На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
09 Декабря 2024

Моделирование эмоционального состояния человека на основе гибридных методов

Modelling an emotional condition of the person on the basis of hybrid methods
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2010 год.
Аннотация:Объектом рассмотрения в настоящей работе являются эмоции человека. Основные задачи статьи – это опреде-ление основных понятий, характеристик, функций из теории эмоций и построение математической модели эмоции. Предложенная модель не только интересна теоретически, но и имеет практическую направленность.
Abstract:Object of this work are emotions of the person. The primary goals of clause is a definition of the basic concepts, characteristics, functions from the theory of emotions and construction the mathematical model of emotion. The offered model has not only theoretical interest, but also a practical orientation.
Авторы: Розалиев В.Л. (rozaliev_v@mail.ru) - Волгоградский государственный технический университет, кандидат технических наук, Заболеева-зотова А.В. (zabzot@vstu.ru) - Волгоградский государственный технический университет, доктор технических наук
Ключевые слова: акустические параметры речи, математические модели, нечеткий вывод, иммунные системы, эмоции человека
Keywords: acoustic parameters of speech, mathematical models, fuzzy conclusion, immune systems, emotions of the person
Количество просмотров: 15037
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (4.97Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.38Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Вопрос рассмотрения эмоций и практического применения знаний о них все чаще встает в самых разных сферах нашей жизни [1].

В современной теории эмоций положительные и отрицательные эмоции трактуются как противоположные, и человек в каждый момент может находиться либо в радостном, либо в подавленном эмоциональном состоянии [2]. Корреляция между положительными и отрицательными либо обратная, либо близка к нулю. Зависимость между ними однозначно не установлена, но возможными критериями оценки такой зависимости могут быть возраст, личностные особенности, социальный статус и др. Однако многие авторы отмечают и наличие сложных эмоций, что, в свою очередь, противоречит первому утверждению [1, 2]. Конечно же, такое деление во многом условно. Например, страх (традиционно считающийся отрицательной эмоцией) имеет положительную составляющую и может приносить удовольствие. А радость может проявляться в форме злорадства, принося такой же вред, как и гнев. Для того чтобы устранить неоднозначность трактовок положительных и отрицательных эмоций, введем следующее разделение: существуют эмоции, способствующие повышению психологической энтропии (отрицательные), и эмоции, наоборот, улучшающие конструктивное поведение (положительные). При этом под оценкой конструктивного поведения будем понимать выполнение или невыполнение некоторого ранее намеченного действия.

Характеристиками эмоционального реагирования являются:

·     интенсивность – глубина переживаний и величина физиологических сдвигов;

·     длительность протекания – от мимолетных переживаний до состояний, длящихся несколько часов (дней);

·     предметность – степень осознанности и связи с конкретным объектом и ситуацией; все эмоциональные реакции имеют под собой определенный предмет, непредметные реакции – менее определенный предмет;

·     влияние на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее);

·     модальность – качественная специфика эмоционального реагирования; означает, что в отношении того или иного предмета возникает определенно направленная эмоциональная реакция (например, при достижении цели – радость, при недостижении – разочарование, в опасной ситуации – страх);

·     знак – положительные и отрицательные эмоции (сильнее выражены);

·    реактивность – быстрота возникновения или изменения;

·    качество – связь с потребностью;

·    степень произвольного контроля.

Эмоциональное реагирование делится на:

1)       кратковременные эмоции, включающие

a)       эмоциональный отклик – динамично из- меняющееся состояние, неизменяющееся эмо- циональное состояние (пример: эмоциональное реагирование спортсменов во время игры);

b)       эмоциональную вспышку – изменяет эмоциональное состояние, обладает большей интенсивностью;

c)        эмоциональный взрыв – означает крат- ковременную бурно развивающуюся реакцию, изменяющую эмоциональное состояние с подавлением волевого контроля;

2)       эмоциональное состояние – длительное, устойчивое состояние (настроение, эмоциональное поведение);

3)       эмоциональный тон – характерное реагирование на отдельные свойства объектов или явлений (приятные или неприятные запах, звук, сочетание цветов) [2].

Функциями эмоционального тона являются следующие.

·     Ориентировочная: состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно оно или от него надо избавиться. По мнению советского физиолога академика Анохи- на П.К., это «пеленги» полезности или вреда, устойчиво сохраняющиеся на протяжении миллионов лет.

·     Обратная связь: сообщает человеку, что имеющаяся биологическая потребность удовлетворена (эмоциональный тон – удовольствие) или не удовлетворена (эмоциональный тон – неудовольствие).

·     Регулирующая: состоит в необходимости проявления определенных видов поведения до тех пор, пока не будет достигнут нужный организму результат. Следует учесть торможение некоторого поведения: то, что раньше приносило удовольствие, теперь вызывает отвращение.

Эмоциональный тон со временем может меняться (дети ненавидят лук, став взрослыми, они спокойно едят его). Важна и сила раздражителя (то, что при слабом давлении приятно, при сильном вызывает неприязнь). Многократное повторение положительных реакций ведет к их нейтрализации.

Определим понятие эмоции. Под эмоцией будем понимать переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Эмоция – рефлекторная адаптивная психофизиологическая реакция, связанная с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживаний) к значимой ситуации и ее исходу и способствующая организации и обеспечению целесообразного с точки зрения целостности и сохранности организма поведения человека [2]. Эмоции характеризуются отчетливо выраженной интенсивностью (достаточно сильно выраженное переживание человеком горя, радости); ограниченной продолжительностью (эмоция длится относительно недолго, ее продолжительность ограничена временем непосредственного действия причины или временем воспоминания о ней); хорошей осознаваемостью причины ее появления; связью с конкретным объектом, обстоятельством; полярностью (радость и печаль, гнев и страх).

Эмоция – намного более высокий в эволюционном развитии уровень эмоционального реагирования, чем эмоциональный тон. Это адаптивная реакция на ситуацию, а не на определенный раздражитель. (Ребенок начинает радоваться, когда получает конфету, а не когда станет ее есть.) Эмоциональный тон приводит к эмоции, но эмоция возникает при оценке ситуации (боль грозит неприятностями, которые необходимо преодо- левать). Эмоции – дифференцированная оценка разных ситуаций. Эмоциональный тон дает обобщенную оценку, эмоция более тонко показывает значение той или иной ситуации. Это не только способ оценки предстоящей ситуации, но и механизм заблаговременной и адекватной подготовки к ней за счет мобилизации психической и физической энергии. Как и эмоциональный тон, она выступает в виде механизма предвидения значимости для человека той или иной ситуации и механизма закрепления положительного и отрицательного опыта (положительное или отрицательное подкрепление деятельности).

Учитывая, что на практике очень сложно объективно оценить эмоции человека в силу отсутствия априорной информации о ситуации, в которой он находится, а также субъективности такой оценки, примем за эмоцию совокупность эмоциональных тонов, переживаемых в конкретный момент. Построим модель эмоций. Рассмотрев различные подходы к построению моделей (классический логический подход, нечеткая логика, нейронные сети, имитационное моделирование) и проанализировав возможности их применения для построения модели эмоций, был сделан вывод, что наиболее подходящим аппаратом для описания модели эмоций будет аппарат иммунных систем [1, 3, 4]. При этом математическая модель строится на основе соотношения баланса для каждого из компонентов, участвующих в возникновении и протекании эмоции. Именно ввиду такой концепции частные особенности эмоций не существенны для анализа динамики их развития, на первый план выступают основные закономерности протекания эмоции. Ограничимся рассмотрением трех компонент: объекта, вызывающего эмоции (стимула), знаний об объекте, вызывающем эмоции (описание того, как нужно противодействовать стимулу), и способностей к обучению, позволяющих получать знания о стимуле. Рассмотрим процесс возникновения и протекания эмоции. Пусть в момент t0 человеку был предъявлен некоторый стимул. Действие его приведет к возникновению эмоции, то есть к переходу человека из нормального для него состояния в состояние, измененное под действием стимула. Для минимизации этого эффекта и возврата в нормальное состояние человеку требуются знания о действии стимула. Если стимул был предъявлен впервые, происходит обучение, то есть повышение количества знаний о нем; время протекания эмоции (t) достаточно велико. Если стимул уже предъявлялся, то либо его действие полностью игнорируется, либо человек возвращается в нормальное состояние значительно быстрее. При этом стоит учесть, что при длительном непредъявлении некоторого стимула происходит удаление знаний о нем. Таким образом, эмоция является механизмом поддержания состояния, нормального для данного человека. Следует также отметить, что при протекании эмоции большое значение имеют степень воздействия стимула, сила его действия и состояние, в котором находится человек (то есть насколько сильно на него уже подействовал стимул), так как это в конечном итоге приводит к снижению активности его защиты. Это, естественно, должно быть отражено в математической модели.

Основными действующими факторами эмоции являются следующие величины:

-    количество предъявленных объектов, вызывающих эмоцию V(t);

-    количество знаний об объектах, вызывающих эмоции (наша защита) F(t) (знаний, нейтрализующих действие объектов, вызывающих эмоции);

-    общий размер человеческих знаний C(t) – все знания об объекте, вызывающем эмоции; размер знаний отражает уникальные способности к обучению;

-    наступление эмоции (относительная характеристика человека, испытывающего эмоцию) m(t).

Модель эмоций представим в виде системы дифференциальных уравнений. Составим уравнение, описывающее изменение количества предъявления стимула, вызывающего эмоции:

,                                            (1)

где bVdt – это прирост объектов, вызывающих эмоции dV, за интервал времени dt. Естественно, он пропорционален V и некому числу β, которое назовем коэффициентом появления стимулов; γFVdt – число стимулов, нейтрализуемых знаниями F за интервал dt. Число таких стимулов, очевидно, будет пропорционально как количеству знаний об объектах, вызывающих эмоции, так и числу стимулов; γ – коэффициент, связанный с вероятностью нейтрализации стимула знаниями о стимуле. Разделив обе части (1) на dt, получим

.                                                   (2)

Построим уравнение, описывающее рост знаний об объекте. В данной модели под знаниями о стимуле понимаются знания, защищающие от стимула, и тогда увеличение знаний от встречи со стимулом будет пропорционально VF. Таким образом, получим соотношение, описывающее прирост знаний (возмущения) над нормальным уровнем C* – постоянным уровнем знаний (возмущения) в здоровом организме:

,    (3)

где aF(t–t)V(t–t)dt – генерация возмущения; τ – время, в течение которого формируются знания о стимуле; α – коэффициент, учитывающий вероятность соответствия знаний стимулу, возбуждение реакции и число образующихся новых знаний; mc(C–C*)dt – уменьшение числа знаний за счет старения; μc – коэффициент, равный обратной величине их времени жизни. Разделив обе части (3) на dt, получим:

.        (4)

Для получения следующего уравнения подсчитаем баланс числа знаний, реагирующих со стимулом. Будем исходить из соотношения

,                         (5)

где рСdt описывает генерацию знаний (защиты) об объекте знаниями за интервал времени dt; ρ – скорость производства знаний о стимуле; ηyFVdt – уменьшение числа знаний о стимуле в интервале времени dt за счет связи с самими стимулами. Как уже отмечено, при выводе уравнения количество выбывающих за интервал времени dt стимулов за счет нейтрализации их знаниями о стимуле было равно yFVdt. Если на нейтрализацию одного стимула требуется η знаний, это приводит к уменьшению числа знаний. В (5) mfFdt описывает уменьшение количества знаний за счет старения, где μf – коэффициент, обратно пропорциональный времени исчезновения знаний. Разделив соотношение (5) на dt, получим

.                                   (6)

Построенные уравнения не учитывают ослабление тонуса организма в ходе переживания эмоций, связанное с уменьшением активности поставки знаний (распознавателей), необходимых для борьбы с появляющимися стимулами. Примем гипотезу о том, что переживание эмоции связано с размерами поражения стимулами. С этой целью введем в рассмотрение уравнение для относительной характеристики поражения. Пусть M – характеристика нормального состояния; M' – соответствующая характеристика нормального состояния человека, на которого уже начал действовать стимул. Введем в рассмотрение величину m по формуле

.                                                            (7)

Это будет относительная характеристика поражения человека эмоцией. Для нормального состояния она, естественно, равна нулю, а для полностью пораженного – единице. Для этой характеристики рассмотрим уравнение

,                                                (8)

где sV – степень поражения человека. Предполагается, что за интервал времени dt увеличение относительной величины поражения пропорционально количеству стимулов, которое описывается σV, где σ – некоторая константа, своя для каждой эмоции. Уменьшение этой характеристики происходит за счет восстановительной деятельности организма и зависит от m с коэффициентом пропорциональности μm, характеризующим обратную величину периода восстановления органа в m раз.

Совершенно ясно, что при сильном поражении, то есть при большом отклонении от нормального состояния, производительность обучения падает. Это является роковым для человека и ведет к затяжным психологическим заболеваниям.

В описываемой модели фактор поражения человека можно учесть в уравнении (2), заменив коэффициент α на произведение αξ(m). В реальных условиях график ξ(m) может иметь сложную форму, но качественно он всегда будет состоять из постоянной ξ=1 в начале изменения аргумента m и убывающей по линейной или нелинейной зависимости при дальнейшем увеличении этого аргумента.

Таким образом, получена система дифференциальных уравнений, описывающих протекание эмоции:

,

,            (9)

,  

.

Обычно для уравнений с запаздыванием начальные условия задаются на интервале [t0-τ, t0]. Однако в силу принятых ограничений до момента предъявления стимула t0 эмоций не было: V(t)≡0 при t

V(t0)=V0, C(t0)=C0, F(t0)=F0, m(t0)=m0,       (10)

при этом V0≥0, C0≥0, F0≥0, m0≥0.

Для определения начальных значений может использоваться подход, предложенный в [1, 5], а также подход, основанный на нечетком выводе. При решении задачи определения эмоции поступающую информацию можно разделить на численную (количественную), поступающую с измерительных датчиков, и лингвистическую (качественную), поступающую от эксперта. Значительная часть нечетких систем использует второй вид знаний, чаще всего представляемый в форме базы нечетких правил. При этом при проектировании нечеткой системы с имеющимися в наличии только численными данными возникают некоторые трудности. Для их преодоления можно использовать нейронечеткие системы, обладающие многими достоинствами, однако сдерживающим моментом является длительность наполнения их знаниями (построение базы правил) в процессе итеративного обучения. Для определения начальных значений воспользуемся универсальным методом построения базы нечетких правил на основе численных данных. Достоинства метода заключаются в его необычайной простоте и очень высокой эффективности. Кроме того, он позволяет объединить численную информацию, представленную в форме обучающих данных, с лингвистической информацией в виде базы правил за счет дополнения имеющейся базы правилами, созданными на основе численных данных. Численные данные будут определяться по речи человека. Выделим признаки, характеризующие отдельные звуки. Вычисление акустических признаков проводится на наиболее информативных (с точки зрения проявления индивидуальности) гласных звуках [а], [о], [е], [и]. Немаловажную роль в выборе этих звуков играет то обстоятельство, что они наиболее часто встречаются в устной русской речи.

Основными индивидуализирующими параметрами для звуков являются:

-    значение частоты основного тона (F0) на гласных;

-    значение четырех формантных частот (F1, F2, F3, F4) гласных звуков;

-    величина длительности гласных (Тг).

Для вычисления точных значений формантных частот и частоты основного тона их измеряют в середине гласного звука – в ее квазистационарной части.

Кроме того, учтем некоторые линвистические параметры: изменение мелодики (Ml), темп речи (Tm), сила голоса (Fr), эмоциональность речи (Em).

Например, сила голоса может принимать следующие значения: Fr={fr1, fr2, fr3, fr4, fr5}, где fr1=«голос слабый», fr1<31 дБ; fr2=«ниже среднего», 31<41 дБ; fr3=«средний», 41<55 дБ; fr4=«выше среднего», 55<65 дБ; fr5=«голос сильный», fr5>65 дБ.

Приведем алгоритм построения нечетких правил и вывода по ним начальных значений (см. рис.). При этом стоит отметить, что определенные начальные значения будут характерны для каждой эмоции. То есть фактически на этапе определения начальных значений определим эмоцию, а далее смоделируем ее действие на человека.

1-й шаг. Разделение пространств входных и выходных сигналов на области. При этом за х примем множество параметров, характеризующих отдельные фонемы и лингвистические переменные.

2-й шаг. Построение нечетких правил на основе обучающих данных.

3-й шаг. Определение степени истинности каждого правила.

4-й шаг. Создание базы нечетких правил. Причем при создании следует учитывать степень истинности нечетких правил, приписанную каждому правилу на шаге три.

5-й шаг. Дефуззификация. Сначала необходимо рассчитать степень активности каждого правила, а затем, воспользовавшись способом дефуззификации, например по среднему центру, рассчитать выходные значения.

Предложенная модель имеет не только теоретический интерес, но и практическую направленность. Рассмотрение процесса протекания эмоции и прогнозирование того, насколько долго человек будет находиться в том или ином эмоциональном состоянии, может найти применение во многих областях жизнедеятельности человека, в частности, в маркетинговых исследованиях, в рамках построения человеко-компьютерных интерфейсов, в робототехнике.

Литература

1.   Розалиев В.Л. Предпосылки, возможности, перспективы создания автоматизированной системы распознавания эмоциональности речи: межвуз. сб. науч. ст. Волгоград. Изв. ВолгГТУ. 2008. № 2 (40). С. 58–61.

2.   Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб: ПИТЕР, 2008. 783 с.

3.   Искусственные иммунные системы и их применение; под ред. Д. Дасгупты; пер. с англ.; под ред. А.А. Романюхи. М.: Физматлит, 2006. 344 с.

4.   Марчук Г.И. Математические модели в иммунологии // Вычислительные методы и эксперименты: 3-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1991. 300 с.

5.   Розалиев В.Л. Построение модели эмоций по речи человека: межвуз. сб. науч. ст. Волгоград. Изв. ВолгГТУ. 2007. № 9 (35). С. 62–65.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?id=2537&like=1&page=article
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (4.97Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.38Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2010 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: