На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
09 Декабря 2024

К вопросу параметризации свойств программных средств обучения

Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 1994 год.
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Скибицкий Э.Г. () - , Слуднов А.В. () -
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 18528
Версия для печати

Размер шрифта:       Шрифт:

При проверке эффективности использования программных средств обучения (ПСО), которые используют разные свойства, применяются раз­личные критерии. Каждое свойство характери­зуется состоянием, а состояние параметрами. Совокупность параметров составляет метрику.

Цель метрики — выработать соглашение между исследователями и экспериментаторами (учителями) для разработки единого подхода к построению основы наблюдения за педагогичес­ким процессом, а также процедуры измерений, подборки области определения критических зна­чений и педагогического смысла. Метрика ха­рактеризует видимое состояние основных свойств, проявляемых в рамках образователь­ного процесса с учетом всех объектов, в нем участвующих, и взаимодействий, которые там протекают.

Реальное ПСО по какому-либо учебному предмету рассматривается как целостная педа­гогическая система и состоит из совокупности предметного содержания, программного обес­печения для ЭВМ и педагогических коммуни­каций.

Эффективность взаимодействия между эле­ментами в данной структуре зависит от каче­ства дидактического материала, программного обеспечения, грамотной разработки педагоги­ческого сценария ПСО и коммуникаций.

Цель статьи - смоделировать процесс на­блюдения на возможно более полном (из обоб­щения предшествующего опыта использования ПСО в педагогическом процессе) перечне пара­метров.

Рассмотрим параметры элементов, входя­щих в ПСО, которые наиболее часто употребля­ются в практике, в отличие от имеющихся под­ходов [1].

К параметрам предметного содержания (среды) относятся: научность, объем, глубина, доступность и формализованность знаний и их реализация.

Научность знаний - соответствие последним достижениям науки и техники, состоянию куль­туры и общественного развития.

Объем знаний - достаточность для достиже­ния учебно.j цели и задач обучения.

Параметры научность и объем знаний мож­но объединить в информативность предметного содержания учебной дисциплины.

Глубина знаний - степень усвоения фунда­ментальности науки и умений применять на практике ее основы.

Доступность знаний - способность учащихся со средней подготовкой овладевать предмет­ным содержанием и на этой основе получать новые знания.

Формализованность знаний - возможность структурирования и формализации конкретного содержания учебного материала.

Реализация - возможность переноса с печат­ной формы на экран дисплея, а также на другие типы современных технических средств обуче­ния.

Программное обеспечение ПСО состоит из педагогических сценариев ПСО, обучающих и вспомогательных программ.

К параметрам педагогического сценария ПСО относятся универсальность, мотивацион-ность, гибкость управления, согласованность, развитие, которые характеризуются следующи­ми возможностями.

Универсальность:

- проявление творчества как преподавателя, так и обучающихся;

- обеспечение дифференциации и индиви­дуализации обучения;

- максимальное проявление обучающихся в соответствии с наиболее высоким уровнем учебной программы (обучение интенсификации обучения с учетом особенностей учащихся).

Мотивационность:

- способность реализации обучающей про­граммы, входящей в структуру ПСО;

- побуждение обучаемых к творчеству;

- заинтересованность преподавателя в при­менении компьютерной техники;

- степень стимулирования познавательной деятельности учащихся;

- обеспечение взаимопонимания (диалог с машиной) в соответствии с замыслом обучаю­щей программы.

Гибкость управления учебным процессом:

- работа с группой в целом;

- работа с отдельными подгруппами обу­чаемых по уровню подготовки;

- обеспечение индивидуализации.

Согласованность - степень обеспечения взаимодействия (диалога) в звеньях системы: обучающийся-компьютер; компьютер-педагог; педагог-компьютер-учащийся; учащийся-ком­пьютер-педагог; обучающийся-педагог; обучаю-щийся-компьютер-предметное содержание учеб­ной дисциплины; обучающийся-компьютер-предметное содержание учебной дисциплины-педагог. Согласованность подчинена ориентационной основе деятельности (ООД), которая накладывает соответствующие ограничения на взаимодействие.

Развитие:

- обеспечение внесения дополнений и изме­нений в предметное содержание учебной дис­циплины, программное обеспечение и педагоги­ческие коммуникации;

- подсоединение в ходе анализа результатов обучения других педагогических систем;

- оперативное совершенствование с учетом достижения науки;

- переносимость на другие учебные дисцип­лины и системы обучения.

Обучающие программы характеризуются следующими параметрами: информативностью, результативностью, адаптивностью, доступнос­тью, мотивационностью, ориентационной осно­вой деятельности.

Информативность – степень обеспеченности реализации предметного содержания (полнота проявления содержания в обучающей програм­ме).

Результативность – обеспечение реализации педагогической цели и задач обучения с учетом различных категорий обучающихся.

Адаптивность:

- учет особенностей различной категории учащихся;

- возможность проявления творчества пре­подавателя и учащихся.

Доступность - возможность использования обучающей программы в работе с учащимися различного уровня подготовки.

Мотивационность - обеспечение целенаправ­ленных активных действий учащихся по дости­жению учебных целей и задач обучения.

Ориентационная основа деятельности — сис­тема условий, на которую опирается обучаемый в процессе взаимодействия с ПСО.

К параметрам вспомогательных программ относятся:

- оперативность сбора, обработки и выдачи информации;

- достоверность данных, получаемых в ходе познавательной деятельности;

- наглядность выдаваемой информации о ходе учебного процесса.

К педагогическим коммуникациям относят­ся следующие параметры:

- непрерывность взаимодействия участни­ков учебного процесса (обратная связь);

- дружественность диалога;

- эмоциональность диалога - обеспечение информацией о внутреннем состоянии участни­ков учебного процесса.

Исходя из параметров оценки элементов ПСО, можно сформулировать следующие обоб­щенные параметры любого ПСО: результатив­ность; широта и прочность сохранения знаний, а также сформированных и приобретенных учебных умений и навыков; продуктивность; надежность обучения; мотивационность; рабо­тоспособность ПСО на разных категориях учащихся; валидность; развитие.

Результативность — обобщенный показатель успешности обучения. Она проверяется по ус­редненным баллам или усредненному времени выполнения контрольных заданий учащимися в контрольном и экспериментальном классах.

Широта знаний характеризуется способнос­тью трансформировать знания и умения, ус­военные в одной теме (предмете), соответст­вующим образом в другой теме (предмете) с учетом специфики творческой задачи. Широта знаний проверяется полнотой переноса (внутрипредметного, межпредметного), степенью эф­фективности переноса знаний, умений и навы­ков для решения заданий. Оценить данный параметр можно по количеству решенных твор­ческих задач учащимися в контрольном и экспе­риментальном классах.

Под прочностью сохранения знаний пони­мается не просто запечатление в долговре­менной памяти самого учебного материала, но и усвоение учащимися способов решения задач на уровне автоматизма. Уровень же автоматиз­ма предполагает высокую скорость при пра­вильном решении задачи. Она проверяется путем решения заданий различного уровня сложности и через определенный интервал вре­мени, например неделя, месяц, три месяца и т.д. Проверка производится в контрольном и экспериментальном классах.

Продуктивность - обеспечение генерирова­ния обучающих эффектов или смены состояний при установочных целях обучения. Продуктив­ность может быть проанализирована только на системе ООД и проверена посредством тестов. Тестирование проходят учащиеся эксперимен­тального и контрольного классов в начале и в конце каждого этапа эксперимента. В качестве параметров здесь могут быть приняты: время, баллы, итоговая оценка, число верных и невер­ных ответов, специфика ошибок, отношение учащихся к процессу обучения и т.п. Все эти параметры фиксируются и обрабатываются.

Надежность обучения - обеспечение устой­чивости (стабильности) и правильного осмысле­ния (усвоения) знаний, сформированности уме­ний с помощью ПСО.

Мотивационность характеризует качество программной реализации психолого-педагоги­ческих требований, соотносимых с ООД - сте­пень обеспечения активизации целенаправлен­ной деятельности по усвоению учебного мате­риала с помощью ПСО, а также поддержка и развитие мотивов, интереса учащихся к позна­нию. Изучение влияния мотивации на учебно-познавательную деятельность обучаемых осу­ществляется в процессе экспериментальных работ путем опроса участников педагогического процесса.

Работоспособность (устойчивость, надеж­ность, гибкость) ПСО на разных категориях

учащихся характеризует качество реализации различных типов и форм информационного обеспечения мотивационности (появления цепо­чек действительных мотивов). Она должна обеспечить мотивационно-творческую актив­ность и направленность личности, развивать интеллектуально-логические и эвристические способности школьника.

Валидность характеризуется степенью дос­тижения целей по выбранной метрике. Валид­ность является основным параметром качества ПСО.

Развитие ПСО характеризуется возможнос­тью усовершенствования его составных компо­нентов в результате использования в обучении, а также внесением изменений в способы управ­ления учебной деятельности и организации необходимой ООД. Уровень развития ПСО можно оценить по проценту успеваемости уча­щихся и степени усвоения ими учебного мате­риала.

Эти параметры исследованы опытным пу­тем в процессе пилотажных измерений

в рам­ках выбранных параметрических ограничений и обеспечивали валидность оценки педагогичес­кой эффективности ПСО. Кроме того, в ходе опытно-экспериментальных работ они позволя­ли оценивать качество решения учебных задач по обеспечению непрерывности компьютерного обучения в школе и вузе.

Остальные параметры эксплуатационного, затратного, качественного характера и др. могут характеризовать функционирование ПСО в педагогическом процессе. На достижение це­лей их влияние незначительное.

При разработке метрики мы исходили из за­дач по повышению эффективности обучения, ко­торая складывается из:

- результатов исследовательских работ (концептуальный уровень);

- проектирования ПСО (реализация педаго­гических сценариев ПСО и практическое созда­ние обучающих программ);

- реализации дидактических задач на основе созданных обучающих программ в конкретных условиях образовательного процесса (диагнос­тика достижения учебных целей всей педагоги­ческой системы).

Реализация данной метрики свойств может быть объяснена следующим образом. При про­ведении экспериментальных работ мы выбрали свойства и попытались охарактеризовать их оп­ределенными состояниями, которые в свою оче­редь могут быть установлены и зафиксированы посредством канала наблюдения за базой. В качестве базы взяты обучаемые и педагоги, свойства которых параметризованы соответст­вующими параметрами.

Исходя из целей обучения, конструируется дидактическая система. В основе построения этой системы лежит состав и структура пред­метных сред. На рисунке показана технология разработки ПСО с использованием предметных сред.

Рассмотрим в отдельности каждый из выде­ленных этапов. На этапе формулирования цели предназначения ПСО выдвигается общая учеб­ная цель, которую необходимо достичь при создании и использовании ПСО в процессе обу­чения на основе выбранных предметных сред.

Подбор фильтра в общем виде (под фильт­ром мы понимаем совокупность свойств, через которые будет оцениваться любое программное средство) осуществляется на основании цели предназначения ПСО. Например формирование знаний, развития внимания, логического мыш­ления, интеллектуальных умений и др.

На этапе фильтрации идет отбор дополни­тельных параметров, обусловливающих (детер­минирующих) дидактическую систему для по­следующего включения в технологию обучения посредством каналов наблюдения для сбора информации.

При проведении фильтрации мы получаем некоторые области, определяющие среду эле­ментов классификации (они могут перекрывать­ся, объединяться). Условно эти области можно принять за среды, различные объединения кото­рых дают интегрированные среды. На базе интегрированных сред мы создаем среды пред­метные, межпредметные и основные. Основная среда аккумулирует знания со всех предметов, например математика. Но все это может быть проведено лишь в рамках принятой классифика­ции или фильтра, например по предметам. Можно выделить и другие классификации между теорией и техникой, техникой и гумани­тарными знаниями и т.д. Отсюда и возникают цели, методы и подходы к обучению.

При решении задач идентификации осущест­вляется подбор подходящих дидактических сис­тем с учетом предыдущих этапов. На этом эта­пе выделяются среды, дается оценка свойствам (усилить, изменить и т.д.).

Процесс структуризации заключается в том, что определяются связи между компонентами дидактической системы, то есть определяется методика обучения, которая должна быть фор­мализована, структурирована, алгоритмизиро­вана в соответствии со структурой дидактичес­кой системы.

На основании выбранной методики обучения разрабатывается технология обучения. Техноло­гия обучения обеспечивает функционирование дидактической системы. На этом этапе должно быть достигнуто полное представление о проте­кании педагогического процесса.

Для целей достижения технологичности раз­работки ПСО создается педагогический сцена­рий, представляющий собой один из способов фиксации опыта. С помощью педагогического сценария задаются в обобщенном и структури­рованном виде типичные процедуры (последо­вательность действий) в проблемной области.

Сценарий содержит в себе указания на необ­ходимые и достаточные условия начала проте­кания и завершения необходимых процедур [2].

Например, для обучения создается рабочий педагогический сценарий, который представля­ет собой описание выбранной технологии обуче­ния. Он подготавливается для разработчиков, которые создают соответствующее обеспечение учебного процесса.

Разработка программного продукта осуще­ствляется в соответствии с описанием рабочего педагогического сценария, а также с учетом возможностей использования данного ПСО в сочетании с другими современными техничес­кими средствами обучения (телевидение, видео- и аудиотехника, робототехника и др.). Для написания программного продукта используют­ся современные языки программирования.

В ходе учебного процесса проводится ана­лиз функционирования ПСО в реальных условиях. Для цели повышения эффективности образо­вательного процесса данные анализа позволяют подбирать оптимальные дидактические системы (например для коррекции цели обучения, введе­ния дополнительных средств, изменения страте­гии (направления) обучения, изменения дидак­тического материала (теоретическая и справоч­ная информация, практические задания), для внесения изменений в те или иные цели факто­ров и т.д.).

При анализе эффективности ПСО использу­ются следующие четыре метода проверок: педа­гогические эксперименты типа "кузенов"; типа факторного анализа; типа "близнецов"; типа экспертно-объективного анализа [3]. В зависи­мости от цели и задачи определения эффектив­ности выбирается тот или иной метод.

Такой подход к выбору технологии оценки ПСО позволил сделать экспериментальную ра­боту более гибкой и научно обоснованной. Про­веденная работа позволила опытно-эксперимен­тальным путем проверить эффективность от­дельных ПСО по учебному предмету "Геогра­фия" и определить педагогические условия по реализации и разработке целостного курса по данной дисциплине.

Список литературы

  1. Красильннков В.А., Мннеева И.В., Румянцев И.А. Оценка эффективности контрольно-обучающих программ // Компьютеризация образования: Межвуз.сб.науч.тр. Но-восиб.гос.ун-т. Новосибирск, 1991. - С.20-31.
  2. Кандрашина Е.Ю., Лктвикцева ЛЧВ., Поспелов Д.А. Представление знаний о времени и пространстве в интел­лектуальных системах. М.: Наука, 1989.
  3. Бобхо И.М., Слуднов А.В., Скибицкий Э.Г. Способы и анализ педагогического и программного обеспечения ком­пьютерного учебного курса // Информационные техноло­гии в образовании. Новосибирск, НИИ ИВТ. - 1992. - J* 8. - С.5-8.

Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?id=37&page=article
Версия для печати
Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 1994 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: