Орловский Н.М. (nikolai.orlovski@mail.ru) - Донской филиал Центра тренажеростроения (ведущий инженер ), г. Новочеркасск, Россия, Воробьев С.П. (vsp1999@yandex.ru) - Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) (доцент ), г. Новочеркасск, Россия, кандидат технических наук | |
Ключевые слова: метод ветвей и границ., математическое модели-рование, оптимизация, действия экипажа, полетная операция, планирование |
|
Keywords: the branch and bound method, mathematical modeling, optimisation, crew activities, flight operation, planning |
|
|
Процесс управления космическим полетом начинается с такого важного этапа, как планирование. Дальнейшие этапы строятся на основе реализации планов и включают осуществление полета, контроль полета, принятие решений по результатам контроля и их выполнение. Планирование космических полетов делится на стратегическое, тактическое и исполнительное. Стратегическое планирование решает задачу определения основных целей полета, проектных параметров бортовых систем, методов управления орбитальным комплексом (ОК) и т.д. На стадии тактического планирования рассчитываются даты стартов транспортных и грузовых кораблей, располагаемые на Международной космической станции (МКС) ресурсы и пределы их расхода, перечень научных экспериментов и др. Исполнительное планирование устанавливает конкретные даты, время, последовательность и методы выполнения полетных операций, приводящих к цели, порядок использования различных средств, входящих в состав системы управления полетом. Длительность периода полета, охваченного тем или иным исполнительным планом, будем называть интервалом планирования. В зависимости от этой величины исполнительное планирование делится на долгосрочное, краткосрочное, детальное. Интервал долгосрочного планирования равен периоду проведения экспедиции, что позволяет определить основные цели для каждой конкретной экспедиции и результаты их выполнения. Продуктом данного вида планирования является номинальный план полета (НПП), представляющий собой список всех основных операций. Так как НПП охватывает значительный интервал полета МКС, степень его точности достаточно низкая. Поэтому вводится краткосрочное планирование, для которого выбран интервал в одну неделю. Результатом является оперативный план полета (ОПП). Он строится в рамках ранее разработанного НПП с учетом реального состояния ОК. ОПП содержит полный перечень операций, подлежащий выполнению на планируемый период времени, с указанием требуемых ресурсов. Для детального планирования величина интервала составляет одни сутки. На этом этапе происходит привязка полетных операций к определенному моменту времени в сутках. Итогом детального планирования является детальный план полета (ДПП) – наиболее подробный руководящий документ. НПП, ОПП и ДПП дополняют друг друга и отличаются глубиной обработки данных и величиной интервала планирования [1]. В процессе разработки планов полета оператор-планировщик решает различного рода задачи, одной из которых является формирование последовательности действий для всех членов экипажа. Оператору для размещения каждой полетной операции требуется выполнить следующие шаги. 1. Выбрать полетную операцию из заявочного списка, поступающего из программы полета, и найти промежуток времени, в рамках которого обеспечиваются допустимые условия ее выполнения. Для этого нужно проанализировать большое количество данных на всем протяжении планируемого интервала, что занимает достаточно много времени и является сложной задачей. 2. Разместить выбранную на предыдущем шаге операцию в подходящем месте и проверить план на отсутствие несовместимостей между работами, а также на соблюдение всех ограничений и правил планирования. Данные основные задачи решаются оператором при планировании действий экипажа Российского сегмента (РС) МКС. Количество полетных операций может составлять несколько сотен единиц, а число космонавтов варьируется от трех до девяти человек. Зачастую встречаются ситуации, когда условия, необходимые для реализации нескольких разнотипных операций, выполняются на одном участке интервала, а доступные ресурсы ОК не обеспечивают возможности их одновременного осуществления. Тогда перед оператором-планировщиком возникает серьезная проблема: какие из конфликтующих операций следует запланировать на данном участке интервала, а какие отложить [2]. Формальное представление информации, на основе которой формируется план полета, может быть выполнено посредством анализа следующих факторов: – список планируемых полетных операций; – состав членов экипажа, находящихся на борту РС МКС, которым предстоит выполнять указанные работы; – данные о затратах всех видов ресурсов, необходимых для реализации каждой заявленной на выполнение полетной операции; – общий объем каждого вида ресурса, имеющегося в наличии на космической станции. Заявленный перечень работ, который необходимо включить в план, может быть представлен в виде множества A={ai}, Матрица D формируется на основе программы полета и описания полетных процедур. Для корректного формирования плана необходима следующая информация: условия проведения каждой полетной операции (поступают из программы полета); совокупность ограничений и правил для проведения полета, которые корректируются на протяжении формирования всех видов планов до момента создания оперативных планов с учетом приобретенного опыта и фактического состояния космического аппарата и наземных комплексов управления (НКУ). Процесс планирования действий экипажа предлагается представить в виде матрицы P={pji}, pnji – время начала выполнения полетной операции; pkji – время окончания выполнения полетной операции. В процессе расчетов также потребуется множество F={fi}, Для облегчения труда оператора задачу оптимизации составления расписания действий экипажа можно решить с применением автоматизации. Для формализации задачи необходимо определить критерий, по которому будет выбираться наилучший вариант плана из некоторого набора, и уточнить ограничения, накладываемые на план [3]. Одним из наиболее важных требований при распределении полетных операций между членами экипажа является максимальная загрузка космонавтов, то есть отсутствие простоев между выполнением запланированных действий. Таким образом, оптимизацию процесса планирования действий экипажа предлагается осуществить через минимизацию простоев экипажа:
где Ij – интервал функционирования космонавта j в минутах (берется из программы полета); В свою очередь, существует набор ограничений и правил планирования, которым должен удовлетворять план. К ним относятся следующие. 1. Суммарное количество каждого ресурса, используемого всеми запланированными полетными операциями, не должно превышать значения, имеющегося на станции:
2. Запланированная полетная операция должна выполняться как минимум одним членом экипажа:
3. Член экипажа должен уметь выполнять назначенную ему работу. В матрице E={eji}, 4. Множество O={oi}, Это полетные операции из группы режима труда и отдыха и других групп в зависимости от главной цели плана (стыковка, внекорабельная деятельность, расстыковка):
5. Соответствие общей продолжительности работ в плане, выполняемых космонавтом j, величине интервала функционирования этого космонавта:
6. Отсутствие одновременной реализации нескольких полетных операций одним членом экипажа. Для формирования ограничения следует модифицировать матрицу P в P¢ следующим образом: для каждого ppji=0 значения pnji и pkji приравниваются к ближайшему слева pkji-1, …, n-1, у которого ppji-1, …, n-1=1. Получается, что теперь pn¢ji=pk¢ji¹0, а общая продолжительность работы pk¢ji–pn¢ji=0:
7. Отсутствие одновременного выполнения несовместимых работ в плане:
Необходимо также обеспечить соответствие норм режима труда и отдыха в плане и выполнение всех необходимых условий для проведения каждой включенной в план полетной операции. План, удовлетворяющий всем перечисленным ограничениям, считается допустимым, но в нем не учитывается требование максимально эффективного использования рабочего времени членами экипажа. Для оптимизации процесса планирования исследованы два метода поиска наилучшего плана с использованием предложенного выше критерия: метод прямого перебора и метод ветвей и границ [4]. Прямой перебор использован как точный метод для проверки и подтверждения корректности применения предложенного алгоритма ветвей и границ. Прямой перебор для данной постановки задачи представляет собой рассматриваемую в комбинаторике задачу размещения без повторений. Количество размещений при m=k составляет Метод ветвей и границ позволяет получать оптимальный план за счет отсечения заранее известных, не приводящих к лучшему значению вершин. Блок-схема алгоритма работы метода ветвей и границ, примененного к данной постановке задачи планирования действий экипажа, представлена на рисунке. В указанных алгоритмах приняты следующие ограничения: – суммарное количество каждого ресурса, используемого всеми запланированными полетными операциями, не должно превышать значение, имеющееся на станции; – соответствие общей продолжительности работ в плане, выполняемых каждым космонавтом, величине интервала функционирования этого космонавта. В таблице приведены результаты сравнения времени работы алгоритмов до нахождения оптимального значения при использовании вышеуказанных методов для разного уровня сложности (размерности) задачи. В качестве исходных данных для всех экспериментов использовалась одна и та же детерминированная последовательность полетных операций.
Оба метода дают возможность достигать оптимального качества плана за различное время. Метод ветвей и границ в полной мере удовлетворяет требованию минимизации простоев для всех вариантов тестирования и почти в каждом случае требует на это менее 0,5 сек. Лишь последний тест занял 2,7 сек., что в 451 раз быстрее по сравнению с прямым перебором (1226,31 сек.). Таким образом, на основе полученных данных работы алгоритмов можно сделать вывод о корректности выбора критерия оптимизации, правил и очередности ветвления метода ветвей и границ. В целях дальнейшего повышения качества расписания действий экипажа планируется провести Литература 1. Соловьев В.А., Лысенко Л.Н., Любинский В.Е. Управление космическими полетами. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. Ч. I. 476 с. 2. Станиловская В.И. Автоматизация планирования полетов долговременных орбитальных комплексов: дис… канд. технич. наук. Королев, 2008. 198 с. 3. Бахвалов Ю.А. Математическое моделирование: учеб. пособие. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. 142 с. 4. Гончаров Е.Н., Ерзин А.И., Залюбовский В.В. Исследование операций. Примеры и задачи: учеб. пособие. Новосибирск: НГУ, 2005. 78 с. References 1. Solovyov V.A., Lysenko L.N., Lyubinsky V.E., Upravlenie kosmicheskimi polyotami [Spaceflights control], Part 1, Moscow, BMSTU, 2009. 2. Stanilovskaya V.I., Avtomatizatsiya planirovaniya polyotov dolgovremennykh orbitalnykh kompleksov [Flights Scheduling Automation for Long-Term Orbital Complexes], PhD dissertation, Korolyov, 2008. 3. Bakhvalov Yu.A., Matematicheskoe modelirovanie [Mathematical modeling], Novocherkassk, YuRGTU(NPI), 2010. 4. Goncharov E.N., Erzin A.I., Zalyubovsky V.V., Issledovanie operatsy. Primery i zadachi [Operations Research. Examples and exercises], Novosibirsk, NGU, 2005. |
http://swsys.ru/index.php?id=3563&lang=%E2%8C%A9%3Den&like=1&page=article |
|