Авторитетность издания
Добавить в закладки
Следующий номер на сайте
К вопросу параметризации свойств программных средств обучения
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Скибицкий Э.Г. () - , Слуднов А.В. () - | |
Ключевое слово: |
|
Ключевое слово: |
|
Количество просмотров: 18528 |
Версия для печати |
При проверке эффективности использования программных средств обучения (ПСО), которые используют разные свойства, применяются различные критерии. Каждое свойство характеризуется состоянием, а состояние параметрами. Совокупность параметров составляет метрику. Цель метрики — выработать соглашение между исследователями и экспериментаторами (учителями) для разработки единого подхода к построению основы наблюдения за педагогическим процессом, а также процедуры измерений, подборки области определения критических значений и педагогического смысла. Метрика характеризует видимое состояние основных свойств, проявляемых в рамках образовательного процесса с учетом всех объектов, в нем участвующих, и взаимодействий, которые там протекают. Реальное ПСО по какому-либо учебному предмету рассматривается как целостная педагогическая система и состоит из совокупности предметного содержания, программного обеспечения для ЭВМ и педагогических коммуникаций. Эффективность взаимодействия между элементами в данной структуре зависит от качества дидактического материала, программного обеспечения, грамотной разработки педагогического сценария ПСО и коммуникаций. Цель статьи - смоделировать процесс наблюдения на возможно более полном (из обобщения предшествующего опыта использования ПСО в педагогическом процессе) перечне параметров. Рассмотрим параметры элементов, входящих в ПСО, которые наиболее часто употребляются в практике, в отличие от имеющихся подходов [1]. К параметрам предметного содержания (среды) относятся: научность, объем, глубина, доступность и формализованность знаний и их реализация. Научность знаний - соответствие последним достижениям науки и техники, состоянию культуры и общественного развития. Объем знаний - достаточность для достижения учебно.j цели и задач обучения. Параметры научность и объем знаний можно объединить в информативность предметного содержания учебной дисциплины. Глубина знаний - степень усвоения фундаментальности науки и умений применять на практике ее основы. Доступность знаний - способность учащихся со средней подготовкой овладевать предметным содержанием и на этой основе получать новые знания. Формализованность знаний - возможность структурирования и формализации конкретного содержания учебного материала. Реализация - возможность переноса с печатной формы на экран дисплея, а также на другие типы современных технических средств обучения. Программное обеспечение ПСО состоит из педагогических сценариев ПСО, обучающих и вспомогательных программ. К параметрам педагогического сценария ПСО относятся универсальность, мотивацион-ность, гибкость управления, согласованность, развитие, которые характеризуются следующими возможностями. Универсальность: - проявление творчества как преподавателя, так и обучающихся; - обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения; - максимальное проявление обучающихся в соответствии с наиболее высоким уровнем учебной программы (обучение интенсификации обучения с учетом особенностей учащихся). Мотивационность: - способность реализации обучающей программы, входящей в структуру ПСО; - побуждение обучаемых к творчеству; - заинтересованность преподавателя в применении компьютерной техники; - степень стимулирования познавательной деятельности учащихся; - обеспечение взаимопонимания (диалог с машиной) в соответствии с замыслом обучающей программы. Гибкость управления учебным процессом: - работа с группой в целом; - работа с отдельными подгруппами обучаемых по уровню подготовки; - обеспечение индивидуализации. Согласованность - степень обеспечения взаимодействия (диалога) в звеньях системы: обучающийся-компьютер; компьютер-педагог; педагог-компьютер-учащийся; учащийся-компьютер-педагог; обучающийся-педагог; обучаю-щийся-компьютер-предметное содержание учебной дисциплины; обучающийся-компьютер-предметное содержание учебной дисциплины-педагог. Согласованность подчинена ориентационной основе деятельности (ООД), которая накладывает соответствующие ограничения на взаимодействие. Развитие: - обеспечение внесения дополнений и изменений в предметное содержание учебной дисциплины, программное обеспечение и педагогические коммуникации; - подсоединение в ходе анализа результатов обучения других педагогических систем; - оперативное совершенствование с учетом достижения науки; - переносимость на другие учебные дисциплины и системы обучения. Обучающие программы характеризуются следующими параметрами: информативностью, результативностью, адаптивностью, доступностью, мотивационностью, ориентационной основой деятельности. Информативность – степень обеспеченности реализации предметного содержания (полнота проявления содержания в обучающей программе). Результативность – обеспечение реализации педагогической цели и задач обучения с учетом различных категорий обучающихся. Адаптивность: - учет особенностей различной категории учащихся; - возможность проявления творчества преподавателя и учащихся. Доступность - возможность использования обучающей программы в работе с учащимися различного уровня подготовки. Мотивационность - обеспечение целенаправленных активных действий учащихся по достижению учебных целей и задач обучения. Ориентационная основа деятельности — система условий, на которую опирается обучаемый в процессе взаимодействия с ПСО. К параметрам вспомогательных программ относятся: - оперативность сбора, обработки и выдачи информации; - достоверность данных, получаемых в ходе познавательной деятельности; - наглядность выдаваемой информации о ходе учебного процесса. К педагогическим коммуникациям относятся следующие параметры: - непрерывность взаимодействия участников учебного процесса (обратная связь); - дружественность диалога; - эмоциональность диалога - обеспечение информацией о внутреннем состоянии участников учебного процесса. Исходя из параметров оценки элементов ПСО, можно сформулировать следующие обобщенные параметры любого ПСО: результативность; широта и прочность сохранения знаний, а также сформированных и приобретенных учебных умений и навыков; продуктивность; надежность обучения; мотивационность; работоспособность ПСО на разных категориях учащихся; валидность; развитие. Результативность — обобщенный показатель успешности обучения. Она проверяется по усредненным баллам или усредненному времени выполнения контрольных заданий учащимися в контрольном и экспериментальном классах. Широта знаний характеризуется способностью трансформировать знания и умения, усвоенные в одной теме (предмете), соответствующим образом в другой теме (предмете) с учетом специфики творческой задачи. Широта знаний проверяется полнотой переноса (внутрипредметного, межпредметного), степенью эффективности переноса знаний, умений и навыков для решения заданий. Оценить данный параметр можно по количеству решенных творческих задач учащимися в контрольном и экспериментальном классах. Под прочностью сохранения знаний понимается не просто запечатление в долговременной памяти самого учебного материала, но и усвоение учащимися способов решения задач на уровне автоматизма. Уровень же автоматизма предполагает высокую скорость при правильном решении задачи. Она проверяется путем решения заданий различного уровня сложности и через определенный интервал времени, например неделя, месяц, три месяца и т.д. Проверка производится в контрольном и экспериментальном классах. Продуктивность - обеспечение генерирования обучающих эффектов или смены состояний при установочных целях обучения. Продуктивность может быть проанализирована только на системе ООД и проверена посредством тестов. Тестирование проходят учащиеся экспериментального и контрольного классов в начале и в конце каждого этапа эксперимента. В качестве параметров здесь могут быть приняты: время, баллы, итоговая оценка, число верных и неверных ответов, специфика ошибок, отношение учащихся к процессу обучения и т.п. Все эти параметры фиксируются и обрабатываются. Надежность обучения - обеспечение устойчивости (стабильности) и правильного осмысления (усвоения) знаний, сформированности умений с помощью ПСО. Мотивационность характеризует качество программной реализации психолого-педагогических требований, соотносимых с ООД - степень обеспечения активизации целенаправленной деятельности по усвоению учебного материала с помощью ПСО, а также поддержка и развитие мотивов, интереса учащихся к познанию. Изучение влияния мотивации на учебно-познавательную деятельность обучаемых осуществляется в процессе экспериментальных работ путем опроса участников педагогического процесса. Работоспособность (устойчивость, надежность, гибкость) ПСО на разных категориях учащихся характеризует качество реализации различных типов и форм информационного обеспечения мотивационности (появления цепочек действительных мотивов). Она должна обеспечить мотивационно-творческую активность и направленность личности, развивать интеллектуально-логические и эвристические способности школьника. Валидность характеризуется степенью достижения целей по выбранной метрике. Валидность является основным параметром качества ПСО. Развитие ПСО характеризуется возможностью усовершенствования его составных компонентов в результате использования в обучении, а также внесением изменений в способы управления учебной деятельности и организации необходимой ООД. Уровень развития ПСО можно оценить по проценту успеваемости учащихся и степени усвоения ими учебного материала. Эти параметры исследованы опытным путем в процессе пилотажных измерений в рамках выбранных параметрических ограничений и обеспечивали валидность оценки педагогической эффективности ПСО. Кроме того, в ходе опытно-экспериментальных работ они позволяли оценивать качество решения учебных задач по обеспечению непрерывности компьютерного обучения в школе и вузе. Остальные параметры эксплуатационного, затратного, качественного характера и др. могут характеризовать функционирование ПСО в педагогическом процессе. На достижение целей их влияние незначительное. При разработке метрики мы исходили из задач по повышению эффективности обучения, которая складывается из: - результатов исследовательских работ (концептуальный уровень); - проектирования ПСО (реализация педагогических сценариев ПСО и практическое создание обучающих программ); - реализации дидактических задач на основе созданных обучающих программ в конкретных условиях образовательного процесса (диагностика достижения учебных целей всей педагогической системы). Реализация данной метрики свойств может быть объяснена следующим образом. При проведении экспериментальных работ мы выбрали свойства и попытались охарактеризовать их определенными состояниями, которые в свою очередь могут быть установлены и зафиксированы посредством канала наблюдения за базой. В качестве базы взяты обучаемые и педагоги, свойства которых параметризованы соответствующими параметрами. Исходя из целей обучения, конструируется дидактическая система. В основе построения этой системы лежит состав и структура предметных сред. На рисунке показана технология разработки ПСО с использованием предметных сред. Рассмотрим в отдельности каждый из выделенных этапов. На этапе формулирования цели предназначения ПСО выдвигается общая учебная цель, которую необходимо достичь при создании и использовании ПСО в процессе обучения на основе выбранных предметных сред. Подбор фильтра в общем виде (под фильтром мы понимаем совокупность свойств, через которые будет оцениваться любое программное средство) осуществляется на основании цели предназначения ПСО. Например формирование знаний, развития внимания, логического мышления, интеллектуальных умений и др. На этапе фильтрации идет отбор дополнительных параметров, обусловливающих (детерминирующих) дидактическую систему для последующего включения в технологию обучения посредством каналов наблюдения для сбора информации. При проведении фильтрации мы получаем некоторые области, определяющие среду элементов классификации (они могут перекрываться, объединяться). Условно эти области можно принять за среды, различные объединения которых дают интегрированные среды. На базе интегрированных сред мы создаем среды предметные, межпредметные и основные. Основная среда аккумулирует знания со всех предметов, например математика. Но все это может быть проведено лишь в рамках принятой классификации или фильтра, например по предметам. Можно выделить и другие классификации между теорией и техникой, техникой и гуманитарными знаниями и т.д. Отсюда и возникают цели, методы и подходы к обучению. При решении задач идентификации осуществляется подбор подходящих дидактических систем с учетом предыдущих этапов. На этом этапе выделяются среды, дается оценка свойствам (усилить, изменить и т.д.). Процесс структуризации заключается в том, что определяются связи между компонентами дидактической системы, то есть определяется методика обучения, которая должна быть формализована, структурирована, алгоритмизирована в соответствии со структурой дидактической системы. На основании выбранной методики обучения разрабатывается технология обучения. Технология обучения обеспечивает функционирование дидактической системы. На этом этапе должно быть достигнуто полное представление о протекании педагогического процесса. Для целей достижения технологичности разработки ПСО создается педагогический сценарий, представляющий собой один из способов фиксации опыта. С помощью педагогического сценария задаются в обобщенном и структурированном виде типичные процедуры (последовательность действий) в проблемной области. Сценарий содержит в себе указания на необходимые и достаточные условия начала протекания и завершения необходимых процедур [2]. Например, для обучения создается рабочий педагогический сценарий, который представляет собой описание выбранной технологии обучения. Он подготавливается для разработчиков, которые создают соответствующее обеспечение учебного процесса. Разработка программного продукта осуществляется в соответствии с описанием рабочего педагогического сценария, а также с учетом возможностей использования данного ПСО в сочетании с другими современными техническими средствами обучения (телевидение, видео- и аудиотехника, робототехника и др.). Для написания программного продукта используются современные языки программирования. В ходе учебного процесса проводится анализ функционирования ПСО в реальных условиях. Для цели повышения эффективности образовательного процесса данные анализа позволяют подбирать оптимальные дидактические системы (например для коррекции цели обучения, введения дополнительных средств, изменения стратегии (направления) обучения, изменения дидактического материала (теоретическая и справочная информация, практические задания), для внесения изменений в те или иные цели факторов и т.д.). При анализе эффективности ПСО используются следующие четыре метода проверок: педагогические эксперименты типа "кузенов"; типа факторного анализа; типа "близнецов"; типа экспертно-объективного анализа [3]. В зависимости от цели и задачи определения эффективности выбирается тот или иной метод. Такой подход к выбору технологии оценки ПСО позволил сделать экспериментальную работу более гибкой и научно обоснованной. Проведенная работа позволила опытно-экспериментальным путем проверить эффективность отдельных ПСО по учебному предмету "География" и определить педагогические условия по реализации и разработке целостного курса по данной дисциплине. Список литературы
|
Постоянный адрес статьи: http://swsys.ru/index.php?id=37&page=article |
Версия для печати |
Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 1994 год. |
Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик:
- Опыт разработки и эксплуатации системы управления базами данных (DBS/R)
- Подход к выбору оптимального маршрута при перевозке крупногабаритных грузов на основе нейросетевых технологий
- Интеллектуальные хранилища данных в системах государственного управления
- Интегрированная система «микросреда»
- Использование графических постпроцессоров VVG и LEONARDO в вычислительной гидродинамике
Назад, к списку статей