Целью автоматизированной системы обеспечения имуществом (системы учета наличия, движения и качественного состояния вооружения и военной техники) является своевременное и полное обеспечение кораблей и судов, береговых объектов, ремонтных предприятий имуществом по необходимой номенклатуре и в количестве, достаточном для поддержания и восстановления технической готовности объектов, а также обеспечения их эксплуатации. Автоматизация работ персонала склада различных видов обеспечения (далее – склад), выполняемых в рамках управленческих технологий планирования, оперативного управления и контроля, позволяет
– сократить время поиска достоверной и полной информации для принятия обоснованных решений по обеспечению объектов имуществом из запасов склада;
– сократить трудоемкость работы персонала склада, связанной с формированием документов и подготовкой справок;
– уменьшить количество ошибок и неточностей при формировании документов;
– повысить скорость обмена данными между довольствующими органами, складами и потребителями имущества;
– обеспечить актуальность данных на всех уровнях управления.
В целом учет наличия, движения и качественного состояния имущества представляет собой сложную распределенную систему организационно-административного типа, выполняющую функции по выявлению потребности в имуществе, организации своевременного получения необходимых материалов, запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП), оборудования, а также хранения, распределения и доставки имущества потребителям.
Информация об учете имущества необходима для
– принятия решения командованием, должностными лицами служб и вышестоящих органов военного управления об обеспечении подчиненных объектов имуществом;
– осуществления контроля за сохранностью, целесообразностью и эффективностью расходования и использования имущества;
– использования результатов учета в качестве исходных данных для составления отчетных документов, предусмотренных табелем срочных донесений, и составления планов обеспечения.
Задача учета заключается в оформлении установленными документами всех операций по движению и качественному состоянию имущества, в правильных и своевременных записях этих операций в книгах учета.
К ведению учета предъявляются определенные требования, вытекающие из особенностей материально-технического обеспечения кораблей, судов и береговых частей, а именно:
– частое поступление многих видов имущества из различных источников;
– ежедневная, а по некоторому имуществу более частая отгрузка;
– необходимость переработки некоторой части имущества после приема и перед выдачей (разукомплектация и комплектование некоторых видов вооружения);
– объективные изменения качественного состояния в процессе хранения имущества.
Учет на складе ведется в учетно-операционном отделе, в отделах хранения (хранилищах) и транспортном отделе, в ремонтных мастерских (цехах, лабораториях по контролю качества) и в других производственных подразделениях склада, а также их отделениях.
В качестве основного объекта автоматизации в процессе проектирования комплекса программ был выбран учетно-операционный отдел склада, поскольку учет имущества в транспортном отделе, в ремонтных мастерских не является таким трудоемким, как в учетно-операционном отделе (практически все выходные формы формируются в учетно-операционном отделе), а учет в отделе хранения в современных условиях чаще всего совмещается с учетом в учетно-операционном отделе.
Как показал анализ, в течение длительного времени система учета имущества в войсках развивалась параллельно с развитием Вооруженных сил.
Так, например, в условиях плановой экономики в Вооруженных силах применялся оперативно-бухгалтерский учет. Основными принципами этого учета были следующие:
– оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета;
– систематический контроль должностных лиц за правильным и своевременным документированием операций по движению имущества;
– систематическое проведение сверок учетных данных с поставщиками и потребителями имущества;
– представление в вышестоящие органы военного управления отчетной информации.
Порядок ведения учета в этот период определялся соответствующими приказами министра обороны, часть положений из которых действует до сих пор.
Схемы документального оформления приема и отгрузки имущества приведены на рисунках 1 и 2.
Проведенный анализ показал, что в связи с большим объемом формируемых выходных и отчетных документов, разнообразием и сложностью форм документов (например, многие формы являются многостраничными) в современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно осуществлять управление материальными ресурсами. Следовательно, необходима автоматизация деятельности должностных лиц, отвечающих в том числе и за ведение учета и отчетности. При этом учетные и отчетные данные являются только исходной информацией (БД) для принятия решения на обеспечение.
Из всего перечня выходных форм, приведенных в руководящих документах, были выбраны формы, отражающие основные операции, проводимые на складе, и состояние имущества, хранимого на складе; формализованные отчетные документы. Кроме того, данные, содержащиеся в выбранных документах, могут быть использованы и в других неформализованных документах.
Необходимым условием для автоматизации деятельности сотрудников учетно-операционного отдела склада является разработка автоматизированной технологии создания и поддержания в актуальном состоянии классификатора имущества. На момент автоматизации наиболее развитым классификатором являлся номенклатор технического и шкиперского имущества, поэтому автоматизация его ведения стала основной предпосылкой для построения автоматизированной системы.
Автоматизированная технология создания и поддержания в актуальном состоянии классификатора имущества включает следующие функции:
– создание классификатора имущества, классификационных группировок, справочника характеристик имущества;
– ввод собранных сведений об имуществе, их систематизация и группировка согласно классификационной схеме;
– кодирование имущества;
– распространение классификатора имущества.
Инвентарная карточка учета основных средств (форма по ОКУД 0504031);
– Инвентарная карточка группового учета основных средств (форма по ОКУД 0504032);
– Инвентарный список нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504034);
– Карточка учета материальных ценностей (форма по ОКУД 0504043);
– Книга учета материальных ценностей (форма по ОКУД 0504042);
– Карточка учета материалов (форма по ОКУД 0315008);
– Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма по ОКУД 0306032);
– Требование-накладная (форма по ОКУД 0315006);
– Книга учета;
– Акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма по ОКУД 0306001);
– Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма по ОКУД 0306031);
– Акт о приемке материалов (форма по ОКУД 0315004);
– Журнал операций (форма по ОКУД 6002801);
– Книга регистрации первичных учетных документов по движению нефинансовых активов (форма по ОКУД 6002213);
– Извещение (форма по ОКУД 0504805);
– Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке (форма по ОКУД 0504055);
– Стеллажный (штабельный) ярлык (форма по ОКУД 6002226);
– Реестр сдачи документов (форма по ОКУД 0504053);
– Наряд;
– Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087);
– Ведомость пересортицы;
– Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (форма по ОКУД 0317009);
– Акт изменения качественного состояния;
– Акт технического состояния;
– Акт о списании объекта основных средств (форма по ОКУД 0306003);
– Акт о списании групп объектов основных средств (форма по ОКУД 0306033);
– Акт о списании материальных запасов (форма по ОКУД 0504230);
– Акт о списании ущерба, причиненного недостачей (форма по ОКУД 6002706);
– Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, содержащихся в составе приборов, оборудования и других изделий;
– Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них;
– Сведения об остатках, поступлении и сдаче драгоценных металлов в виде лома и отходов для последующей переработки и аффинажа;
– Оборотная ведомость по нефинансовым активам (форма по ОКУД 0504035).
В Вооруженных силах Российской Федерации распоряжается имуществом, хранящимся на складе, довольствующий орган, которому подчиняется данный склад. Информация о наличии, движении и качественном состоянии имущества, хранящегося на складах, является исходной для решения задач учета, прогнозирования и обеспечения потребностей в имуществе (в том числе и неприкосновенный запас).
Исходя из этого, в составе комплекса программ реализована функция, которая позволяет передать информацию о хранимом на складе имуществе, его движении и состоянии в вышестоящий довольствующий орган. На основании этой информации в довольствующем органе осуществляется выписка нарядов и разнарядок на отпуск имущества со склада грузополучателям.
В составе комплекса программ реализована технология, которая позволяет накапливать информацию об имуществе, отсутствующем в классификаторе. В комплексе программ предоставляется возможность передачи накопленной информации в организацию, ведущую классификатор имущества, для принятия решения о включении полученной информации в классификатор.
Комплекс программ «Учет наличия, движения и качественного состояния имущества на базах и складах различного подчинения» эксплуатируется на складах центрального и флотского подчинения с 2000 года. Он установлен в 7 довольствующих органах и на 16 складах различного подчинения. Комплекс программ постоянно модифицировался для реализации предложений пользователей и с учетом изменений нормативных документов.
В комплексе программ применены унифицированные решения, что позволяет использовать его для автоматизации деятельности сотрудников учетно-операционных отделов складов различных видов и родов Вооруженных сил Российской Федерации.
Литература
1. Джен Л. Харрингтон. Проектирование реляционных баз данных. М.: Лори, 2006.
2. Николас А. Солтер, Скотт Дж. Клепер. С++ для профессионалов. М.: Диалектика, 2006.
3. Молинаро Э. SQL. Сборник рецептов. М.: Символ-Плюс, 2009.
4. Шлее М. Qt4. Профессиональное программирование на С++. СПб: БХВ-Петербург, 2007.
References
1. Harrington J.L., Relational Database Design Clearly Ex-plained, 2nd ed., Morgan Kaufmann, 19 98.
2. Solter N.A., Kleper S.J., Professional С++, Wrox Pro-grammer to Programmer series, 2005.
3. Molinaro A., SQL Cookbook, O'Reilly Media, 2009.
4. Schlee M., Qt4 Professional programming with C++, Prentice Hall, 2nd ed., 2008.