятий; − активизация самостоятельной и индивидуальной работы студентов. Особенность рейтинговой системы оценки успеваемости студентов – это учет каждого вида работы студента по дисциплине в рейтинговых баллах. Усвоение каждой изучаемой студентом за семестр дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов, которые распределяются по дисциплинарным модулям в зависимости от их значимости и трудоемкости. Пересчет рейтинговых баллов в оценки по 4-балльной системе: − менее 55 – «неудовлетворительно» (2), − от 55 до 69 – «удовлетворительно» (3), − от 70 до 84 – «хорошо» (4), − от 85 до 100 – «отлично» (5). В зачетную книжку студента итоговая оценка проставляется в 4-балльной системе. Модульное построение учебного процесса предполагает структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули. По каждому дисциплинарному модулю устанавливается перечень обязательных видов работы студента, включающий: посещение лекционных занятий; ответы на теоретические вопросы на семинаре; решение практических задач и заданий на семинаре; выполнение лабораторных работ; выполнение контрольных работ; написание рефератов; коллоквиумы по отдельным темам; тестирование по теме (группе тем); другие виды работ, определяемые преподавателем. Участниками модульно-рейтинговой системы являются студенты, преподаватели, кафедры, деканаты, учебно-методическое управление. За каждым участником закреплены определенные обязанности. Учебно-методическое управление: - организует методическое обеспечение учебного процесса в условиях модульно-рейтинговой системы; - разрабатывает инструктивно-методические материалы по модульно-рейтинговой системе; - осуществляет обучение преподавателей основам организации модульно-рейтинговой системы; - осуществляет контроль за разработкой и выполнением учебных программ и технологических карт дисциплин; - готовит бланки документов, используемых в модульно-рейтинговой системе, и доводит их до непосредственных исполнителей; - осуществляет мониторинг качества обучения студентов в рамках модульно-рейтинговой системы; - изучает, обобщает и распространяет имеющийся опыт обучения студентов по модульно-рейтинговой системе. Деканаты факультетов: - обеспечивают преподавателей бланками документов для оперативного учета успеваемости студентов; - осуществляют контроль своевременности и полноты внесения преподавателями всех необходимых данных в текущие и итоговые ведомости учета успеваемости студентов; - проводят индивидуальную работу со студентами на основе анализа данных об успеваемости; - собирают, обрабатывают и анализируют информацию о результатах рейтингового контроля успеваемости студентов факультета; - принимают участие в обобщении и организации обмена опытом работы кафедр по модульно-рейтинговой системе и в ее распространении. Кафедры: - утверждают учебные программы дисциплин в рамках учебно-методических комплексов; - составляют аннотацию дисциплин и утверждают технологические карты дисциплин в соответствии с учебными программами, в которых определяют количество баллов по каждому модулю, и формы работы в дисциплинарных модулях; - регулярно анализируют информацию о текущей работе студентов, разрабатывают и реализуют меры по устранению выявленных недостатков; - обобщают опыт работы преподавателей по модульно-рейтинговой системе с целью активного внедрения инновационных подходов в учебный процесс. Преподаватели: - разрабатывают учебные программы дисциплин в рамках учебно-методических комплексов, а также технологическую карту дисциплины, в которой самостоятельно выбирают формы и методы работы и контроля качества знаний студентов; - знакомят студентов в начале каждого семестра с аннотацией дисциплины и с содержанием технологической карты учебной дисциплины на данный семестр; - своевременно передают в деканат информацию о результатах рейтинга студентов по преподаваемым дисциплинам; - принимают участие в обобщении и организации обмена опытом работы по модульно-рейтинговой системе. Студенты: - знакомятся с содержанием аннотаций и технологических карт учебных дисциплин и других документов с целью организации своей учебной (в том числе самостоятельной) работы; - выполняют все виды учебной работы (включая самостоятельную) в течение семестра и отчитываются об их выполнении в сроки, установленные в соответствующих документах (технологических картах, программах практик и др.) [1]. Введение рейтинговой системы в университетское образование обусловлено необходимостью перестройки организации учебного процесса, что требует перехода от коллективной к индивидуальной форме обучения, а значит, и к более объективной оценке достижений студента. Рейтинговая система вводится с целью повышения качества подготовки специалистов путем создания условий для организации и мотивации систематической работы студентов в течение семестра, что является необходимым условием для приобретения прочных знаний, умений и навыков. Использование модульно-рейтинговой системы в вузе требует обработки большого объема информации об организации образовательного процесса, текущей успеваемости студентов. Для использования рейтинговой системы во всех учебных подразделениях РГУ была разработана автоматизированная рейтинговая система организации и учета контрольных мероприятий. Объектом данной информационной системы является рейтинг студентов, который они зарабатывают в процессе обучения за каждый законченный модуль. Субъектом системы выступают персонал факультета и студенты. Из этого вытекает необходимость разделения пользователей на три группы – студент, преподаватель и деканат (администратор) с разными возможностями доступа к функционалу системы. Разработанная информационная система основана на семантической модели представления базы знаний и способна вести учет рейтинга, создавать многоуровневые отчеты по статистике, имеет дружественный интерфейс и выполняет следующие основные функции: · ввод и редактирование информации о преподавателях, группах, дисциплинах; · установка связи преподаватель – группа – дисциплина; · создание контрольных мероприятий; · проведение контрольных мероприятий; · вывод отчетов по контрольным мероприятиям и рейтингу.
Установка связи преподаватель – группа – дисциплина также доступна только администратору. Именно она фактически создает уникальную дисциплину, на основе которой организуется занесение данных и формирование отчетов. Создание контрольных мероприятий доступно только преподавателю. В рамках этой функции создается контрольное мероприятие – задаются его тип, дополнительная информация, дата проведения, минимальный и максимальный баллы за него. В информационной системе реализована возможность редактирования созданного мероприятия. После создания мероприятия у преподавателя появляется возможность провести его. По результатам мероприятия формируются отчеты, в той или иной степени доступные любому пользователю. При выборе инструментального программного обеспечения для реализации информационной подсистемы учитывались удобство эксплуатации и надежность системы управления БД. К удобству эксплуатации можно отнести дружественный интерфейс со стороны пользователя, а также удобство разворачивания информационной системы на базе текущих компьютерных мощностей. Этим требованиям удовлетворяет созданное Web-ориентированное приложение с выделенной средой хранения БД, что позволяет установить ее только на один компьютер – сервер, имеющий доступ к Интернету или локальной сети. Информационная система реализована на базе Microsoft.NET. Платформа NET позволяет реализовать все необходимые требования благодаря следующим решениям: - Microsoft Crystal Reports – программное обеспечение для создания объемных отчетов [2]; - ADO.NET (ActivX Data Objects.NET) – предоставляет широкий спектр средств для работы с БД, в том числе Microsoft SQL Server, MySQL, Postre SQL; - ASP.NET – платформа для создания Web-ориентированных продуктов, что позволяет при использовании в Интранете или Интернете иметь один настроенный сервер без необходимости установки клиентов. Это межплатформенное инструментальное средство, которое предоставляет возможность запуска на разных операционных системах и позволяет при создании программы использовать произвольные языки программирования. С технической стороны информационная подсистема представляет собой расширения для web-сервера на основе ASP.NET. Программа не зависит от платформы конечных пользователей. Доступ осуществляется через любой браузер. Программа работает на СУБД Microsoft Jet OLE DB, что удобно при отладке и контроле работы информационной системы. База знаний реализована в системе управления БД Microsoft SQL Server 2005, которая позволяет выполнять все функции, необходимые для работы со знаниями: добавление, обновление, удаление, резервное копирование, защита от несанкционированного доступа. Хранение данных базируется на теории реляционных БД. Для БД были спроектированы ER-модели, ER-диаграммы и семантические модели. Модель Сущность–Связь (ER-модель) – это модель данных, позволяющая описывать концептуальные схемы. Она предоставляет графическую нотацию, основанную на блоках и соединяющих их линиях, с помощью которых можно описывать объекты и отношения между ними какой-либо другой модели данных. В этом смысле ER-модель является метамоделью данных, то есть средством описания моделей данных [1, 3].
ER-модель является одной из самых простых визуальных моделей данных (графических нотаций). Она позволяет обозначить структуру в общих чертах. На этапе перехода к реализации данной ER-диаграммы в виде реальной информационной системы или программы происходит отображение ER-модели в более детальную модель данных реляционной (объектной, сетевой, логической и др.) БД, которая называется физической моделью данных по отношению к исходной ER-диаграмме. Такая модель дает полное наглядное представление обо всех семантических связях между знаниями. На основе конечной ER-модели строится практическая реализация базы знаний. Рассмотрим функцию добавления группы, которая является основной и имеет несколько атрибутов или сущностей. Группа содержит дополнительные параметры, такие как Название, Описание, Курс, Специальность, которая, в свою очередь, тоже имеет атрибуты или сущности – Номер и Название. На рисунке 1 по характеристике объекта «Студент» видно, что следует реализовать в виде сущностей, а что в виде атрибутов. При реализации ER-диаграммы выделяем три сущности – Студент (studs), Группы (group), Специальности (spec) и устанавливаем необходимые связи. На рисунке 2 представлена ER-диаграмма функции добавления группы. На рисунке 3 представлена функция ввода преподавателей и дисциплин в объекте «Преподаватель». ER-диаграмма функции работы с преподавателями изображена на рисунке 4. Функция «Создание связи преподаватель – группа – дисциплина» является объединяющей. В ней можно выделить 4 сущности – сама уникальная дисциплина (cdisp), Дисциплина (disp), Преподаватели (lec) и Группы (group). На рисунке 5 представлена ER-диаграмма с вышеперечисленными сущностями.
Глобальная ER-модель БД информационной подсистемы рейтингового контроля учета успеваемости студентов изображена на рисунке 7. Для того чтобы получить конечную структуру БД, необходимо определиться с полями, их обязательностью, особенностью реализации ключей. В таблице приведено описание каждого поля каждой таблицы. Стоит отметить, что в целях ускорения работы СУБД все первичные ключи выбраны числовыми полями типа счетчик (counter). Счетчик необходим для облегчения идентификации записей и освобождает от необходимости контроля уникальности ключей во время разработки информационной системы и во время ее использования. В случае, когда кандидат на первичный ключ выступает текстовым полем (например, номер специальности, название кафедры, групп дисциплин), вводится дополнительное поле (в большинстве случаев id), которое имеет тип счетчик. Также в описание добавлены таблицы, реализующие дополнительный функционал. Таблица News служит для хранения новостей и не имеет связей с другими таблицами, таблица Roots служит для авторизации администраторов информационной системы, таблица Sets содержит важнейшие настройки информационной системы. Разработанная информационная подсистема рейтингового контроля знаний студентов находится в стадии внедрения в учебный процесс РГУ. Она позволяет автоматически формировать модульно-рейтинговую карту дисциплины и осуществлять свободный оперативный доступ к текущему состоянию успеваемости по дисциплине для всех участников образовательного процесса в соответствии с определенными правами доступа.
В заключение отметим, что в статье рассмотрены особенности использования рейтинговой системы оценивания успеваемости студентов при модульном построении учебного процесса в рамках Болонской системы и описан вариант автоматизации рейтингового контроля качества знаний студентов вуза. Литература 1. Горев А., Ахаян Р., Макашарипов С. Эффективная работа с СУБД. СПб: Изд-во «Питер», 1997. 700 с. 2. Дэвид Мак-Амис. Профессиональная работа с Crystal Reports для Visual Studio .NET. Серия: Программист – программисту / Programmer to Programmer. М.: Изд-во «Вильямс», 2003. 352 с. 3. Крёнке Д. Теория и практика построения баз данных. СПб: Изд-во «Питер», 2004. 9-е изд. 864 с. 4. Андреев В.В., Герова Н.В., Ведерникова М.И., Гордеев А.Д., Сафонов К.А. Рейтинговая система учета успеваемости студентов / Свид. о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2009614421 (зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 20 августа 2009 г.). |
http://swsys.ru/index.php?id=2397&lang=%E2%8C%A9%3Den&like=1&page=article |
|