Колесников Д.А. (dream023@mail.ru) - Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Симанков В.С. (svs123123@mail.ru) - Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, доктор | |
Ключевые слова: режимы функционирования, информационно-аналитические технологии и системы, ситуационный центр |
|
Keywords: operation modes, analytical and information technologe and systems, situational centre |
|
|
В современной социально-экономической ситуации на первый план выходят своевременность и быстрота реагирования руководства региона на изменения обстановки и взаимодействие со структурами управления разного уровня. Для решения различных задач такого типа создается ситуационный центр (СЦ), предназначенный для проведения совместных (групповых) совещаний по выработке решения различных управленческих задач (проблем, ситуаций) с применением автоматизированных и инструментальных средств комплексного анализа и многовариантного сценарного и целевого прогнозирования социально-экономического развития региона. Важнейшим условием эффективной работы СЦ является организация четкого информационного взаимодействия со структурами как местного, так и федерального уровня. Основными задачами, решаемыми в СЦ, являются [1]: – интеграция различных информационно-аналитических ресурсов в основных сферах деятельности региона; – реализация аналитических задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (комплексная оценка ситуации, расчет сводных, рейтинговых оценок по региону); – выполнение экспериментальных имитационных и целевых прогнозных расчетов, а также мониторинг ключевых индикаторов социально-экономического развития субъекта РФ с использованием федеральных сценариев на основе хозяйственного комплекса региона и его муниципальных образований; – формирование экспертных заключений и выработка рекомендаций по принятию управленческих решений в вопросах социально-экономического развития региона; – своевременное и наглядное предоставление руководству органов государственной власти отчетной, аналитической и прогнозируемой информации, необходимой для принятия адекватных решений оперативного и стратегического характера, с применением средств деловой графики, картографии, табличного и текстового представления информации. В СЦ поступает плановая информация от органов управления для выработки сценария и планирования развития, а также информация о сложившейся обстановке с целью ее мониторинга и анализа для последующей выработки решения, направленного на улучшение по выбранным показателям качества и эффективности. Кроме того, может поступить информация о какой-либо экстренной ситуации, на которую необходимо немедленное реагирование соответствующих служб и руководства. Постановка задачи. На основе проделанной работы и аналитических исследований [1, 2] авторами разработана структура СЦ региона (см. рис.), в полной мере отражающая все аспекты возможных ситуаций [3]. Характер задач, решаемых СЦ, определяет выбор организационных схем взаимодействия, методических и программно-технических средств. Предполагается, что все ресурсы СЦ скоординированы, персонал надлежащим образом обучен, а организационная схема его работы в различных ситуациях утверждена и доведена до всех участников [1]. В структуру СЦ введены подсистемы, гарантирующие конечный результат, будь то выход из сложившейся ситуации или прогноз социально-экономической политики региона. В зависимости от входных данных, поступающих в СЦ, происходит синтез работоспособности подсистем, то есть из всей совокупности подсистем СЦ будут использоваться только те, что необходимы для обработки входных данных. При этом общая активность и структура системы остаются неизменными. Для однозначности и полноты принимаемого решения предполагается постоянное обращение к БД заранее созданных информационных подсистем, за счет чего экономятся время и ресурсы СЦ. В целом достигается повышение оперативности в выработке управленческих решений в складывающихся ситуациях. Предложенная структура СЦ является интегрирующей, способной объединять все ведомственные и муниципальные источники информации в регионе для управления им (то есть включать систему сбора и структурирования информации из разных внешних источников). Типовая структура ситуационного центра региона для трех режимов функционирования Все режимы работы СЦ подразумевают мониторинг данных и визуализацию обработанной информации на экранах коллективного пользования. В организационно-функциональную структуру СЦ входят: - система анализа данных; - система прогнозирования ситуации; - система поддержки принятия решений; - система ситуационного моделирования и прогнозирования; - БД мониторинга ситуации; - база геоданных; - семантическая БД; - БД моделей; - БЗ моделей и ситуаций; - БД критериев и альтернативных ситуаций; - БЗ правил и приемов принятия решений; - универсальное хранилище данных; - подсистема визуализации; - экспертная группа по принятию решений и аналитическому решению; - группа исследователей; - ЛПР. Достаточно широкий круг задач, решаемых в СЦ, требует постоянного мониторинга места событий и оценки обстановки в любой момент. Эти задачи могут значительно отличаться друг от друга по продолжительности, обширности интересов, требованиям к скорости реакции системы и степени детализации геоданных. Любую информацию о ситуации, поступающую в СЦ, обрабатывает блок системы мониторинга при взаимодействии с БД мониторинга. В нем происходит обработка информации экспертами в соответствии с нормативными документами с выводом их оценки сложившейся ситуации. Таким образом, формируется результат, который передается в блок системы анализа данных. В этом блоке происходит классификация обстановки: статическая или динамическая. Ситуация считается статической, если событие уже произошло и его состояние может быть устойчивым хотя бы временно. Ситуация является динамической, если возникла внезапно и требует оперативного реагирования, при этом она может описываться в виде неких процессов (событий), которые требуют немедленного реагирования соответствующих служб [2]. После классификации ситуации создается ее модель и идет поиск аналогичной модели в соответствующей БД моделей блока системы ситуационного моделирования и прогнозирова- ния. На следующем этапе осуществляется прогнозирование ситуации в блоке системы прогнозирования ситуации с возможным описанием ее последующего развития. На основе полученных прогнозов в блоке системы поддержки принятия решений происходит обращение к БД принятия решений, а также формирование возможного управленческого решения на основе работы экспертов-аналитиков, разрабатываются варианты, наиболее полно отвечающие поставленной задаче. После выработки решения завершающим этапом является представление результатов для руководителя в блоке визуализации результатов. Анализ полученных результатов. Для оперативного реагирования на обстановку предусматривается работа СЦ в следующих режимах. 1. Нормальный режим работы предусматривает разработку сценариев социально-экономической и общественно-политической обстановки, при этом режиме предполагается обеспечение реализации следующих задач: а) мониторинг текущих событий (вырисовываются формы и методы перехода от наблюдения к аналитической обработке накапливаемой информации о жизнедеятельности региона); б) выявление проблемных ситуаций, включая уровень муниципальных образований, административных районов; в) информационно-справочное обслуживание, предполагающее решение большого круга вопросов организационного, научно-методического характера, критериев отраслевых и интегральных оценок. 2. Режим планирования позволяет находить скрытые причинно-следственные связи социально-экономических процессов, моделировать жизнедеятельность территории на уровне отраслей, отдельных предприятий, прогнозировать социально-экономическое развитие региона. В частности, он позволяет оперативно организовать – обсуждение проблемы; – проведение совещаний на основе полученного материала; – планирование и прогнозирование развития ситуации; – предоставление аналитических материалов; – анализ и рассмотрение вариантов решения; – подготовку проблемных видеодокладов. 3. Кризисный режим работы необходим для принятия решений в сложных или чрезвычайных ситуациях, в частности, если - произошло нарушение нормальных условий жизнедеятельности на объекте, вызванное катастрофой, при этом основные усилия будут направлены на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации; – хозяйственные процессы хуже управляются и их изменения происходят с более высокой скоростью, чем в повседневном режиме, при этом основные усилия будут направлены на анализ и прогнозирование ситуации. При необходимости СЦ даст рекомендации по привлечению сторонних ресурсов. В кризисном режиме поступившая информация сопровождается непрерывным мониторингом ситуации с последующим (и постоянным) анализом данных. Каждая подсистема непрерывно взаимодействует со своей БД; работа экспертов и аналитиков заключается в мозговом штурме для выработки правильного решения. Наиболее важным в данной ситуации является предотвращение возможности появления угрозы для жизни людей. Задача принятия решения в кризисной ситуации является плохо формализуемой, поскольку характеризуется отсутствием формальных алгоритмов решения, нечеткостью входных параметров (исходной информации) и характеристик достигаемых целей. Кроме того, в БД нередко отсутствуют аналоги происходящих кризисных ситуаций. Чаще всего подобные задачи имеют несколько альтернативных решений. В заключение отметим, что в работе усо- вершенствована структура СЦ путем создания комплекса подсистем и БД с настроенным программным обеспечением при взаимодействии с экспертами и аналитиками, а также оперативной переконфигурации работы центра в режимах нормального функционирования, планирования и работы в кризисной ситуации. Выбор соответствующего режима обеспечивает большую оперативность и экономию ресурсов системы. Это достигается, в первую очередь, за счет оптимизации работы подключаемых в данный момент подсистем сервисного центра и минимизации времени, затрачиваемого экспертами на анализ обстановки и выработку решения. Литература 1. Симанков В.С., Луценко Е.В., Лаптев В.Н. Системный анализ в адаптивном управлении: Монография [под ред. В.С. Симанкова]. Краснодар: Ин-т совр. технол. и экон., 2001. 258 с. 2. Кретов В.С., Лебедев И.С., Котов М.Н. Принципы построения и функциональные возможности двух новых информационно-аналитических систем для ситуационных центров // Наукоемкие технологии. 2007. № 12. C. 23–29. 3. Симанков В.С., Колесников Д.А., Черкасов А.Н. Разработка теоретических основ и построение интеллектуальных систем мониторинга, анализа и поддержки принятия политических, социально-экономических и технологических решений регионального уровня для ситуационных центров органов власти. Краснодар: ООО «Просвещение-ЮГ», 2008. C. 176–181. |
http://swsys.ru/index.php?id=2414&lang=%E2%8C%A9%3Den&page=article |
|