Важная составная часть образовательных ресурсов вуза в целом и компонентов материально-технического обеспечения (МТО) в частности – лабораторное оборудование (ЛО) и программное обеспечение (ПО). Уровень фактического состояния учебно-лабораторной базы всецело влияет на активное внедрение новых форм и методов обучения [1]. Поскольку работа по управлению МТО учебного процесса одновременно выполняется с использованием множества учебных планов, наименований ЛО, специальностей и курсов, ее трудоемкость велика, что является основанием для создания и использования соответствующих средств автоматизации.
При создании информационно-аналитической системы управления образовательными ресурсами требуется разработка функциональных, инфологических и других моделей, на основе которых должно быть спроектировано программное и информационное обеспечение подсистемы МТО [2].
Для осуществления должного контроля за составом ЛО и ПО и его соответствием современным требованиям науки и производства предлагается функциональная модель процесса анализа и планирования оснащения учебного процесса средствами МТО, включающая четыре подпроцесса (рис. 1 и 2).
Входные информационные потоки процесса:
1) планируемый контингент – данные о плановом составе обучаемых на очередной учебный год (количество по специальностям, курсам, формам обучения);
2) документы на ЛО – техническая документация на ЛО и ПО, которая должна сопровождать приобретение или изготовление оборудования и ПО (формуляр, технический паспорт, инструкции по установке и эксплуатации).
Исходящие информационные потоки процесса (результаты):
1) справка об обеспеченности ЛО – документ, содержащий сведения об обеспеченности обучаемых всех специальностей, курсов и форм обучения ЛО и ПО по всем дисциплинам; в документе должны содержаться сведения об устаревших ЛО и ПО, а также о рекомендуемых для приобретения на будущий учебный год;
2) план приобретения ЛО – документ, содержащий сведения о ЛО и ПО, которые требуется приобрести и ввести в эксплуатацию в будущем учебном году для обеспечения необходимого уровня качества учебного процесса.
В качестве нормативов управление процессом должно использовать: требования ФГОС, требования работодателей, рецензирующих документы образовательных программ, учебные планы и программы дисциплин, другие регламентирующие и нормативные документы, позволяющие установить соответствие МТО учебного процесса современным требованиям науки и производства.
В состав исполнителей процесса в первую очередь должны входить кафедры, ответственные за инициацию процессов оснащения вуза современным ЛО и ПО и за внедрение его в учебный процесс. Они должны участвовать во всех подпроцессах. На диаграммах в качестве ответственных представителей кафедр указаны заведующие.
Учебное управление должно играть координирующую роль: контроль регистрации данных, организация экспертного оценивания состояния ЛО и ПО, подготовка обобщенных сведений.
Экономическое управление должно участвовать в процессе планирования приобретения и модернизации ЛО и ПО для решения финансовых вопросов.
Диаграмма декомпозиции процесса включает четыре подпроцесса (рис. 2):
Первый подпроцесс обеспечивает:
а) регистрацию приобретенного, изготовленного или модернизированного ЛО и ПО (в бухгалтерских документах, в регистрационных журналах кафедр и/или подразделений, ответственных за эксплуатацию ЛО и ПО, с указанием ответственных лиц, состава документации и других сведений, необходимых для корректного применения и обслуживания);
б) регистрацию назначения оборудования (закрепление за дисциплинами специальностей, курсов, форм обучения в соответствии с учебными планами и рабочими программами); в результате могут быть сформированы обобщенные сведения о составе ЛО и ПО, доступные соответствующим участникам образовательного процесса.
Второй подпроцесс заключается в оценивании достаточности ЛО и ПО для проведения занятий с планируемым контингентом; в результате может быть сформирована справка об обеспеченности учебного процесса ЛО и ПО.
Третий подпроцесс необходим для выполнения объективного анализа соответствия МТО учебного процесса указанным выше документам. В формировании экспертного заключения о качестве используемого ЛО и ПО, а также в предложениях по его обновлению могут участвовать сотрудники, назначенные руководителем вуза. Поскольку ЛО и ПО используются различными специальностями и разными кафедрами, важно обеспечить коллективное обсуждение для принятия наиболее приемлемого решения. При наличии единой информационно-аналитической системы (ИАС) вуза или подсистемы управления образовательными ресурсами должна использоваться соответствующая информационная поддержка (база данных ЛО и ПО, база знаний или ПО для сбора и обработки экспертных оценок). В результате экспертного анализа могут быть сформулированы предложения по приобретению нового ЛО или о необходимости его модернизации; такие предложения, в свою очередь, должны быть оценены специалистами для формирования плана оснащения вуза новыми средства МТО.
Четвертый подпроцесс заключается в составлении плана приобретения нового ЛО и ПО с указанием объемов финансирования и сроков.
В приведенной модели не указаны процессы приобретения, ввода в действие, освоения и подготовки методических материалов; в рамках данной работы можно считать, что они выполняются в составе первого подпроцесса.
Такая модель управления позволит своевременно планировать средства и работы по модернизации МТО учебного процесса для обеспечения должного уровня и конкурентоспособности вуза.
При регистрации ЛО и ПО в БД следует указывать:
– идентификатор ЛО, технические характеристики (краткое описание), стоимостные данные (цена приобретения, остаточная стоимость), дату приобретения;
– назначение ЛО (закрепление за m-й дисциплиной учебного плана j-го потока (курса) i-й специальности); это реализуется путем установления связи с соответствующим учебным планом;
– размещение (аудитория, лаборатория);
– ответственный (кафедра, подразделение) (рис. 3).
Оценка достаточности ЛО и ПО (рис. 2) должна выполняться с использованием формализо- ванных методов, в частности, с помощью учета контингента студентов и потенциального объема лабораторных занятий с использованием конкретного оборудования:
. (1)
Выражение (1) определяет продолжительность занятий (количество часов) с использованием l-го ЛО в учебном процессе j-го потока i-й специальности в k-м семестре, где kспец – количество специальностей в вузе; nкурс,i – количество курсов (потоков) на i-й специальности; kстуд,ijkl – количество студентов на j-м потоке i-й специальности, которые должны использовать l-е ЛО в k-м семестре в течение tijkl часов; nло,норм – нормативное количество студентов, одновременно использующих единицу ЛО (nло,норм ≥1); Tлаб,kl – допустимый (потенциальный) объем лабораторных занятий с использованием l-го ЛО в k-м семестре по вузу:
, (2)
где kнед,k – количество недель в k-м семестре; Kфакт,l – фактическое количество единиц l-го ЛО; kдн/нед,k – количество учебных дней в неделю; tlr – количество часов работы лаборатории с l-м оборудованием в r-й день.
Если неравенство (1) не выполняется, требуемое количество единиц лабораторного оборудования l-го типа для k-го семестра рассматриваемого (планируемого) учебного года можно оценить по формуле
. (3)
Если требуемое количество единиц K план,l> >K факт,l, необходимо приобрести или изготовить Dkло,kl единиц ЛО l-го типа.
Если выполняется условие K план,kl≤K факт,kl, ЛО l-го типа достаточно для выполнения учебного процесса; при этом, если KЛО план,kl
Результаты экспертного оценивания актуальности применения имеющегося ЛО l-го типа в k-м семестре планируемого учебного года могут выражаться в лингвистической форме, например:
– не применять (заменить);
– применение возможно, но требуется переход на новое ЛО;
– оборудование соответствует современным требованиям.
При оценке предложений по приобретению нового ЛО могут использоваться следующие формулировки:
– не приобретать;
– приобретение возможно, допустимо;
– приобретать как современное и перспективное.
Оценки экспертов можно оставить в лингвистической форме или использовать дополнительные оценки в баллах. Модель данных должна обеспечивать хранение индивидуальных и согласованных (принятых) экспертных оценок (рис. 3). Процедура формирования согласованных оценок зависит от принятых для реализации методов проведения экспертиз [3].
Разработанные функциональные и инфологические модели процесса управления МТО учебного процесса являются основой для создания соответствующего информационного, программного и методического обеспечения ИАС вуза, что, в свою очередь, позволит выполнять мониторинг состояния МТО, повысить объективность и оперативность принятия управленческих решений по формированию образовательных ресурсов надлежащего качества.
Литература
1. Соломенцев Ю.М., Позднеев Б.М., Солдатов А.В. Эффективное управление ресурсами вуза. URL: http://tqm.stankin.ru/articles/2003/18/index.htm (дата обращения: 15.11.2010).
2. Васин Д.А., Пикулин В.В. Информационная система планирования ресурсов образовательных программ // Программные продукты и системы. 2011. № 1. С. 114–118.
3. Мартемьянов Ю.Ф., Лазарева Т.Я. Экспертные методы принятия решений: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. технич. ун-та, 2010. 80 с.