ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)
1

16 Марта 2024

Режимы работы ситуационного центра регионального уровня


Колесников Д.А. (dream023@mail.ru) - Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Симанков В.С. (svs123123@mail.ru) - Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, доктор
Ключевые слова: режимы функционирования, информационно-аналитические технологии и системы, ситуационный центр
Keywords: operation modes, analytical and information technologe and systems, situational centre


     

В современной социально-экономической ситуации на первый план выходят своевременность и быстрота реагирования руководства региона на изменения обстановки и взаимодействие со структурами управления разного уровня. Для решения различных задач такого типа создается ситуационный центр (СЦ), предназначенный для проведения совместных (групповых) совещаний по выработке решения различных управленческих задач (проблем, ситуаций) с применением автоматизированных и инструментальных средств комплексного анализа и многовариантного сценарного и целевого прогнозирования социально-экономичес­кого развития региона. Важнейшим условием эффективной работы СЦ является организация четкого информационного взаимодействия со структурами как местного, так и федерального уровня.

Основными задачами, решаемыми в СЦ, являются [1]:

–   интеграция различных информационно-аналитических ресурсов в основных сферах деятельности региона;

–   реализация аналитических задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (комплексная оценка ситуации, расчет сводных, рейтинговых оценок по региону);

–   выполнение экспериментальных имитационных и целевых прогнозных расчетов, а также мониторинг ключевых индикаторов социально-экономического развития субъекта РФ с использованием федеральных сценариев на основе хозяйственного комплекса региона и его муниципальных образований;

–   формирование экспертных заключений и выработка рекомендаций по принятию управленческих решений в вопросах социально-экономи­ческого развития региона;

–   своевременное и наглядное предоставление руководству органов государственной власти отчетной, аналитической и прогнозируемой информации, необходимой для принятия адекватных решений оперативного и стратегического характера, с применением средств деловой графики, картографии, табличного и текстового представления информации.

В СЦ поступает плановая информация от органов управления для выработки сценария и планирования развития, а также информация о сложившейся обстановке с целью ее мониторинга и анализа для последующей выработки решения, направленного на улучшение по выбранным показателям качества и эффективности. Кроме того, может поступить информация о какой-либо экстренной ситуации, на которую необходимо немедленное реагирование соответствующих служб и руководства.

Постановка задачи. На основе проделанной работы и аналитических исследований [1, 2] авторами разработана структура СЦ региона (см. рис.), в полной мере отражающая все аспекты возможных ситуаций [3].

Характер задач, решаемых СЦ, определяет выбор организационных схем взаимодействия, методических и программно-технических средств. Предполагается, что все ресурсы СЦ скоординированы, персонал надлежащим образом обучен, а организационная схема его работы в различных ситуациях утверждена и доведена до всех участников [1].

В структуру СЦ введены подсистемы, гарантирующие конечный результат, будь то выход из сложившейся ситуации или прогноз социально-экономической политики региона. В зависимости от входных данных, поступающих в СЦ, происходит синтез работоспособности подсистем, то есть из всей совокупности подсистем СЦ будут использоваться только те, что необходимы для обработки входных данных. При этом общая активность и структура системы остаются неизменными. Для однозначности и полноты принимаемого решения предполагается постоянное обращение к БД заранее созданных информационных подсистем, за счет чего экономятся время и ресурсы СЦ. В целом достигается повышение оперативности в выработке управленческих решений в складывающихся ситуациях.

Предложенная структура СЦ является интегрирующей, способной объединять все ведомственные и муниципальные источники информации в регионе для управления им (то есть включать систему сбора и структурирования информации из разных внешних источников).

Типовая структура ситуационного центра региона для трех режимов функционирования

Все режимы работы СЦ подразумевают мониторинг данных и визуализацию обработанной информации на экранах коллективного пользования.

В организационно-функциональную структуру СЦ входят:

-   система анализа данных;

-   система прогнозирования ситуации;

-   система поддержки принятия решений;

-   система ситуационного моделирования и прогнозирования;

-   БД мониторинга ситуации;

-   база геоданных;

-   семантическая БД;

-   БД моделей;

-   БЗ моделей и ситуаций;

-   БД критериев и альтернативных ситуаций;

-   БЗ правил и приемов принятия решений;

-   универсальное хранилище данных;

-   подсистема визуализации;

-   экспертная группа по принятию решений и аналитическому решению;

-   группа исследователей;

-   ЛПР.

Достаточно широкий круг задач, решаемых в СЦ, требует постоянного мониторинга места событий и оценки обстановки в любой момент. Эти задачи могут значительно отличаться друг от друга по продолжительности, обширности интересов, требованиям к скорости реакции системы и степени детализации геоданных.

Любую информацию о ситуации, поступающую в СЦ, обрабатывает блок системы мониторинга при взаимодействии с БД мониторинга. В нем происходит обработка информации экспертами в соответствии с нормативными документами с выводом их оценки сложившейся ситуации.

Таким образом, формируется результат, который передается в блок системы анализа данных. В этом блоке происходит классификация обстановки: статическая или динамическая.

Ситуация считается статической, если событие уже произошло и его состояние может быть устойчивым хотя бы временно.

Ситуация является динамической, если возникла внезапно и требует оперативного реагирования, при этом она может описываться в виде неких процессов (событий), которые требуют немедленного реагирования соответствующих служб [2].

После классификации ситуации создается ее модель и идет поиск аналогичной модели в соответствующей БД моделей блока системы ситуационного моделирования и прогнозирова- ния.

На следующем этапе осуществляется прогнозирование ситуации в блоке системы прогнозирования ситуации с возможным описанием ее последующего развития.

На основе полученных прогнозов в блоке системы поддержки принятия решений происходит обращение к БД принятия решений, а также формирование возможного управленческого решения на основе работы экспертов-аналитиков, разрабатываются варианты, наиболее полно отвечающие поставленной задаче.

После выработки решения завершающим этапом является представление результатов для руководителя в блоке визуализации результатов.

Анализ полученных результатов. Для оперативного реагирования на обстановку предусматривается работа СЦ в следующих режимах.

1. Нормальный режим работы предусматривает разработку сценариев социально-экономичес­кой и общественно-политической обстановки, при этом режиме предполагается обеспечение реализации следующих задач:

а) мониторинг текущих событий (вырисовываются формы и методы перехода от наблюдения к аналитической обработке накапливаемой информации о жизнедеятельности региона);

б) выявление проблемных ситуаций, включая уровень муниципальных образований, административных районов;

в) информационно-справочное обслуживание, предполагающее решение большого круга вопросов организационного, научно-методического характера, критериев отраслевых и интегральных оценок.

2. Режим планирования позволяет находить скрытые причинно-следственные связи социально-экономических процессов, моделировать жизнедеятельность территории на уровне отраслей, отдельных предприятий, прогнозировать социально-экономическое развитие региона. В частности, он позволяет оперативно организовать

–   обсуждение проблемы;

–   проведение совещаний на основе полученного материала;

–   планирование и прогнозирование развития ситуации;

–   предоставление аналитических материалов;

–   анализ и рассмотрение вариантов решения;

–   подготовку проблемных видеодокладов.

3. Кризисный режим работы необходим для принятия решений в сложных или чрезвычайных ситуациях, в частности, если

-    произошло нарушение нормальных условий жизнедеятельности на объекте, вызванное катастрофой, при этом основные усилия будут направлены на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации;

–   хозяйственные процессы хуже управляются и их изменения происходят с более высокой скоростью, чем в повседневном режиме, при этом основные усилия будут направлены на анализ и прогнозирование ситуации.

При необходимости СЦ даст рекомендации по привлечению сторонних ресурсов.

В кризисном режиме поступившая информация сопровождается непрерывным мониторингом ситуации с последующим (и постоянным) анализом данных. Каждая подсистема непрерывно взаимодействует со своей БД; работа экспертов и аналитиков заключается в мозговом штурме для выработки правильного решения. Наиболее важным в данной ситуации является предотвращение возможности появления угрозы для жизни людей. Задача принятия решения в кризисной ситуации является плохо формализуемой, поскольку характеризуется отсутствием формальных алгоритмов решения, нечеткостью входных параметров (исходной информации) и характеристик достигаемых целей. Кроме того, в БД нередко отсутствуют аналоги происходящих кризисных ситуаций. Чаще всего подобные задачи имеют несколько альтернативных решений.

В заключение отметим, что в работе усо- вершенствована структура СЦ путем создания комплекса подсистем и БД с настроенным программным обеспечением при взаимодействии с экспертами и аналитиками, а также оперативной переконфигурации работы центра в режимах нормального функционирования, планирования и работы в кризисной ситуации. Выбор соответствующего режима обеспечивает большую оперативность и экономию ресурсов системы. Это достигается, в первую очередь, за счет оптимизации работы подключаемых в данный момент подсистем сервисного центра и минимизации времени, затрачиваемого экспертами на анализ обстановки и выработку решения.

Литература

1.   Симанков В.С., Луценко Е.В., Лаптев В.Н. Системный анализ в адаптивном управлении: Монография [под ред. В.С. Симанкова]. Краснодар: Ин-т совр. технол. и экон., 2001. 258 с.

2.   Кретов В.С., Лебедев И.С., Котов М.Н. Принципы построения и функциональные возможности двух новых информационно-аналитических систем для ситуационных центров // Наукоемкие технологии. 2007. № 12. C. 23–29.

3.   Симанков В.С., Колесников Д.А., Черкасов А.Н. Разработка теоретических основ и построение интеллектуальных систем мониторинга, анализа и поддержки принятия политических, социально-экономических и технологических решений регионального уровня для ситуационных центров органов власти. Краснодар: ООО «Просвещение-ЮГ», 2008. C. 176–181.



http://swsys.ru/index.php?id=2414&lang=%E2%8C%A9%3Den&page=article


Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics: