Авторитетность издания
Добавить в закладки
Следующий номер на сайте
Режимы работы ситуационного центра регионального уровня
Аннотация:Рассмотрена усовершенствованная структура ситуационного центра путем создания комплекса подсистем и БД с настроенным программным обеспечением для взаимодействия с экспертами, а также путем оперативной переконфигурации работы центра в режимах нормального функционирования, планирования и работы в кризисной ситуации.
Abstract:By means of creation of systems complex and data basis with programm software for expert contacting, and so operating centre structure in regime normally operating, planning and extremal situation the situational centre structure are improved.
Авторы: Колесников Д.А. (dream023@mail.ru) - Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Симанков В.С. (svs123123@mail.ru) - Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, доктор | |
Ключевые слова: режимы функционирования, информационно-аналитические технологии и системы, ситуационный центр |
|
Keywords: operation modes, analytical and information technologe and systems, situational centre |
|
Количество просмотров: 14573 |
Версия для печати Выпуск в формате PDF (4.03Мб) Скачать обложку в формате PDF (1.25Мб) |
В современной социально-экономической ситуации на первый план выходят своевременность и быстрота реагирования руководства региона на изменения обстановки и взаимодействие со структурами управления разного уровня. Для решения различных задач такого типа создается ситуационный центр (СЦ), предназначенный для проведения совместных (групповых) совещаний по выработке решения различных управленческих задач (проблем, ситуаций) с применением автоматизированных и инструментальных средств комплексного анализа и многовариантного сценарного и целевого прогнозирования социально-экономического развития региона. Важнейшим условием эффективной работы СЦ является организация четкого информационного взаимодействия со структурами как местного, так и федерального уровня. Основными задачами, решаемыми в СЦ, являются [1]: – интеграция различных информационно-аналитических ресурсов в основных сферах деятельности региона; – реализация аналитических задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (комплексная оценка ситуации, расчет сводных, рейтинговых оценок по региону); – выполнение экспериментальных имитационных и целевых прогнозных расчетов, а также мониторинг ключевых индикаторов социально-экономического развития субъекта РФ с использованием федеральных сценариев на основе хозяйственного комплекса региона и его муниципальных образований; – формирование экспертных заключений и выработка рекомендаций по принятию управленческих решений в вопросах социально-экономического развития региона; – своевременное и наглядное предоставление руководству органов государственной власти отчетной, аналитической и прогнозируемой информации, необходимой для принятия адекватных решений оперативного и стратегического характера, с применением средств деловой графики, картографии, табличного и текстового представления информации. В СЦ поступает плановая информация от органов управления для выработки сценария и планирования развития, а также информация о сложившейся обстановке с целью ее мониторинга и анализа для последующей выработки решения, направленного на улучшение по выбранным показателям качества и эффективности. Кроме того, может поступить информация о какой-либо экстренной ситуации, на которую необходимо немедленное реагирование соответствующих служб и руководства. Постановка задачи. На основе проделанной работы и аналитических исследований [1, 2] авторами разработана структура СЦ региона (см. рис.), в полной мере отражающая все аспекты возможных ситуаций [3]. Характер задач, решаемых СЦ, определяет выбор организационных схем взаимодействия, методических и программно-технических средств. Предполагается, что все ресурсы СЦ скоординированы, персонал надлежащим образом обучен, а организационная схема его работы в различных ситуациях утверждена и доведена до всех участников [1]. В структуру СЦ введены подсистемы, гарантирующие конечный результат, будь то выход из сложившейся ситуации или прогноз социально-экономической политики региона. В зависимости от входных данных, поступающих в СЦ, происходит синтез работоспособности подсистем, то есть из всей совокупности подсистем СЦ будут использоваться только те, что необходимы для обработки входных данных. При этом общая активность и структура системы остаются неизменными. Для однозначности и полноты принимаемого решения предполагается постоянное обращение к БД заранее созданных информационных подсистем, за счет чего экономятся время и ресурсы СЦ. В целом достигается повышение оперативности в выработке управленческих решений в складывающихся ситуациях. Предложенная структура СЦ является интегрирующей, способной объединять все ведомственные и муниципальные источники информации в регионе для управления им (то есть включать систему сбора и структурирования информации из разных внешних источников). Типовая структура ситуационного центра региона для трех режимов функционирования Все режимы работы СЦ подразумевают мониторинг данных и визуализацию обработанной информации на экранах коллективного пользования. В организационно-функциональную структуру СЦ входят: - система анализа данных; - система прогнозирования ситуации; - система поддержки принятия решений; - система ситуационного моделирования и прогнозирования; - БД мониторинга ситуации; - база геоданных; - семантическая БД; - БД моделей; - БЗ моделей и ситуаций; - БД критериев и альтернативных ситуаций; - БЗ правил и приемов принятия решений; - универсальное хранилище данных; - подсистема визуализации; - экспертная группа по принятию решений и аналитическому решению; - группа исследователей; - ЛПР. Достаточно широкий круг задач, решаемых в СЦ, требует постоянного мониторинга места событий и оценки обстановки в любой момент. Эти задачи могут значительно отличаться друг от друга по продолжительности, обширности интересов, требованиям к скорости реакции системы и степени детализации геоданных. Любую информацию о ситуации, поступающую в СЦ, обрабатывает блок системы мониторинга при взаимодействии с БД мониторинга. В нем происходит обработка информации экспертами в соответствии с нормативными документами с выводом их оценки сложившейся ситуации. Таким образом, формируется результат, который передается в блок системы анализа данных. В этом блоке происходит классификация обстановки: статическая или динамическая. Ситуация считается статической, если событие уже произошло и его состояние может быть устойчивым хотя бы временно. Ситуация является динамической, если возникла внезапно и требует оперативного реагирования, при этом она может описываться в виде неких процессов (событий), которые требуют немедленного реагирования соответствующих служб [2]. После классификации ситуации создается ее модель и идет поиск аналогичной модели в соответствующей БД моделей блока системы ситуационного моделирования и прогнозирова- ния. На следующем этапе осуществляется прогнозирование ситуации в блоке системы прогнозирования ситуации с возможным описанием ее последующего развития. На основе полученных прогнозов в блоке системы поддержки принятия решений происходит обращение к БД принятия решений, а также формирование возможного управленческого решения на основе работы экспертов-аналитиков, разрабатываются варианты, наиболее полно отвечающие поставленной задаче. После выработки решения завершающим этапом является представление результатов для руководителя в блоке визуализации результатов. Анализ полученных результатов. Для оперативного реагирования на обстановку предусматривается работа СЦ в следующих режимах. 1. Нормальный режим работы предусматривает разработку сценариев социально-экономической и общественно-политической обстановки, при этом режиме предполагается обеспечение реализации следующих задач: а) мониторинг текущих событий (вырисовываются формы и методы перехода от наблюдения к аналитической обработке накапливаемой информации о жизнедеятельности региона); б) выявление проблемных ситуаций, включая уровень муниципальных образований, административных районов; в) информационно-справочное обслуживание, предполагающее решение большого круга вопросов организационного, научно-методического характера, критериев отраслевых и интегральных оценок. 2. Режим планирования позволяет находить скрытые причинно-следственные связи социально-экономических процессов, моделировать жизнедеятельность территории на уровне отраслей, отдельных предприятий, прогнозировать социально-экономическое развитие региона. В частности, он позволяет оперативно организовать – обсуждение проблемы; – проведение совещаний на основе полученного материала; – планирование и прогнозирование развития ситуации; – предоставление аналитических материалов; – анализ и рассмотрение вариантов решения; – подготовку проблемных видеодокладов. 3. Кризисный режим работы необходим для принятия решений в сложных или чрезвычайных ситуациях, в частности, если - произошло нарушение нормальных условий жизнедеятельности на объекте, вызванное катастрофой, при этом основные усилия будут направлены на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации; – хозяйственные процессы хуже управляются и их изменения происходят с более высокой скоростью, чем в повседневном режиме, при этом основные усилия будут направлены на анализ и прогнозирование ситуации. При необходимости СЦ даст рекомендации по привлечению сторонних ресурсов. В кризисном режиме поступившая информация сопровождается непрерывным мониторингом ситуации с последующим (и постоянным) анализом данных. Каждая подсистема непрерывно взаимодействует со своей БД; работа экспертов и аналитиков заключается в мозговом штурме для выработки правильного решения. Наиболее важным в данной ситуации является предотвращение возможности появления угрозы для жизни людей. Задача принятия решения в кризисной ситуации является плохо формализуемой, поскольку характеризуется отсутствием формальных алгоритмов решения, нечеткостью входных параметров (исходной информации) и характеристик достигаемых целей. Кроме того, в БД нередко отсутствуют аналоги происходящих кризисных ситуаций. Чаще всего подобные задачи имеют несколько альтернативных решений. В заключение отметим, что в работе усо- вершенствована структура СЦ путем создания комплекса подсистем и БД с настроенным программным обеспечением при взаимодействии с экспертами и аналитиками, а также оперативной переконфигурации работы центра в режимах нормального функционирования, планирования и работы в кризисной ситуации. Выбор соответствующего режима обеспечивает большую оперативность и экономию ресурсов системы. Это достигается, в первую очередь, за счет оптимизации работы подключаемых в данный момент подсистем сервисного центра и минимизации времени, затрачиваемого экспертами на анализ обстановки и выработку решения. Литература 1. Симанков В.С., Луценко Е.В., Лаптев В.Н. Системный анализ в адаптивном управлении: Монография [под ред. В.С. Симанкова]. Краснодар: Ин-т совр. технол. и экон., 2001. 258 с. 2. Кретов В.С., Лебедев И.С., Котов М.Н. Принципы построения и функциональные возможности двух новых информационно-аналитических систем для ситуационных центров // Наукоемкие технологии. 2007. № 12. C. 23–29. 3. Симанков В.С., Колесников Д.А., Черкасов А.Н. Разработка теоретических основ и построение интеллектуальных систем мониторинга, анализа и поддержки принятия политических, социально-экономических и технологических решений регионального уровня для ситуационных центров органов власти. Краснодар: ООО «Просвещение-ЮГ», 2008. C. 176–181. |
Постоянный адрес статьи: http://swsys.ru/index.php?id=2414&like=1&page=article |
Версия для печати Выпуск в формате PDF (4.03Мб) Скачать обложку в формате PDF (1.25Мб) |
Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2010 год. |
Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: