На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
09 Декабря 2024

Технология автоматизированной экспертизы технического уровня вертолетных очков ночного видения

Technology of technical level automated examination for helicopter night vision goggles
Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2013 год. [ на стр. 223-229 ]
Аннотация:Описано методическое обеспечение автоматизированной экспертизы технического уровня вертолетных очков ночного видения, позволяющее получать количественную оценку их любого технического свойства, обеспечивать сопоставление технического уровня различных моделей очков ночного видения и оценивать их готовность к испытаниям в составе вертолета. Расчет оценки технического уровня основан на квалиметрическом подходе: коэффициенты качества простых, сложных и комплексных свойств определяются расчетным путем, а коэффициенты весомости свойств и индивидуальные коэффициенты качества простых (качественных) технических свойств – экспертным. Оценка коэффициента технического уровня рекурсивно вычисляется по дереву технических свойств. Полученные решения обеспечивают обоснование предложений по улучшению технических свойств (характеристик) очков ночного видения, которые требуют улучшения (в первую очередь простые свойства с низким коэффициентом качества), и разрабатывают мероприятия (компоновочные, конструктивные и т.д.) по улучшению этих свойств. За счет реализации обоснованных мероприятий по совершенствованию вертолетных очков ночного видения обеспечено снижение числа авиационных происшествий и инцидентов, а также предпосылок к ним при полетах боевых вертолетов в темное время суток с применением экипажами очков ночного видения.
Abstract:The article describes methodical support for automated examination of technical level of helicopter night vision goggles that allow quantitative assessment of any technicality, to provide a comparison of technical levels of different models of night vision goggles and to assess their tests readiness in a helicopter. Technical level estimation is based on qualimetric approach: quality factors of simple, complicated and complex properties are determined by calculation, the properties weighting coefficients and the individual quality factors of simple (qualitative) technical properties are determined by expert way. An estimate of the technical level is determined recursively using technical properties tree. The resulting solutions provide the proposals reasoning to improve technical properties of the night-vision goggles, The properties (characteristics) that need to be improved (simple properties of the low-quality factors in the first place) are determined and measures (layout, design, etc.) to improve these properties are developed. An implementation of sound measures for the improvement of helicopter night vision goggles allow reduction in the number of accidents, as well as the prerequisites for them when helicopters flying at night and the crew using night vision goggles.
Авторы: Есев А.А. (a.a.esev@yandex.ru) - в/ч 22737, г. Щёлково (начальник отделения ), Щёлково, Россия, кандидат технических наук, Ткачук А.В. (artkac@yandex.ru) - в/ч 15650, г. Ахтубинск (слушатель Центра подготовки летчиков-испытателей), Ахтубинск, Россия
Ключевые слова: испытания авиационной техники, полеты в темное время суток, дерево свойств, эргономическая экспертиза, технический уровень, вертолетные очки ночного видения
Keywords: the test aircraft, flying in the dark, properties tree, ergonomic assessment, technical level, helicopter night-vision goggles
Количество просмотров: 9065
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (7.95Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.45Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Особенности тактики применения боевых самолетов и вертолетов предполагают все более широкое их использование для ведения боевых действий в темное время суток, в том числе и ночью. До недавнего времени выполнение большинства задач по обнаружению целей ночью было связано с необходимостью искусственной подсветки этих целей. Однако в ряде случаев традиционная подсветка ухудшает видимость из-за влияния светящегося замутненного слоя атмосферы или попросту недопустима, например, при ведении боевых действий ночью, когда исключена демаскировка войск и подвижных объектов вооружения и военной техники [1–3]. Во всех этих ситуациях для оснащения подразделений требуется самая современная техника ночного видения. Важное значение для обеспечения эффективных боевых действий в темное время суток имеет использование летчиками очков ночного видения (ОНВ).

Оснащение вертолетов ОНВ позволило повысить их боевую эффективность на 40 % за счет возможности наблюдения экипажем закабинного пространства вертолета в условиях естественной ночной освещенности 0,1…5×10-4 лк [1–6].

Выполнение боевых задач экипажем боевого вертолета, оборудованного ОНВ, вне зависимости от метеоусловий, на фоне уменьшения высоты полетов до предельно малой (менее 150 м) значительно повысило требования к обеспечению летчиков инструментальными средствами отобра- жения внекабинного пространства, каковыми и являются ОНВ [1–8].

В связи с модернизацией выпускаемых серийно боевых вертолетов и созданием новых образцов, имеющих в составе оборудования ОНВ с электронно-оптическими преобразователями второго и последующих поколений, возникает не- обходимость проведения их наземных и летных испытаний, важное значение для которых имеет использование адекватного методического обеспечения [1–6, 9–13].

Отсутствие в нормативно-технических документах требований к ОНВ и светотехническому оборудованию, адаптированному к их применению, а также недостаточно глубокая проработанность  методического обеспечения их испытаний существенно затрудняют подготовку и проведение испытаний, не позволяя получать адекватные оценки их характеристик, и требуют разработки специального методического обеспечения. Одним из важных компонентов методического обеспечения испытаний боевых вертолетов, оснащенных ОНВ и светотехническим оборудованием, адаптированным к их применению, является разработанная технология автоматизированной экспертизы технического уровня ОНВ.

Технология автоматизированного расчета оценки технического уровня ОНВ

Данную технологию следует применять при необходимости получить однозначную количественную оценку любого технического свойства ОНВ. С его помощью можно выполнить экспертизу технического уровня различных ОНВ и определить их готовность к испытаниям в составе летательного аппарата.

Для расчета оценки технического уровня используется квалиметрический подход, при котором коэффициенты качества простых, сложных и комплексных свойств определяются расчетным путем, а коэффициенты весомости свойств и индивидуальные коэффициенты качества простых (качественных) технических свойств – экспертным.

Последовательность экспертизы технического уровня ОНВ:

–      построение дерева технических свойств ОНВ (см. рис.);

–      определение коэффициентов весомости технических свойств ОНВ;

–      определение базовых, экстремальных и реальных технических показателей;

–      определение технических показателей (коэффициентов качества) простых, сложных, комплексных свойств и показателей ОНВ в целом.

Оцениваемым показателем является коэффициент технического уровня (КТ): , где KF – коэффициент качества F-го сложного (менее сложного) свойства; T – номер оцениваемого комплексного (сложного) свойства (по дереву технических свойств ОНВ); S – число сложных (менее сложных) свойств, составляющих j-е комплексное (сложное) свойство; F – номер сложного (менее сложного) свойства, составляющего комплексное (сложное) свойство (по дереву технических свойств ОНВ); μF – групповой нормированный коэффициент весомости F сложного (менее сложного) свойства.

Подпись:  Дерево технических свойств ОНВДерево технических свойств ОНВ строилось слева направо. Крайние правые окончания ветвей представляют собой простые (квазипростые) технические свойства, остальные – сложные и комплексные свойства.

При экспертизе технического уровня ОНВ в целом дерево должно быть полным, то есть разделенным на все составляющие технические свойства. В случае экспертизы отдельного технического свойства дерево может быть неполным, то есть разделенным на составляющие только оцениваемого свойства.

Все группировки свойств делятся на уровни, которые нумеруются слева направо, начиная с нулевого уровня – технических свойств ОНВ и заканчивая правым уровнем – простыми (квазипростыми) техническими свойствами. Свойства одного уровня размещаются на одной вертикали.

Определение коэффициентов весомости (важности) технических свойств ОНВ производилось в следующей последовательности:

–      составление индивидуальных анкет и их заполнение экспертами (назначение индивидуальных ненормированных коэффициентов весомости);

–      согласование мнений экспертов;

–      нормирование коэффициентов весомости.

Анкета для определения ненормированных коэффициентов весомости разрабатывалась для каждого сложного (комплексного) свойства согласно дереву технических свойств ОНВ. Комплект индивидуальных анкет (число анкет в комплекте равно числу сложных и комплексных свойств дерева технических свойств ОНВ) заполнялся каждым экспертом, куда заносились значения ненормированных коэффициентов весомости.

Экспертная оценка весомости свойств выставлялась в баллах (от 0 до 100) в зависимости от значимости (весомости, важности) технического свойства.

Согласование мнений экспертов осуществлялось статистическими методами. Нормирование коэффициентов весомости производилось в следующей последовательности:

–      определение среднего значения ненормированного коэффициента весомости технического свойства (среднего балла) (Mj) по формуле , где j – порядковый номер свойства (по дереву технических свойств ОНВ); i – номер эксперта; n – число оценок экспертов для j-го свойства; Mn – оценка (в баллах) j-го свойства i-м экспертом;

–      определение группового (обобщенного по всем экспертам) нормированного коэффициента весомости технического свойства по формуле , где  – сумма средних оценок (в баллах) ненормированных коэффициентов весомости технических свойств.

Базовые (Pбаз) и экстремальные (Pэкс) технические показатели могут быть вычислены по одному из четырех вариантов в зависимости от варианта задания требований.

1.     , где b1 и b2 – крайние значения показателей свойства; Pэкс=0,85b1, если PрлPбаз.

2.     Pбаз=0, если технические требования заданы в виде предельно допустимых значений; Pэкс=1,15b, где b – предельно допустимое значение технического показателя.

3.     Технические требования заданы в виде «не менее» или «не более». Тогда при задании значения показателя в виде «не менее» Pбаз=2b и Pэкс=0,85b, где b – заданное значение показателя. При задании значения показателя в виде «не более»: Pбаз=0,5b и Pэкс=1,15b.

4.     Технические требования заданы в качественном виде (отсутствует единица измерения). Тогда Pбаз=100 и Pэкс=0.

Оценки технического уровня (KT) ОНВ в целом и их комплексных (сложных) свойств рассчитываются по записанной выше формуле.

Показатель технического уровня ОНВ сложного свойства (Kf), делящегося на простые (квазипростые), может быть определен по формуле , где f – номер оцениваемого сложного свойства (по дереву технических свойств ОНВ); j – номер простого (квазипростого) свойства, составляющего f-е сложное свойство (по дереву технических свойств ОНВ); m – число простых (квазипростых) свойств, составляющих f-е сложное свойство; ωj – коэффициент качества j-го простого свойства; μj – групповой нормированный коэффициент весомости j-го простого свойства.

Коэффициент качества простого технического свойства определяется из выражения , где Pрл – реальное значение показателя технического свойства; Pэкс – его экстремальное значение; Pбаз – его базовое значение.

Расчеты по определению технических показателей ОНВ в целом проводятся последовательно для всех сложных и комплексных свойств, начиная с последнего уровня (по дереву технических свойств ОНВ) и заканчивая нулевым уровнем – технических свойств ОНВ.

После выполнения расчетов проводятся обработка, анализ и оценка результатов. Для этого разработан и реализован специальный программный комплекс. Разработка предложений по улучшению технических свойств ОНВ проводится в следующей последовательности:

–      определяются свойства (характеристики), которые требуют улучшения (это прежде всего простые свойства с низким коэффициентом качества);

–      намечаются мероприятия (компоновочные, конструктивные и т.д.) по улучшению этих свойств.

Формулы для расчета технического уровня различных моделей ОНВ применительно к дереву свойств, изображенному на рисунке, имеют вид

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

.

Наименования свойств вертолетных ОНВ, их коэффициенты весомости и условные обозначения представлены в таблице.

Метод расчета оценки технического уровня ОНВ и дерево технических свойств ОНВ, изображенное на рисунке, позволяют выполнить сопоставление (сравнительную оценку) технического уровня различных ОНВ и определить их готовность к испытаниям  в составе боевого вертолета. Использование дерева свойств для оценки готовности ОНВ к испытаниям позволяет сократить сроки наземных испытаний и повысить их качество.

Результаты экспериментальной апробации разработанной технологии

Разработанная технология реализована программно, ПО использовалось при испытаниях боевых вертолетов типа Ми-24, Ми-8, Ми-28Н и Ка-52, оборудованных ОНВ ГЕО-ОНВ-1, ГЕО-ОНВ1-01 и ОВН-1 «Скосок». С помощью разработанной технологии выполнена экспертиза технического уровня 22 комплектов моделей вертолетных ОНВ, принятых на снабжение в Минобороны России:

–      Подпись: Наименования свойств вертолетных ОНВ, их коэффициенты весомости и условные обозначения№ п/п	Наименование свойства	Условное обозначение свойства	Значение ко-эффициента весомости	Диапазон оценки1	Коэффициент технического уровня ОНВ	X	-	0–1002	Оценка комплектности документации	X1	0,09	–3	Оценка комплектности ОНВ	X2	0,18	–4	Оценка работоспособности	X3	0,27	–5	Оценка массогабаритных характеристик	X4	0,09	–6	Эргономическая оценка	X5	0,18	–7	Оценка зарядного устройства аккумуляторных батарей (НЛЦ-0,9)	X6	0,18	–8	Формуляр	X11	12,5	0–39	Паспорт	X12	20,8	0–310	РО (РТО)	X13	4,2	0–311	РЭ (РТЭ)	X14	4,2	0–312	Этикетка на отдельные составные части	X15	4,2	0–313	Бинокуляр ОНВ	X21	14,3	0–114	Противовес	X22	14,3	0–115	Источник электропитания (ПНН)	X23	14,3	0–116	Соединительные кабели	X24	14,3	0–117	Аккумуляторы (НЛЦ-0,9)	X25	14,3	0–118	Зарядное устройство для аккумуляторов	X26	14,3	0–119	Комплект запасных инструментов и принадлежностей (ЗИП)	X27	14,3	–20	Качественная оценка изображения в ОНВ	X31	1	–21	Чистота поля зрения в окулярах	X32	1	–22	Бинокуляр ОНВ	X41	6,67	0–523	Противовес	X42	6,67	0–524	Аккумуляторы (НЛЦ-0,9)	X43	6,67	0–525	Удобство пользования регулировочными органами	X51	0,065	0–10026	Достаточность диапазона регулировок	X52	0,065	0–10027	Качество монтажа противовеса к защитному шлему (ЗШ)	X53	1,96	0–528	Качество монтажа бинокуляра к кронштейну нашлемного визирного устройства (НВУ)	X54	1,96	0–529	Обеспечение легкосъемности бинокуляра ОНВ с кронштейна НВУ в аварийной ситуации	X55	0,065	0–10030	Наличие маркировок и условных обозначений на составных частях ОНВ	X56	1,96	–31	Возможность подключения к бортовой сети вертолета +27 В	X61	2,78	0–132	Возможность подключения к бытовой электросети ~220 В, 50 Гц	X62	5,56	0–133	Количество одновременно заряжаемых аккумуляторов	X63	6,67	0–534	Возможность выполнения ускоренного заряда	X64	5,56	0–135	Возможность выполнения КТЦ в режиме «разряд-заряд»	X65	2,78	0–136	Индивидуальный	X271	0,5	0–137	Групповой	X272	0,5	0–138	Наличие дисторсии	X311	50	0–139	Наличие «снежения»	X312	50	0–140	Оценка контрастности изображения	X321	0,09	0–10041	Оценка уровня яркости изображения	X322	0,09	0–10042	Оценка наличия и количества «черных точек»	X323	0,27	0–10043	Оценка наличия посторонних предметов	X324	0,27	0–10044	Оценка наличия и количества вкраплений	X325	0,27	0–10045	Наличие заводского номера	X561	0,5	0–146	Наличие маркировки полярности аккумуляторов	X562	0,5	0–1ОВН-1 «Скосок»: №№ 2УШТ006, 2УШТ007, 2ВШТ063, 2ВШТ064 (Ми-28Н); 2БШТ036, 2БШТ040, 2БШТ045 (Ми-35); 2АШТ054, 2АШТ056 (Ми-35М); 09001, 09002 (Ми-35М, Ми-35М ОП-1 и Ми-35М ОП-2);

–      ГЕО-ОНВ-1: №№ 160403, 180403, 190403 (Ми-8ГУ);

–      ГЕО-ОНВ1-01: №№ 078404, 079404, 077404 (Ми-8ГУ и Ми-28Н); 547209, 543209, 544209 (Ми-8АМТШ); 061405, 062405 (Ка-52).

Результаты экспертизы технического уровня моделей вертолетных ОНВ показали, что коэффициент технического уровня для ОВН-1 «Скосок» (11 комплектов) равен 54,4, для ГЕО-ОНВ-1 (3 комплекта) – 53,3, для ГЕО-ОНВ1-01 (8 комплектов) – 66,1.

Очевидно, что наибольшим коэффициентом технического уровня обладают вертолетные ОНВ ГЕО-ОНВ1-01, что подтверждается их эксплуатацией и совпадает с мнением экспертов.

Достоинством технологии автоматизированного расчета оценки технического уровня ОНВ является то, что с его помощью можно получить количественную оценку технических свойств любых моделей ОНВ. Автоматизация метода обеспечивается программной реализацией алгоритмов расчета оценки коэффициента технического уровня.

Адекватность технологии автоматизирован- ного расчета оценки технического уровня ОНВ подтверждается результатами опроса группы экспертов предметной области, проведенного в со- ответствии с [14–16]. По мнению экспертов, использование представленной методики позволяет выполнить объективную экспертизу технического уровня ОНВ, оценить их готовность к наземным и летным испытаниям в составе боевого вертолета и сократить время выполнения приемки на испытания на 1 день (1,5–3 %) и наземных испытаний на 1–2 дня (2,9–5,8 %).

Во время экспертизы технического уровня различных моделей ОНВ инженерами и летчиками-испытателями сформулированы замечания, затрудняющие их эксплуатацию, и рекомендации по усовершенствованию технических и эргономических характеристик образцов.

В результате анализа более 288 наземных испытаний и 150 испытательных полетов боевых вертолетов типа Ми-24, Ми-8, Ми-28Н и Ка-52, оборудованных ОНВ, оценок 22 комплектов моделей ОНВ, принятых на снабжение в Минобороны России, разработан ряд рекомендаций для промышленности по улучшению технических и эргономических характеристик как самих ОНВ, так и боевых вертолетов, оборудованных ими.

Технология автоматизированной экспертизы технического уровня авиационных ОНВ позволяет априорно оценить готовность ОНВ к испытаниям, провести объективное сравнительное оценивание различных моделей ОНВ и обосновать замечания и рекомендации промышленности по доработке и совершенствованию самолетов и вертолетов, оборудованных ОНВ и светотехническим оборудованием, адаптированным к их применению.

Литература

1.     Маслов С.В., Есев А.А. Анализ рисков безопасности полетов при использовании летным составом вертолетов очков ночного видения // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2011. № 1. С. 52–57.

2.     Моисеев Ю.Б., Кукушкин Ю.A., Богомолов A.В., Лозбин А.С. Метод расчета оценки повреждающего действия импульса воздушного давления при катапультировании летного состава // Проблемы безопасности полетов. 2010. № 11. С. 28–39.

3.     Кукушкин Ю.А., Дворников M.В., Богомолов A.В., Шишов A.A., Сухолитко В.A., Симоненко A.П., Степанов В.K. Особенности поддержки принятия решений по устранению особых событий и опасных состояний летчика в высотном полете // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2009. № 6. С. 74–79.

4.     Есев А.А., Базаров С.А., Русскин А.В., Солдатов Т.А. Методическое обеспечение определения максимальной дальности обнаружения объектов при выполнении поисково-спасательных работ с применением вертолетов, оборудованных очками ночного видения // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2011. № 4. С. 45–52.

5.     Федоров М.В., Есев А.А., Еремин Е.М. Метод расчета дальности действия низкоуровневых телевизионных систем визуализации изображения для летчиков вертолетов // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2011. Т. 9. № 5. С. 12–17.

6.     Есев А.А., Головкин А.П., Антошин А.А., Атрошен- ко А.И. Методы экспериментальных исследований помехозащищенности вертолетных очков ночного видения // Полет. 2012. № 2. С. 40–44.

7.     Маслов С.В., Есев А.А. Методика оценивания технических показателей очков ночного видения при проведении наземных испытаний авиационной техники // Проблемы безопасности полетов. 2010. № 4. С. 27–35.

8.     Ушаков И.Б., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В. Физиология труда и надежность деятельности человека. М.: Наука, 2008. 318 с.

9.     Зинкин В.Н., Ахметзянов И.М., Солдатов С.К., Богомолов А.В. Медико-биологическая оценка эффективности средств индивидуальной защиты от шума // Медицина труда и промышленная экология. 2011. № 4. С. 33–34.

10.  Федоров М.В., Калинин К.М., Богомолов А.В., Сте- цюк А.Н. Математическая модель автоматизированного контроля выполнения мероприятий в органах военного управления // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2011. Т. 9. № 5. С. 46–54.

11.  Медведев В.Р., Богомолов A.В., Мурашев Н.В., Гамалий В.Н., Сидоров В.A. Техническое оснащение тактического и оперативного этапов медицинской эвакуации // Оборонный комплекс – научно-техническому прогрессу России. 2011. № 4. С. 95–103.

12.  Аверьянов А.А., Зотов В.A., Твердохлеб В.A., Тажетдинов Р.Г., Яниториал M.В., Богомолов A.В., Шишов A.A. Методическое обеспечение и результаты физиолого-гигиеничес­ких исследований авиационного бронежилета // Проблемы безопасности полетов. 2010. № 10. С. 30–35.

13.  Зинкин В.Н., Солдатов С.K., Ахметзянов И.M., Богомолов A.В., Зосимов В.В., Еремин Г.И. Методология экспериментальных исследований акустической эффективности противошумных наушников в области низких частот // Информатика и системы управления. 2011. № 1. С. 72–80.

14.  Шибанов Г.П. Порядок формирования экспертных групп и проведения коллективной экспертизы // Информационные технологии. 2003. № 12. С. 26 – 29.

15.  Богомолов А.В., Зуева Т.В., Чикова С.С., Голосов- ский М.С. Экспертно-аналитическое обоснование приоритетных направлений совершенствования системы предупреждения биологических террористических актов // Информатика и системы управления. 2009. № 4. С. 134–136.

16.  Богомолов А.В. Концепция математического обеспечения диагностики состояния человека // Информатика и системы управления. 2008. № 2 (16). С. 11–13.

17.  Козлов В.Е., Богомолов А.В., Рудаков С.В., Оленчен- ко В.Т. Математическое обеспечение обработки рейтинговой информации в задачах экспертного оценивания // Мир измерений. 2012. № 9. С. 42–49.

References

1.     Maslov S.V., Esev А.А. Problemy bezopasnosti i chrezvy­chaynykh situatsiy [Safety and Emergency problems]. 2011, no. 1, pp. 52–57.

2.     Moiseev Yu.B., Kukushkin Yu.A., Bogomolov A.V., Loz­bin A.S. Problemy bezopasnosti polyotov [Problems of flights safe­ty]. 2010, no. 11, pp. 28–39.

3.     Kukushkin Yu.A., Dvornikov M.V., Bogomolov A.V., Shishov A.A., Sukholitko V.A., Simonenko A.P., Stepanov V.K. Problemy bezopasnosti i chrezvychaynykh situatsiy [Safety and Emergency problems]. 2009, no.  6, pp. 74–79.

4.     Esev A.А., Bazarov S.A., Russkin A.V., Soldatov T.A. Nauchnye i obrazovatelnye problemy grazhdanskoy zashchity [Scientific and educational issues of civil protection]. 2011, no. 4, pp. 45–52.

5.     Fedorov M.V., Esev A.A., Eremin E.M. Informatsionno-izmeritelnye i upravlyayushchie sistemy [Information-measuring and control systems]. 2011, no. 5, vol. 9, pp. 12–17.

6.     Esev A.A., Golovkin A.P., Antoshin A.A., Atroshen- ko A.I. Polyot [Flight]. 2012, no. 2, pp. 40–44.

7.     Maslov S.V., Esev А.А. Problemy bezopasnosti polyotov [Problems of flights safety]. 2010, no. 4, pp. 27–35.

8.     Ushakov I.B., Kukushkin Yu.А., Bogomolov A.V. Fiziolo­giya truda i nadezhnost deyatelnosti cheloveka [Physiology of labor and human reliability]. Moscow, Nauka Publ., 2008.

9.     Zinkin V.N., Akhmetzyanov I.M., Soldatov S.K., Bogo­molov A.V. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya [Occupa­tional Medicine and Industrial Ecology]. 2011, no. 4, pp. 33–34.

10.  Fedorov M.V., Kalinin K.M., Bogomolov A.V., Ste- tsyuk A.N. Informatsionno-izmeritelnye i upravlyayushchie sistemy [Information-measuring and control systems]. 2011, vol. 9, no. 5, pp. 46–54.

11.  Medvedev V.R., Bogomolov A.V., Murashev N.V., Gamaliy V.N, Sidorov V.A. Oboronny kompleks – nauchno-tekhnicheskomu progressu Rossii [Defense complex – to the scientific and technological progress in Russia]. 2011, no. 4, pp. 95–103.

12.  Averyanov A.A., Zotov V.A., Tverdokhleb V.A., Tazetdinov R.G., Yanitorial M.V., Bogomolov A.V., Shishov A.A. Problemy bezopasnosti polyotov [Problems of flights safety]. 2010, no. 10, pp. 30–35.

13.  Zinkin V.N., Soldatov S.K., Akhmetzyanov I.M., Bogo­molov A.V., Zosimov V.V., Eremin G.I. Informatika i sistemy upravleniya [Computer science and control systems]. 2011, no. 1, pp. 72–80.

14.  Shibanov G.P. Informatsionnye tekhnologii [Information Technologies]. 2003, no. 12, pp. 26–29.

15.  Bogomolov A.V., Zuevа T.V., Chikova S.S., Golosov- skiy M.S. Informatika i sistemy upravleniya [Computer science and control systems]. 2009, no. 4, pp. 134–136.

16.  Bogomolov A.V. Informatika i sistemy upravleniya [Com­puter science and control systems]. 2008, no. 2 (16), pp. 11–13.

17.  Kozlov V.E., Bogomolov A.V., Rudakov S.V., Olen­chenko V.T. Mir izmereniy [The world measurements]. 2012, no. 9, pp. 42–49.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?id=3691&like=1&page=article
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (7.95Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.45Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2013 год. [ на стр. 223-229 ]

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: