ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)
3

13 Сентября 2024

Опыт разработки комплекса программ для учетно-операционного отдела складов различных видов обеспечения


Макурина И.В. (mak_62ir@mail.ru) - НИИ «Центрпрограммсистем» (зав. лабораторией ), г. Тверь, Россия
Ключевые слова: информационный обмен склада и выше-стоящего довольствующего органа., классификатор имущества, документооборот склада
Keywords: information exchange between storage depot and upline issuing office, materiel classifier, storage depot paperwork


     

Целью автоматизированной системы обеспечения имуществом (системы учета наличия, движения и качественного состояния вооружения и военной техники) является своевременное и полное обеспечение кораблей и судов, береговых объектов, ремонтных предприятий имуществом по необходимой номенклатуре и в количестве, достаточном для поддержания и восстановления технической готовности объектов, а также обеспечения их эксплуатации. Автоматизация работ персонала склада различных видов обеспечения (далее – склад), выполняемых в рамках управленческих технологий планирования, оперативного управления и контроля, позволяет

–      сократить время поиска достоверной и полной информации для принятия обоснованных решений по обеспечению объектов имуществом из запасов склада;

–      сократить трудоемкость работы персонала склада, связанной с формированием документов и подготовкой справок;

–      уменьшить количество ошибок и неточностей при формировании документов;

–      повысить скорость обмена данными между довольствующими органами, складами и потребителями имущества;

–      обеспечить актуальность данных на всех уровнях управления.

В целом учет наличия, движения и качественного состояния имущества представляет собой сложную распределенную систему организационно-административного типа, выполняющую функции по выявлению потребности в имуществе, организации своевременного получения необходимых материалов, запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП), оборудования, а также хранения, распределения и доставки имущества потребителям.

Информация об учете имущества необходима для

–      принятия решения командованием, должностными лицами служб и вышестоящих органов военного управления об обеспечении подчиненных объектов имуществом;

–      осуществления контроля за сохранностью, целесообразностью и эффективностью расходования и использования имущества;

–      использования результатов учета в качестве исходных данных для составления отчетных документов, предусмотренных табелем срочных донесений, и составления планов обеспечения.

Задача учета заключается в оформлении установленными документами всех операций по движению и качественному состоянию имущества, в правильных и своевременных записях этих операций в книгах учета.

К ведению учета предъявляются определенные требования, вытекающие из особенностей материально-технического обеспечения кораблей, судов и береговых частей, а именно:

–      частое поступление многих видов имущества из различных источников;

–      ежедневная, а по некоторому имуществу более частая отгрузка;

–      необходимость переработки некоторой части имущества после приема и перед выдачей (разукомплектация и комплектование некоторых видов вооружения);

–      объективные изменения качественного состояния в процессе хранения имущества.

Учет на складе ведется в учетно-операционном отделе, в отделах хранения (хранилищах) и транспортном отделе, в ремонтных мастерских (цехах, лабораториях по контролю качества) и в других производственных подразделениях склада, а также их отделениях.

В качестве основного объекта автоматизации в процессе проектирования комплекса программ был выбран учетно-операционный отдел склада, поскольку учет имущества в транспортном отделе, в ремонтных мастерских не является таким трудоемким, как в учетно-операционном отделе (практически все выходные формы формируются в учетно-операционном отделе), а учет в отделе хранения в современных условиях чаще всего совмещается с учетом в учетно-операционном отделе.

Как показал анализ, в течение длительного времени система учета имущества в войсках развивалась параллельно с развитием Вооруженных сил.

Так, например, в условиях плановой экономики в Вооруженных силах применялся оперативно-бухгалтерский учет. Основными принципами этого учета были следующие:

–      оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета;

–      систематический контроль должностных лиц за правильным и своевременным документированием операций по движению имущества;

–      систематическое проведение сверок учетных данных с поставщиками и потребителями имущества;

–      представление в вышестоящие органы военного управления отчетной информации.

Порядок ведения учета в этот период определялся соответствующими приказами министра обороны, часть положений из которых действует до сих пор.

Схемы документального оформления приема и отгрузки имущества приведены на рисунках 1 и 2.

Проведенный анализ показал, что в связи с большим объемом формируемых выходных и отчетных документов, разнообразием и сложностью форм документов (например, многие формы являются многостраничными) в современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно осуществлять управление материальными ресурсами. Следовательно, необходима автоматизация деятельности должностных лиц, отвечающих в том числе и за ведение учета и отчетности. При этом учетные и отчетные данные являются только исходной информацией (БД) для принятия решения на обеспечение.

Из всего перечня выходных форм, приведенных в руководящих документах, были выбраны формы, отражающие основные операции, проводимые на складе, и состояние имущества, хранимого на складе; формализованные отчетные документы. Кроме того, данные, содержащиеся в выбранных документах, могут быть использованы и в других неформализованных документах.

Необходимым условием для автоматизации деятельности сотрудников учетно-операционного отдела склада является разработка автоматизированной технологии создания и поддержания в актуальном состоянии классификатора имущества. На момент автоматизации наиболее развитым классификатором являлся номенклатор технического и шкиперского имущества, поэтому автоматизация его ведения стала основной предпосылкой для построения автоматизированной системы.

Автоматизированная технология создания и поддержания в актуальном состоянии классификатора имущества включает следующие функции:

–      создание классификатора имущества, классификационных группировок, справочника характеристик имущества;

–      ввод собранных сведений об имуществе, их систематизация и группировка согласно классификационной схеме;

–      кодирование имущества;

–      распространение классификатора имущества.

\Инвентарная карточка учета основных средств (форма по ОКУД 0504031);

–      Инвентарная карточка группового учета основных средств (форма по ОКУД 0504032);

–      Инвентарный список нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504034);

–      Карточка учета материальных ценностей (форма по ОКУД 0504043);

–      Книга учета материальных ценностей (форма по ОКУД 0504042);

–      Карточка учета материалов (форма по ОКУД 0315008);

–      Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма по ОКУД 0306032);

–      Требование-накладная (форма по ОКУД 0315006);

–      Книга учета;

–      Акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма по ОКУД 0306001);

–      Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма по ОКУД 0306031);

–      Акт о приемке материалов (форма по ОКУД 0315004);

–      Журнал операций (форма по ОКУД 6002801);

–      Книга регистрации первичных учетных документов по движению нефинансовых активов (форма по ОКУД 6002213);

–      Извещение (форма по ОКУД 0504805);

–      Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке (форма по ОКУД 0504055);

–      Стеллажный (штабельный) ярлык (форма по ОКУД 6002226);

–      Реестр сдачи документов (форма по ОКУД 0504053);

–      Наряд;

–      Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087);

–      Ведомость пересортицы;

–      Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (форма по ОКУД 0317009);

–      Акт изменения качественного состояния;

–      Акт технического состояния;

–      Акт о списании объекта основных средств (форма по ОКУД 0306003);

–      Акт о списании групп объектов основных средств (форма по ОКУД 0306033);

–      Акт о списании материальных запасов (форма по ОКУД 0504230);

–      Акт о списании ущерба, причиненного недостачей (форма по ОКУД 6002706);

–      Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, содержащихся в составе приборов, оборудования и других изделий;

–      Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них;

–      Сведения об остатках, поступлении и сдаче драгоценных металлов в виде лома и отходов для последующей переработки и аффинажа;

–      Оборотная ведомость по нефинансовым активам (форма по ОКУД 0504035).

В Вооруженных силах Российской Федерации распоряжается имуществом, хранящимся на складе, довольствующий орган, которому подчиняется данный склад. Информация о наличии, движении и качественном состоянии имущества, хранящегося на складах, является исходной для решения задач учета, прогнозирования и обеспечения потребностей в имуществе (в том числе и неприкосновенный запас).

Исходя из этого, в составе комплекса программ реализована функция, которая позволяет передать информацию о хранимом на складе имуществе, его движении и состоянии в вышестоящий довольствующий орган. На основании этой информации в довольствующем органе осуществляется выписка нарядов и разнарядок на отпуск имущества со склада грузополучателям.

В составе комплекса программ реализована технология, которая позволяет накапливать информацию об имуществе, отсутствующем в классификаторе. В комплексе программ предоставляется возможность передачи накопленной информации в организацию, ведущую классификатор имущества, для принятия решения о включении полученной информации в классификатор.

Комплекс программ «Учет наличия, движения и качественного состояния имущества на базах и складах различного подчинения» эксплуатируется на складах центрального и флотского подчинения с 2000 года. Он установлен в 7 довольствующих органах и на 16 складах различного подчинения. Комплекс программ постоянно модифицировался для реализации предложений пользователей и с учетом изменений нормативных документов.

В комплексе программ применены унифицированные решения, что позволяет использовать его для автоматизации деятельности сотрудников учетно-операционных отделов складов различных видов и родов Вооруженных сил Российской Федерации.

Литература

1.     Джен Л. Харрингтон. Проектирование реляционных баз данных. М.: Лори, 2006.

2.     Николас А. Солтер, Скотт Дж. Клепер. С++ для профессионалов. М.: Диалектика, 2006.

3.     Молинаро Э. SQL. Сборник рецептов. М.: Символ-Плюс, 2009.

4.     Шлее М. Qt4. Профессиональное программирование на С++. СПб: БХВ-Петербург, 2007.

References

1.  Harrington J.L.,  Relational Database Design Clearly Ex-plained, 2nd ed., Morgan Kaufmann, 19 98.

2.  Solter N.A., Kleper S.J.,  Professional  С++,  Wrox Pro-grammer to Programmer series, 2005.

3.  Molinaro A., SQL Cookbook, O'Reilly Media, 2009.

4.  Schlee M.,  Qt4 Professional programming with C++, Prentice Hall, 2nd ed., 2008.



http://swsys.ru/index.php?id=3478&lang=%E2%8C%A9%3Den&page=article