ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)
3

13 Сентября 2024

Применение Microsoft Office Visio 2007 в САПР


Назарова И.А. (Irichka2006@yandex.ru) - Филиал Самарского государственного технического университета в г. Сызрани, Родионов Л.Ф. (Irichka2006@yandex.ru) - Филиал Самарского государственного технического университета в г. Сызрани, кандидат технических наук, Уютов А.А. (Irichka2006@yandex.ru) - Филиал Самарского государственного технического университета в г. Сызрани, кандидат технических наук
Ключевые слова: сапр, microsoft office visio 2007, модернизация, трафареты, шаблон, проектирование, программа
Keywords: CAD system, Microsoft Office Visio 2007, updating, overlay, pattern, design, software


     

Проектирование технического объекта заключается в создании, преобразовании и представлении в принятой форме образа еще не существующего объекта. Инженерное проектирование начинается при возникновении потребности общества в определенных технических объектах, которыми могут быть объекты строительства, промышленные изделия или процессы, а в рассматриваемом нами случае – станция технического обслуживания (СТО).

Проектирование включает разработку технического предложения или технического задания, отражающего эти потребности, и его реализацию в виде проектной документации. Другими словами, проектирование – сложный и длительный процесс, заключающийся в получении исходного описания объекта и преобразовании его в окончательное описание на основе выполнения комплекса работ исследовательского, расчетного и конструкторского характера. 

Большая часть задач проектирования выполняется с применением САПР.

Пользователи связывают понятие компьютерной графики с программами для редактирования и создания цифровых изображений. Наиболее широко представлены растровые и векторные программы.

Проектирование технических объектов с помощью растровых программ затруднительно, так как они в основном предназначены для редактирования изображений, обеспечивая возможность цветокоррекции, ретуши и создания специальных эффектов на базе цифровых изображений. Помимо этого, недостатками растровых программ являются большой размер файлов и ухудшение качества рисунка при его масштабировании.

Более эффективны векторные программы. В векторных изображениях нет проблем со шрифтами, и они не образуют  файлы большого размера. Использование векторной графики позволяет визуально воспроизводить двухмерные изображения и трехмерные модели.

Для машинного проектирования широкое применение нашли программы AutoCAD фирмы Autodesk, САПР Компас 3D фирмы Аскон и др. Особенностью компьютерных программ данного типа является предметная направленность, то есть их использование предусматривает не только владение основами компьютерной графики, но и знание самого предмета проектирования, требующего профессиональной подготовки. Поэтому программы класса CAD довольно сложны в освоении и использовании.

Учитывая вышесказанное, для проектирования предлагается программа Microsoft Office Visio 2007. Она поддерживает обширный набор шаблонов, которые можно использовать для визуализации и рационализации бизнес-процессов, отслеживания работы над проектами и использования ресурсов, оптимизации систем, составления схем, организационных структур, карт сетей и планов зданий. Важно отметить простоту интерфейса, в котором большая часть настроек и команд перекликается со многими программами Microsoft Office. Все шаблоны и содержащиеся в них трафареты объединены по функциональному признаку, что значительно облегчает работу пользователя. Кроме того, возможно сохранение результатов работы в Microsoft Office Visio в разных форматах, например, в виде веб-страниц, точечных рисунков, что позволяет обмениваться данными с большим количеством пользователей и не требует установки специального программного обеспечения.

Авторы предлагают к рассмотрению свой опыт применения этой программы для разработки компоновочно-планировочных решений и генеральных планов СТО и автотранспортных предприятий (АТП). В основе проектирования таких объектов лежат решения по технологии и организации производства технического обслуживания и ремонта, разрабатываемые при технологическом проектировании предприятия.

Сложность разработки компоновочно-плани­ровочного решения СТО и АТП обусловлена необходимостью взаимной увязки элементов производственных, складских и других подразделений, площади которых определяются в результате технологического расчета, с принятыми технологическим процессом и организацией производства, с учетом требований к организации движения, климатических условий, строительных, санитарно-гигиенических требований и др.

Технологическое проектирование предприятия включает в себя следующие работы: выбор исходных данных, перечня услуг (работ), выполняемых на СТО, технологического оборудования; расчет годового объема работ, числа рабочих, вспомогательных постов и автомобиле-мест, численности работающих, вспомогательных производственных участков и подразделений; определение состава и площадей всех участков и подразделений предприятия; оценка технико-экономической эффективности проекта. Одним из заключительных этапов проектирования является разработка компоновочно-планировочного решения производственных корпусов и генерального плана.

Из-за специфических особенностей процесса проектирования, а именно, условных графических обозначений  и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта в соответствии с ГОСТом 21.204-93, данную программу необходимо модернизировать.

Проектирование в программе начинается с выбора нужного шаблона из категории шаблонов с набором фигур и входящими в них трафаретами. Прежде всего необходимо создать пользовательский шаблон СТО (АТП) со следующим набором фигур: цех (машины и оборудование), цех (хранение и распределение), автомобили, структурные элементы, электрические и телекоммутационные соединения, графические примитивы, размеры (техника), шкафы, основные компоненты здания, примечания, наборы значков.

Каталог элементов Дороги необходимо откорректировать в соответствии с ГОСТом.

Структурных элементов, имеющихся в программе, недостаточно, поэтому следует создать свой набор через главное меню Файл→фигуры →создать набор элементов с именем Проектирование СТО и добавить в него пользовательские трафареты из Visio: подъемники, автомобиле-место, рабочее место, люк, трап и др. (рис. 1). Трафареты можно создавать в Corel Draw X4 и импортировать в Visio.

Следующий шаг – настройка параметров страницы, так как в Visio каждой категории шаблонов соответствуют свои настройки страницы с определенным масштабом, размером листа, разметкой линейки и форматом. По умолчанию при создании нового документа формируется лист размером А4 книжной ориентации. В данном случае необходимо создать документ размером А1 альбомной ориентации. Для изменения програм- мных настроек в главном меню Файл →Парамет- ры страницы после открытия окна в закладке Настройка печати следует активизировать Настройки и выбрать модель принтера (плоттера) с форматом листа А1, а в строке «размер» указать ISO А1 594´841 mm.

После выбора данных в Настройках печати следует выбрать закладку Размер страницы и определенный размер метрической системы мер (ISO) А1: 841×594 мм, а затем в Масштабе документа выбрать масштаб 1:1.

Необходимо обратить внимание на то, что строительные чертежи выполняются в масштабах 1:100, 1:200, 1:250 и др., а при переносе трафаретов на рабочий лист они отображаются в масштабе 1:1, поэтому трафареты необходимо уменьшить. Программа Microsoft Office Visio позволяет сделать это автоматически с помощью панели Размер и положение, находящейся в главном меню Вид. В нем в полях ширина и высота к имеющимся значениям дописывается «разделить на 200» с цифровой клавиатуры, после чего нужный размер рассчитается автоматически.

Конструкторский документ не может существовать без рамки и штампа, который в Visio не предусмотрен.

Подпись:  
Рис. 1Один из способов добавления штампа – вставка готового векторного рисунка, ранее созданного в другой графической программе, однако в этом случае придется настраивать его размер и расположение на листе, а у добавленного в штамп текста изменить размер шрифта и расположение в ячейке. Поэтому авторами был создан определенный шаблон (рис. 2).

Для его создания необходимо выполнить следующее. С помощью инструмента «линия» создана сетка нужного размера с необходимыми ячейками в соответствии с размерами штампа. Внутрь каждой ячейки добавлен прямоугольник для внесения в него текста в дальнейшем.

Затем объект группируется с помощью команды «фигура→группировка→сгруппировать» и ему задается свойство автопозиционирования. В главном меню «Окно» выбирается пункт «Показать таблицу свойств фигуры» и далее «Share Transform». Здесь в соответствующих строках необходимо записать следующее:

Width "=GUARD(183 mm/ThePage!PageScale* ThePage!DrawingScale)"

Height "=GUARD(55 mm/ThePage!PageScale* ThePage!DrawingScale)"

PinX "=GUARD(ThePage!PageWidth-(3 mm/The­Page!PageScale*ThePage!DrawingScale))"

PinY "=GUARD(7 mm/ThePage!PageScale* ThePage!DrawingScale)"

LocPinX "=GUARD(200 mm/ThePage!PageScale* ThePage!DrawingScale)"

LocPinY "=GUARD(0)"

После выполненных настроек при переносе на лист штамп автоматически расположится в нужном месте. Аналогичным образом поступаем и с рамкой.

Для определения общей площади, указания основных подразделений производственного корпуса создается экспликация в Microsoft Office Excel, где в готовых ячейках таблицы записываются формулы для расчета. Затем этот документ вставляется в Visio как объект через главное меню Вставка, после чего с этим объектом можно работать, как с полноценным элементом Excel. Пример экспликации представлен в таблице.

Поз.

Наименование помещения

Площадь, м2

1

Зона уборочно-моечных работ

62,4

2

Зона диагностики

71,16

3

Зона ТО и ТР

115,44

4

Склад запасных частей

31,65

5

Участок агрегатно-механический

172,44

6

Административное помещение

10,56

7

Зона хранения автомобилей

216

Следующим шагом в Microsoft Office Visio будет дополнение шаблонов линий новыми образцами, необходимыми при проектировании, например, шаблоном «направление движения», чтобы в дальнейшем менять форматы линий чертежа в автоматизированном режиме.

Подпись:  
Рис. 2Авторы статьи рекомендуют создавать пользовательские шаблонные линии. Для этого через главное меню «Вид» открывается «окно проводника по документам», в котором с помощью контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мыши, в папку «Узоры заливки» добавляется новый шаблон линии. В окне создания узора в строке «имя» следует записать название нового шаблона и выбрать «тип» – шаблон линии и ее «поведение» – прерывистая или плавная по образцу кнопки. Затем в папке «шаблоны линий» двойным щелчком левой кнопкой мыши открыть окно вновь созданного образца. Операция завершена.

В результате модернизации Microsoft Office Visio 2007 можно успешно применять в САПР, что значительно повышает качество проекта и уменьшает время проектирования.

Литература

1.   Масуев М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта. Махачкала: МФ МАДИ, 2002. 238 с.

2.   Черников Б.М. Офисные информационные технологии: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. 400 с.

3.   Джуди Лемке. Шаг за шагом – Microsoft Office Visio 2007. М.: ЭКОМ, 2008. 368 с.



http://swsys.ru/index.php?id=2721&lang=%E2%8C%A9%3Den&page=article


Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics: