Современные тенденции в области управления логистическими цепями поставок (Supply chains) связаны с широким использованием информационно-коммуникационных технологий для обеспечения своевременного контроля исполнения заказов, мониторинга ресурсов и организации эффективного взаимодействия контрагентов в едином информационном пространстве. Новые возможности, которые предоставляет поставщикам и потребителям логистических услуг интегрированная информационная среда сети Интернет, обусловили появление новых форм виртуальной кооперации и конкуренции и, следовательно, особых требований к ПО соответствующих сервисов.
Развитие сферы логистических услуг, появление новых уровней логистического сервиса (1PL–5PL, PL – Party Logistics) тесно связаны с широким применением информационных технологий и современных методов управления сложными организационными системами на их базе. Виртуализация взаимодействия поставщиков и потребителей логистических услуг, поддержанная свободным обменом актуальной информацией в сети Интернет, требует новых подходов к организации этого взаимодействия и, соответственно, разработки современного ПО. В данной статье по аналогии с логистическим оператором 5PL предлагается реализовать концепцию 6PL, в основе которой лежит метод кондициального управления взаимодействием в многоакторной интегрированной информационной среде [1].
Распространена следующая классификация логистических операторов [2–4] в контексте управления цепочками поставок. 1PL – это автономная логистика, в которой все операции выполняет организация-заказчик; 2PL предполагает привлечение сторонней организации для выполнения работ определенного типа; 3PL предусматривает использование субподрядчиков; 4PL решает задачи формирования цепи поставок, планирования, управления и контроля процессов в нескольких логистических организациях. 5PL обеспечивает организацию логистического аутсорсинга за счет использования глобального информационного пространства. Деятельность 5PL-провайдера (оператора) основана на использовании комплекса современных информационных технологий. Таким образом, 5PL-оператор управляет в основном потоками информации о заказах, ресурсах, планах и фактическом состоянии транспортной сети. Модели управления интерактивной диспетчеризацией в рамках 5PL рассматривались в работах [5, 6].
Рассмотрим особенности операторов 1PL–5PL в контексте производственной логистики.
На уровне 1PL производственные предприятия специализируются на нескольких видах продукции и, как правило, работают с конкретными заказчиками. Данные предприятия ориентированы на то, чтобы сделать все самим, могут иметь свои склады и транспорт. На уровне 2PL предприятия обладают достаточно широким спектром продукции, география заказчиков таких предприятий шире, чем в 1PL (одна или нескольких стран), могут иметь собственные склады. На уровне 3PL предприятия обладают более развитой логистикой: имеют собственный флот, который может быть территориально распределен, или используют договора подряда с другими компаниями. В связи с этим можно сказать, что предприятие 3PL имеет развитые возможности аутсорсинга своего и внешнего флота. Имея развитую инфраструктуру, предприятия уровня 3PL могут предоставлять услуги по хранению готовой продукции и их транспортировке до склада.
Операторы уровня 4PL работают с различными типами компаний (транспортные, производственные, складские). Имея наработанную клиентскую базу таких компаний, предоставляют консультативные услуги по формированию новых или оптимизации существующих цепочек поставок с учетом сложившейся на данный момент конъюнктуры рынка. Оператор 5PL для осуществления своей деятельности строит информационный портал, размещенный в сети Интернет. На данном портале поставщики и потребители объединяются в группы заказчиков и исполнителей. В этом смысле единое информационное пространство (ЕИП), формируемое в рамках 5PL, разделяется на две категории, взаимодействия внутри каждой категории не возникают. Конечно, исполнитель может зарегистрироваться и как заказчик и играть эту роль, однако связь между ролями одного заказчика затруднена. На уровне 5PL формируется сообщество потребителей и поставщиков, которые предоставляют свои услуги на рынке. Количество вариантов транспортировки или изготовления готовой продукции увеличивается по сравнению с тем, когда все выполняется своими силами. Наличие таких альтернатив может снизить расходы.
Отметим, что на уровне 4PL консалтинговые услуги по построению цепочек поставок могут рассматриваться как аутсорсинг, но уже более сложной конфигурации. Можно сказать, что в 4PL информационное пространство становится шире (акторы разнородные – не только транспорт, а уже и производство, и хранение; акторы более автономные). Разнотипные участники цепи поставок, связанность операций, территориальная распределенность – объединив все эти характеристики аутсорсинга 4PL, определим аутсорсинг особого вида – инфраструктурный аутсорсинг, а информационное пространство как инфраструктурное. В соответствии с этим аспектом 4PL будем рассматривать логическим развитием 3PL.
Покажем, что при переходе от 3PL к 5PL происходит качественный скачок в развитии ин- формационного пространства. В рамках портала акторы 5PL осуществляют кооперацию своих ресурсов, формируя две категории: заказчиков и исполнителей. Таким образом, формируется более объемное пространство допустимых решений, что неразрывно связано с формированием более объемного и емкого ЕИП и возможности поиска более эффективных решений. В таком информационном пространстве его участники должны достаточно свободно устанавливать взаимодействия и открыто предоставлять необходимую информацию (о заказах, исполнении) в рамках данных взаимодействий.
Возможность развертывания таких площадок на базе информационных порталов в сети Интернет позволяется существенно повысить скорость коммуникаций между акторами, что, в свою очередь, способствует формированию открытого ЕИП, объединяющего всех акторов производственной сети в виртуальное сообщество. В рамках данного информационного пространства могут возникать взаимодействия между акторами, которые ранее не были знакомы друг с другом и потенциально могли бы находиться в неведении относительно существования друг друга на протяжении долгого времени, а в текущем контексте, в сложившихся обстоятельствах могут представлять интерес друг для друга. Возникновение таких спонтанных разовых взаимодействий позволяет говорить об оперативности принимаемых решений на уровне 5PL.
При всех достоинствах рассмотренных уровней логистики в них не решается вопрос формирования устойчивых взаимодействий. Если оперативный уровень позволяет решать текущие задачи акторов, актуальные на данный момент времени, то вопросы перспективного развития самой производственной сети остаются нерешенными. Необходимо отметить, что принимаемые на оперативном уровне решения могут рождать различные процессы, приводящие как к развитию производственной сети, так и к ее краху. В этом смысле наглядными являются примеры, которые приводит в своих работах Э.М. Голдратт [7]. Они показывают, что высокая эффективность на конкретных этапах не означает эффективности всей цепочки, а иногда наоборот – приводит к ее снижению. Например, высокая скорость выполнения операций на новейшем оборудовании при полной загрузке в начале цепочки операций может привести к избытку товара, который, возможно, так и останется невостребованным. В результате можно наблюдать перерасход материалов и заготовок, увеличение занимаемого места на складе.
Для решения этой проблемы введем понятие 6PL-оператора. На уровне 6PL формируются условия взаимодействия участников логистической цепи поставок в интегрированной информационной среде. Эти условия выражаются в виде контрактных отношений, отражающих устойчивое взаимодействие между акторами. Такие контрактные отношения могут формироваться в том числе и на основе разовых взаимодействий, представляя собой эволюцию единичных взаимодействий во времени, связанных в группу единой целью или задачей.
На рисунке наглядно представлено предлагаемое решение. Оператор 5PL, имея в своей основе программную платформу для реализации взаимодействия участников логистической цепи поставок в едином информационном пространстве, формирует варианты исполнения заказов и предлагает их акторам. Оператор 5PL реализует информационное управление. Предложения фор- мируются на основе анализа текущей ситуации, таким образом обеспечивается оперативное управление взаимодействием акторов.
В отличие от логики оператора 5PL, который не изменяет условия взаимодействия и не ограничивает принятие решений акторами, оператор 6PL может формировать новые контрактные отношения, определяющие долгосрочную кооперацию или конкуренцию между акторами. Деятельность оператора 6PL также основывается на ПО, реализующем системное управление взаимодействием на основе анализа статистики взаимодействия. В качестве базовых алгоритмов статистического анализа были использованы методы анализа временных рядов [8].
Предлагаемая модель 6PL-оператора включает информационную среду оператора 5PL, так как основой для формирования устойчивых взаимодействий являются оперативные взаимодействия и инфраструктурный уровень принятия решений 4PL, необходимый для взаимодействий в рамках информационного пространства цепочек поставок. Результат работы предлагаемой модели – контрактные отношения, определенные выше, а также оперативное информационное взаимодействие, тесно связанное с контрактными отношениями.
Отметим, что автономность акторов повышается с ростом уровня логистики: чем выше уровень логистики, тем более самостоятельны предприятия. Эволюция логистики с точки зрения возможности формирования кооперации показана в таблице. Ориентация на конкретных заказчиков в 1PL и 2PL сильно ограничивает предприятия в кооперации с другими участниками. Это означает, что на уровнях 1PL и 2PL информационное пространство достаточно жесткое. На уровне 3PL можно вполне говорить об аутсорсинге, а значит, и о полноценной кооперации участников и построении ЕИП. Новые уровни 5PL и 6PL основаны на свободном взаимодействии автономных акторов в ЕИП.
Сравнение уровней (типов) логистики
A comparison of logistics levels (types)
Тип логистики
|
Особенности ЕИП, свойства ресурсов
|
Тип взаимодействия ресурсов
|
1PL
|
Собственные ресурсы, ориентация на конкретных заказчиков
|
Ресурсы в прямом подчинении у руководителя
|
2PL
|
Выделенное подразделение ресурсов, широкий спектр заказчиков
|
Ресурсы обособлены в подразделении
|
3PL
|
Аутсорсинг ресурсов, ресурсы в качестве заказчиков
|
Возможно привлечение внешних автономных ресурсов
|
4PL
|
Консалтинг, разнородные ресурсы, заказчики
|
Решение задачи о кооперации различных ресурсов
|
5PL
|
Ресурсы объединены в рамках портала
|
Кооперация ресурсов в виде свободных взаимодействий в ЕИП
|
6PL
|
Конструктор сети, ресурсы объединены общими интересами
|
Формирование кооперативной среды
|
Предложенная концепция оператора 6PL может быть реализована лишь с помощью программной платформы, функциональность которой включает:
- подсистему оперативного управления взаимодействием;
- подсистему статистического анализа событий взаимодействия и поиска закономерностей;
- мультиагентную подсистему моделирования взаимодействия участников логистической цепи поставок в интегрированной информационной среде;
- подсистему поддержки принятия решений по формированию условий взаимодействия.
Программная платформа 6PL может быть использована в системах управления ресурсами логистической цепи поставок, системах производственного планирования, Интернет-порталах, системах управления посреднической деятельностью. Использование мультиагентных технологий для реализации платформы 6PL позволяет реализовать имитационное моделирование процессов взаимодействия участников логистической цепи поставок, производить анализ статистики взаимодействия и формировать условия взаимодействия, учитывающие автономность акторов.
Литература
1. Иващенко А.В. Метод кондициального управления взаимодействием в мультиагентной среде // Системы управления и информационные технологии. 2013. № 1. С. 39–43.
2. Чернова Д.В., Токманев С.В. Комплексная оценка экономической эффективности управления запасами оптово-посреднических организаций // Вестн. Самарского гос. эконом. ун-та. 2009. № 10 (60). С. 107–110.
3. Hickson A., Wirth B., Morales G. Supply chain intermediaries study, University of Manitoba Transport Institute Publ., 2008, 56 p.
4. Доналд Дж. Бауэрсокс, Дэйвид Дж. Клосс. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-Бизнес, 2010. 640 с.
5. Иващенко А.В., Пейсахович Д.Г. Метод проактивной диспетчеризации в информационной среде для транспортных операторов 5PL // Информационные технологии. 2014. № 3. С. 49–54.
6. Ivaschenko A. Multi-agent solution for business processes management of 5PL transportation provider. Lecture Notes in Business Information Processing, Springer Intern. Publ., 2014, vol. 170, pp. 110–120.
7. Детмер У. Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию. М.: Альпина Паблишер, 2010. 448 с.
8. Прохоров С.А., Графкин А.В. [и др.]. Прикладной анализ случайных процессов: монография. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2007. 582 с.