На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
09 Декабря 2024

Инфологические и структурные модели подсистемы управления материально-техническим обеспечением учебного процесса

Infological and structural models for education material and technical resources management system
Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2011 год. [ на стр. 190 – 193 ]
Аннотация:Рассматриваются функциональные и инфологические модели, используемые для создания информационного и программного обеспечения автоматизированной подсистемы управления материально-техническим обеспечением учебного процесса в вузе.
Abstract:Functional and infological models being used for education material and technical resources management system dataware and software development are under discussion in the article.
Авторы: Васин Д.А. (pvv@pgta.ru) - Пензенская государственная технологическая академия, Пикулин В.В. (pvv@pgta.ru) - Пензенская государственная технологическая академия, кандидат технических наук
Ключевые слова: экспертная оценка, информационная система, инфологическая модель, функциональная модель, материально-техническое обеспечение учебного процесса
Keywords: expert estimation, information system, infological model, functional model, material and technical resources for education
Количество просмотров: 15739
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (5.83Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.28Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Важная составная часть образовательных ресурсов вуза в целом и компонентов материально-технического обеспечения (МТО) в частности – лабораторное оборудование (ЛО) и программное обеспечение (ПО). Уровень фактического состояния учебно-лабораторной базы всецело влияет на активное внедрение новых форм и методов обучения [1]. Поскольку работа по управлению МТО учебного процесса одновременно выполняется с использованием множества учебных планов, наименований ЛО, специальностей и курсов, ее трудоемкость велика, что является основанием для создания и использования соответствующих средств автоматизации.

При создании информационно-аналитической системы управления образовательными ресурсами требуется разработка функциональных, инфологических и других моделей, на основе которых должно быть спроектировано программное и информационное обеспечение подсистемы МТО [2].

Для осуществления должного контроля за составом ЛО и ПО и его соответствием современным требованиям науки и производства предлагается функциональная модель процесса анализа и планирования оснащения учебного процесса средствами МТО, включающая четыре подпроцесса (рис. 1 и 2).

Входные информационные потоки процесса:

1) планируемый контингент – данные о плановом составе обучаемых на очередной учебный год (количество по специальностям, курсам, формам обучения);

2) документы на ЛО – техническая документация на ЛО и ПО, которая должна сопровождать приобретение или изготовление оборудования и ПО (формуляр, технический паспорт, инструкции по установке и эксплуатации).

Подпись:  Рис. 2. Декомпозиция контекстной диаграммыИсходящие информационные потоки процесса (результаты):

1) справка об обеспеченности ЛО – документ, содержащий сведения об обеспеченности обучаемых всех специальностей, курсов и форм обучения ЛО и ПО по всем дисциплинам; в документе должны содержаться сведения об устаревших ЛО и ПО, а также о рекомендуемых для приобретения на будущий учебный год;

2) план приобретения ЛО – документ, содержащий сведения о ЛО и ПО, которые требуется приобрести и ввести в эксплуатацию в будущем учебном году для обеспечения необходимого уровня качества учебного процесса.

В качестве нормативов управление процессом должно использовать: требования ФГОС, требования работодателей, рецензирующих документы образовательных программ, учебные планы и программы дисциплин, другие регламентирующие и нормативные документы, позволяющие установить соответствие МТО учебного процесса современным требованиям науки и производства.

В состав исполнителей процесса в первую очередь должны входить кафедры, ответственные за инициацию процессов оснащения вуза современным ЛО и ПО и за внедрение его в учебный процесс. Они должны участвовать во всех подпроцессах. На диаграммах в качестве ответственных представителей кафедр указаны заведующие.

Учебное управление должно играть координирующую роль: контроль регистрации данных, организация экспертного оценивания состояния ЛО и ПО, подготовка обобщенных сведений.

Экономическое управление должно участвовать в процессе планирования приобретения и модернизации ЛО и ПО для решения финансовых вопросов.

Диаграмма декомпозиции процесса включает четыре подпроцесса (рис. 2):

Первый подпроцесс обеспечивает:

а) регистрацию приобретенного, изготовленного или модернизированного ЛО и ПО (в бухгалтерских документах, в регистрационных журналах кафедр и/или подразделений, ответственных за эксплуатацию ЛО и ПО, с указанием ответственных лиц, состава документации и других сведений, необходимых для корректного применения и обслуживания);

Подпись:  

Рис. 3. Фрагмент модели данных предметной области
б) регистрацию назначения оборудования (закрепление за дисциплинами специальностей, курсов, форм обучения в соответствии с учебными планами и рабочими программами); в результате могут быть сформированы обобщенные сведения о составе ЛО и ПО, доступные соответствующим участникам образовательного процесса.

Второй подпроцесс заключается в оценивании достаточности ЛО и ПО для проведения занятий с планируемым контингентом; в результате может быть сформирована справка об обеспеченности учебного процесса ЛО и ПО.

Третий подпроцесс необходим для выполнения объективного анализа соответствия МТО учебного процесса указанным выше документам. В формировании экспертного заключения о качестве используемого ЛО и ПО, а также в предложениях по его обновлению могут участвовать сотрудники, назначенные руководителем вуза. Поскольку ЛО и ПО используются различными специальностями и разными кафедрами, важно обеспечить коллективное обсуждение для принятия наиболее приемлемого решения. При наличии единой информационно-аналитической системы (ИАС) вуза или подсистемы управления образовательными ресурсами должна использоваться соответствующая информационная поддержка (база данных ЛО и ПО, база знаний или ПО для сбора и обработки экспертных оценок). В результате экспертного анализа могут быть сформулированы предложения по приобретению нового ЛО или о необходимости его модернизации; такие предложения, в свою очередь, должны быть оценены специалистами для формирования плана оснащения вуза новыми средства МТО.

Четвертый подпроцесс заключается в составлении плана приобретения нового ЛО и ПО с указанием объемов финансирования и сроков.

В приведенной модели не указаны процессы приобретения, ввода в действие, освоения и подготовки методических материалов; в рамках данной работы можно считать, что они выполняются в составе первого подпроцесса.

Такая модель управления позволит своевременно планировать средства и работы по модернизации МТО учебного процесса для обеспечения должного уровня и конкурентоспособности вуза.

При регистрации ЛО и ПО в БД следует указывать:

– идентификатор ЛО, технические характеристики (краткое описание), стоимостные данные (цена приобретения, остаточная стоимость), дату приобретения;

– назначение ЛО (закрепление за m-й дисциплиной учебного плана j-го потока (курса) i-й специальности); это реализуется путем установления связи с соответствующим учебным планом;

– размещение (аудитория, лаборатория);

– ответственный (кафедра, подразделение) (рис. 3).

Оценка достаточности ЛО и ПО (рис. 2) должна выполняться с использованием формализо- ванных методов, в частности, с помощью учета контингента студентов и потенциального объема лабораторных занятий с использованием конкретного оборудования:

.              (1)

Выражение (1) определяет продолжительность занятий (количество часов) с использованием l-го ЛО в учебном процессе j-го потока i-й специальности в k-м семестре, где kспец – количество специальностей в вузе; nкурс,i – количество курсов (потоков) на i-й специальности; kстуд,ijkl – количество студентов на j-м потоке i-й специальности, которые должны использовать l-е ЛО в k-м семестре в течение tijkl часов; nло,норм – нормативное количество студентов, одновременно использующих единицу ЛО (nло,норм ≥1); Tлаб,kl – допустимый (потенциальный) объем лабораторных занятий с использованием l-го ЛО в k-м семестре по вузу:

,                     (2)

где kнед,k – количество недель в k-м семестре; Kфакт,l – фактическое количество единиц l-го ЛО; kдн/нед,k – количество учебных дней в неделю; tlr – количество часов работы лаборатории с l-м оборудованием в r-й день.

Если неравенство (1) не выполняется, требуемое количество единиц лабораторного оборудования l-го типа для k-го семестра рассматриваемого (планируемого) учебного года можно оценить по формуле

.                                                (3)

Если требуемое количество единиц K план,l> >K факт,l, необходимо приобрести или изготовить Dkло,kl единиц ЛО l-го типа.

Если выполняется условие K план,kl≤K факт,kl, ЛО l-го типа достаточно для выполнения учебного процесса; при этом, если KЛО план,kl

Результаты экспертного оценивания актуальности применения имеющегося ЛО l-го типа в k-м семестре планируемого учебного года могут выражаться в лингвистической форме, например:

– не применять (заменить);

– применение возможно, но требуется переход на новое ЛО;

– оборудование соответствует современным требованиям.

При оценке предложений по приобретению нового ЛО могут использоваться следующие формулировки:

– не приобретать;

– приобретение возможно, допустимо;

– приобретать как современное и перспективное.

Оценки экспертов можно оставить в лингвистической форме или использовать дополнительные оценки в баллах. Модель данных должна обеспечивать хранение индивидуальных и согласованных (принятых) экспертных оценок (рис. 3). Процедура формирования согласованных оценок зависит от принятых для реализации методов проведения экспертиз [3].

Разработанные функциональные и инфологические модели процесса управления МТО учебного процесса являются основой для создания соответствующего информационного, программного и методического обеспечения ИАС вуза, что, в свою очередь, позволит выполнять мониторинг состояния МТО, повысить объективность и оперативность принятия управленческих решений по формированию образовательных ресурсов надлежащего качества.

Литература

1.     Соломенцев Ю.М., Позднеев Б.М., Солдатов А.В. Эффективное управление ресурсами вуза. URL: http://tqm.stan­kin.ru/articles/2003/18/index.htm (дата обращения: 15.11.2010).

2.     Васин Д.А., Пикулин В.В. Информационная система планирования ресурсов образовательных программ // Программные продукты и системы. 2011. № 1. С. 114–118.

3.     Мартемьянов Ю.Ф., Лазарева Т.Я. Экспертные методы принятия решений: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. технич. ун-та, 2010. 80 с.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?id=2948&like=1&page=article
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (5.83Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.28Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2011 год. [ на стр. 190 – 193 ]

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: