ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)
3

13 Сентября 2024

Уровни и правовая модель информационной безопасности (защиты информации)

DOI:10.15827/0236-235X.118.320-323
Дата подачи статьи: 30.01.2017
УДК: 378.046.4+349

Голубчиков С.В. (gsv_64@list.ru) - ПАО «НПО «Алмаз» (начальник отдела), Москва, Россия, кандидат технических наук, Новиков В.К. (gsv_64@list.ru) - Военная академия РВСН им. Петра Великого (доцент ), Балашиха, Россия, кандидат военных наук, Баранова А.В. (abv92@list.ru) - МГИМО (университет) МИД России (аспирант), Москва, Россия
Ключевые слова: информация, информационная безопасность, защита информации, информационная сфера, правовая модель
Keywords: information, infosecurity, security of the information, information sphere, legal model


     

Начало XXI века ознаменовано бурным развитием информационных технологий во всех сферах государственной деятельности и общественной жизни. Информация все в большей мере становится стратегическим ресурсом любого государства, производительной силой и дорогим товаром. Это не может не вызывать стремления государств, организаций и отдельных граждан получить преимущества за счет завладения информацией, нанесения ущерба информационным ресурсам конкурента, а также защиты своих информационных ресурсов [1–3].

В настоящее время вопрос информационной безопасности остро стоит на уровне как государства, различных организаций, так и отдельных граждан. Важно обеспечить их конституционные права на получение достоверной информации, на ее использование в интересах осуществления законной деятельности учреждений, а также на защиту государственной, коммерческой, семейной, личной и других видов тайн.

Рассмотрим систему информационной безопасности, сложившуюся в России.

Проблема защиты информации от постороннего доступа и нежелательных воздействий возникла с развитием общественных отношений. Наиболее ценной становится информация, позволяющая ее владельцу получить какой-либо материальный, политический, военный и другой выигрыш [4–6].

Однако создание индустрии переработки информации порождает целый ряд сложных проблем, одной из которых является надежное обеспечение сохранности и установленного правового статуса информации в отдельных технических средствах, в информационно-вычислительных системах и информационно-телекоммуникационных сетях. Данная проблема вошла в обиход как проблема информационной безопасности [7–8].

Для ее разрешения необходимо урегулировать на государственном уровне правовые аспекты данной области.

Информационная безопасность является неотъемлемой составной частью общей и национальной безопасности, содержание которой базируется в первую очередь на Конституции России, а также на основных базовых документах: Федеральном законе «О безопасности», «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

Анализ приведенных документов позволяет выделить уровни безопасности, представленные на рисунке 1.

Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Из понятия «безопасность» вытекает другое понятие – «жизненно важные интересы» как совокуп- ность потребностей, удовлетворение которых на­дежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Рассмотрим суть информационной безопасности через понимание национальной безопасности.

Национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

При этом в рамках национальной безопасности национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите го- сударственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Угрозами национальной безопасности России в информационной сфере, представляющими серьезную опасность, являются:

-     стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве;

-     вытеснение России с внешнего и внутреннего информационных рынков;

-     разработка рядом государств концепций информационных войн;

-     возможность нарушения нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, получения несанкционированного доступа к ним.

Важнейшие задачи обеспечения информационной безопасности:

-     реализация конституционных прав и свобод граждан в сфере информационной деятельности;

-     совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

-     противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Направлениями обеспечения информационной безопасности [9] Российской Федерации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

-     предотвращение перехвата информации из помещений и с объектов, а также информации, передаваемой по каналам связи с помощью технических средств;

-     исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации;

-     предотвращение утечки информации по техническим каналам, возникающей при эксплуатации технических средств ее обработки, хранения и передачи;

-     предотвращение специальных программно-технических воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации;

-     обеспечение информационной безопасности при подключении общегосударственных информационных и телекоммуникационных систем к внешним информационным сетям, включая международные;

-     обеспечение безопасности конфиденциальной информации при взаимодействии информационных и телекоммуникационных систем различных классов защищенности;

-     выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств перехвата информации.

Защитить информацию в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах позволят организационно-технические мероприятия:

-     лицензирование деятельности организаций в области защиты информации;

-     аттестация объектов информатизации по выполнению требований обеспечения защиты информации при проведении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

-     сертификация средств защиты информации и контроля эффективности их использования, а также защищенности информации от утечки по техническим каналам систем и средств информати- зации и связи;

-     введение территориальных, частотных, энергетических, пространственных и временных ограничений в режимах использования технических средств, подлежащих защите;

-     создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в защищенном исполнении.

Анализ сущности и содержания нормативных правовых актов Российской Федерации в области информационной безопасности (защиты информации) позволил сформулировать правовую модель информационной безопасности (защиты информации) [10], которая дает более полное понятие правовой основы защиты информации (рис. 2).

Правовая модель информационной безопасности (защиты информации) позволяет представить область деятельности организаций и ее участников, правовые отношения, возникающие при восприятии (сборе), обработке, хранении, передаче и уничтожении и других действиях, производимых с информацией.

Таким образом, информационная безопасность является составной частью общей и национальной безопасности и охватывает все сферы деятельности государства, гражданина, а также различных организаций и бизнеса [11, 12].

Литература

1.     Буданцев Ю.П. Информационное оружие и информационная война в современных условиях // Безопасность. 1999. № 3–4. С. 103–115.

2.     Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы, цели // Военная мысль. 2005. № 9. С. 7–8.

3.     Мухин В., Лось А., Новиков В. Информационная война в Персидском заливе // Безопасность. 1996. № 1–2. С. 60–63.

4.     Новопашин А.П. Информационная политика России: состояние и пути совершенствования // Безопасность. 2010. № 11–12. С. 5–23.

5.     Панарин И.Н., Панарина Л.Г. Информационная война и мир. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 384 с.

6.     Кириленко В.И., Лось В.П. Информационная борьба и проблемы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации // Информационное право. Информационная культура и информационная безопасность: матер Всерос. науч.-практич. конф. СПб: Изд-во ГУП, 2002. С. 59–63.

7.     Киреенко А.Е. Современные проблемы в области информационной безопасности: классические угрозы, методы и средства их предотвращения // Молодой ученый. 2012. № 3. С. 40–45.

8.     Петров В.П., Петров С.В. Информационная безопасность человека и общества. М.: ЭНАС, 2007. 336 с.

9.     Новиков В.К., Галушкин И.Б., Аксенов С.В. Информационная безопасность и защита информации. Организационно-правовые основы. М.: Горячая линия–Телеком, 2016. 312 с.

10.  Голубчиков С.В., Новиков В.К., Баранова А.В. Правовая модель информационной безопасности (защиты информации) в образовательном процессе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2017. № 1. С. 55–58.

11.  Новиков В.К. Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности. Ч. I. Правовое обеспечение информационной безопасности. М.: Изд-во МИЭТ, 2013. 184 с.

12.  Новиков В.К., Галушкин И.Б., Аксенов С.В. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Ч. II. Правовые и организационные основы информационной безопасности (защиты информации). М.: Изд-во ВА РВСН им. Петра Великого, 2015. 395 с.



http://swsys.ru/index.php?id=4289&lang=%E2%8C%A9%3Den&like=1&page=article


Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics: