Journal influence
Bookmark
Next issue
Abstract:
Аннотация:
Authors: () - , () - , () - , () - | |
Ключевое слово: |
|
Page views: 10567 |
Print version Full issue in PDF (1.18Mb) |
Управление развитием промышленных предприятий, расположенных на территории субъекта РФ, является одной из основных задач, входящих в систему регионального руководства. В рамках реализации этой задачи должны быть решены многочисленные проблемы стратегического и оперативного характера: структурное реформирование органов государственной власти, ответственных за управление развитием промышленности и экономики региона; формирование стратегии промышленной политики субъекта РФ; создание системы оперативного взаимодействия с наиболее крупными промышленными предприятиями региона; комплексное информационно-аналитическое обеспечение руководителей региона на базе создания современной автоматизированной системы управления региональной промышленностью. Программный комплекс анализа хозяйственной деятельности промышленных предприятий субъекта РФ является основным инструментом подготовки принятия решений по формированию управленческих воздействий на предприятия разнообразной структуры и объекты промышленности, расположенные на его территории. Структура программного комплекса анализа хозяйственной деятельности промышленных предприятий субъекта РФ должна обеспечивать удовлетворение информационных потребностей органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих взаимодействие с промышленными предприятиями региона и в той или иной степени связанных с анализом их деятельности. В этой связи созданы два уровня информационного обеспечения: - верхний, на котором необходима концентрация информационных ресурсов и программно-технических средств взаимодействия с ними для обеспечения информационной поддержки деятельности руководства субъекта РФ; - нижний, который должен включать взаимообмен информацей со всеми специализированными программно-техническими комплексами автоматизированной информационной системы (АИС) субъекта РФ и их информационными ресурсами. Между указанными уровнями необходим интенсивный информационный обмен, так как многие информационные ресурсы системы являются общими, и их деление на уровни носит условный характер. С целью создания эффективной системы межхозяйственного сравнительного анализа промышленных предприятий авторами проведено сравнение региональных информационных систем, предоставляющих возможности аналитической обработки финансово-экономических показателей промышленных предприятий. Подобные системы есть у наиболее промышленно развитых областей, таких как Саратовская, Свердловская, Новосибирская, Ленинградская. В большинстве случаев данные по промышленным предприятиям получены в комитетах по статистике субъектов РФ: из квартального баланса, отчета о финансовых результатах, из справки по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, а также из месячных форм статистической отчетности П-1, П-3 и П-4. Практически все системы реализуют ранжирование предприятий по трем направлениям: 1) крупнейшие предприятия – по объему выручки от реализации товаров; 2) наиболее рентабельные предприятия – по рентабельности продаж; 3) предприятия с наибольшей производительностью труда. Недостатком перечисленных рейтингов является отсутствие единой комплексной оценки, учитывающей все финансовые показатели предприятий. Это требование реализуется в методике сравнительной рейтинговой оценки предприятий (Логиновский О.В., Болодурина И.П. Государственное управление промышленностью в регионах РФ. – М.: Машиностроение, 2003.). Методика базируется на использовании набора относительных финансовых показателей. Система исходных показателей для рейтинговой оценки основывается на данных публичной отчетности. К исходным показателям предъявляются следующие требования: - одинаковая направленность: чем выше уровень показателя, тем лучше финансовое состояние предприятия; - всесторонняя характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: достаточность собственных ресурсов, ликвидность активов, рентабельность производства, оборачиваемость средств. Необходимо исключить взаимосвязанные показатели, чтобы не перегружать систему. Показатели должны быть стандартными, применяемыми на практике в российской рыночной экономике. Исходные показатели для рейтинговой оценки объединены в четыре группы: 1) прибыльность хозяйственной деятельности; 2) деловая активность; 3) ликвидность; 4) финансовая устойчивость.
Всего в рейтинговой методике используются четырнадцать показателей. Для корректного расчета показателей все данные приводятся к годовым значениям. Методика комплексного анализа предусматривает использование статей баланса для расчета показателей либо на конец периода, либо их усредненных значений. В группах коэффициентов финансовой устойчивости и платежеспособности исходными данными для которых являются статьи баланса, можно использовать значения статей на конец периода, что будет соответствовать годовой форме показателей. В группах рентабельности и деловой активности в расчете принимают участие статьи форм, имеющих различный принцип заполнения. Исходные данные из статей отчета о финансовых результатах должны рассчитываться по следующему алгоритму: из статей отчета за II–IV кварталы надо вычитать соответствующие значения за предыдущий квартал (получаем квартальные формы показателей) и умножать их на четыре (для получения годовых форм показателей). В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Таким образом, базой отсчета для получения рейтинговой оценки финансового состояния предприятия являются только результаты работы рассматриваемой совокупности предприятий. Эталонное предприятие должно формироваться из показателей работы объектов, принадлежащих одной отрасли. Согласно схеме построения кода ОКОНХ для группировки предприятий по отраслям будет достаточно учитывать первые три разряда кода. Алгоритм получения рейтинговой оценки следующий: 1) предприятия группируются по отраслевой принадлежности; 2) внутри каждой отрасли находится максимальное значение по каждому показателю, включенному в методику; 3) для каждого предприятия считается уровень каждого финансового показателя путем деления фактического значения показателя на максимальный в группе (таким образом, уровни по всем коэффициентам распределятся в интервале до 1); 4) складываются все уровни показателей, перемноженные на соответствующие весовые коэффициенты. В итоге получится уровень, интегральной по всем показателям оценки. Этот уровень так же будет иметь значения до 1. Причем единица будет у предприятия, имеющего максимальные значения по всем финансовым показателям, задействованным в методике. Формула расчета рейтинговой оценки: , (1) где – рейтинг i-гo направления ранжирования предприятия; – весовой коэффициент j-го финансового показателя в i-м направлении ранжирования (;); – значение j-го финансового показателя предприятия; – максимальное значение j-го финансового показателя среди предприятий одной отрасли; n – число финансовых показателей, участвующих в ранжировании. В соответствии с разбиением совокупности показателей выделяются четыре направления ранжирования: деловая активность, прибыльность хозяйственной деятельности, ликвидность и финансовая устойчивость. Отличие будет заключаться в весовых коэффициентах показателей, меняющихся в зависимости от целей ранжирования. Обязательное условие распределения весовых коэффициентов: они должны быть неотрицательными и сумма всех коэффициентов должна быть равна единице. Предлагается следующая схема распределения весовых коэффициентов: в зависимости от направления ранжирования присваиваются различные веса группам показателей, в сумме дающие 1, а внутри групп весовые коэффициенты распределяются относительно равномерно. Такой подход внутри группы основывается на независимости показателей друг от друга и значимости экономического смысла каждого показателя. Подобное распределение весовых коэффициентов учитывает зависимость групп показателей. Например, стабильная, высокая рентабельность и оборачиваемость позволяют иметь большую финансовую зависимость, а, следовательно, и более низкие значения показателей группы финансовой устойчивости. Между тем ликвидность и рентабельность часто становятся взаимоисключающими вариантами развития предприятия, так как используют одинаковые ресурсы. Ликвидные затруднения могут свидетельствовать не о финансовом нездоровье и неплатежеспособности, а о динамичном развитии предприятия. Финансовая устойчивость предприятия предполагает сочетание таких благоприятных характеристик финансово-хозяйственного положения предприятия, как высокая платежеспособность и высокая рентабельность, обеспечивающие развитие предприятия. А главное правило регулирования экономической рентабельности, сформулированное А.Д. Шереметом, гласит: ²При низкой прибыльности продаж надо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов, и наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность может быть компенсирована только уменьшением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, то есть увеличением рентабельности продаж². Такие зависимости и должны отражаться на распределении весовых коэффициентов. В любом случае назначение весовых коэффициентов субъективно и может быть пересмотрено в зависимости от оценок различных экспертов. Поэтому в программе предусмотрена возможность корректировки весовых коэффициентов по группам при условии соблюдения перечисленных требований. Внутри группы весовые коэффициенты показателей также можно менять в зависимости от потребностей анализа. В качестве практического шага, направленного на более эффективное внедрение разработанного программного комплекса по анализу деятельности предприятий, отраслей и территорий субъекта РФ, необходимо произвести дополнение регионального заказа на статистическую информацию набором соответствующих показателей. Кроме того, следует предпринять действия по выработке и реализации мероприятий территориального органа Федеральной службы государственной статистики в субъекте РФ, направленных на решение проблем оперативности и достоверности статистической информации. Необходима разработка программного комплекса по ведению аналитической работы с электронными базами данных, формирование которых должен осуществить облкомстат. Данный программный комплекс должен быть достаточно универсальным, чтобы быстро настраиваться под конкретную структуру базы статистических данных. В Челябинской области, например, он создан и используется для аналитической работы с базой данных макроэкономических показателей в виде временных рядов с дискретностью в один месяц за последние 5 лет. С рассматриваемой тематикой связан комплекс мер по созданию общих электронных информационных ресурсов, создание и ведение которых направлено на информационную поддержку взаимодействия руководства региона с наиболее значимыми предприятиями. Техническое, информационное и программное обеспечение автоматизации управления промышленностью и экономикой субъекта РФ Главным фактором, определяющим состав необходимого телекоммуникационного оборудования и его топологию, является дислокация подразделений и руководства администрации субъекта РФ в зданиях органов государственной власти в столице региона. При размещении всех подразделений в полном составе в одном из зданий администрации субъекта РФ проблема создания и развития единой компьютерно-телекоммуникационной сети значительно упрощается. В этом случае техническое обеспечение представляет собой обычную локальную вычислительную сеть (ЛВС), имеющую несколько сегментов. При этом некоторым подразделениям, в первую очередь комитету экономики, комитету промышленности и комитету управления государственным имуществом, целесообразно иметь собственный сегмент ЛВС с сервером необходимой мощности. Это обеспечит циркулирование значительной части информации в отдельных контурах сети. Тем самым разгрузится общий трафик сети и снизятся требования к ресурсам основного сервера ЛВС. Вариант создания технического обеспечения при условии размещения подразделений администрации субъекта РФ в одном здании является наименее затратным и обеспечивает наиболее высокие скоростные характеристики обмена информацией. При территориальной разобщенности подразделений администрации субъекта РФ создание единой системы возможно за счет объединения ряда ЛВС или отдельных компьютеров подразделений в корпоративную сеть. Это возможно на основе выделенных каналов связи с обеспечением более устойчивого и скоростного обмена информацией между абонентами сети или на основе коммутируемых каналов связи, принадлежащих одной АТС. Безусловно, коммутируемые линии связи при меньших затратах обеспечат менее устойчивый и менее скоростной обмен информацией. Кроме того, территориальная разобщенность требует дублирования информационных баз и создает необходимость иметь каждому подразделению свой канал доступа к сети Интернет. Достаточно специфические требования к техническому обеспечению предъявляются при развертывании в рамках корпоративной сети www-сервера, доступного в сети Интернет сторонним пользователям. При этом необходимо соединение с одним из провайдеров сети Интернет выделенным скоростным каналом (128-256 Кб/сек). Обязательно требуется отделение с помощью специальных программно-технических средств общедоступной части www-сервера от полнообъемного хранилища данных, то есть защита закрытой части корпоративной сети от несанкционированного доступа. Наконец, ведение www-сервера требует постоянного контроля целостности информационных ресурсов такого сервера, отсутствия закономерного искажения или несанкционированного дополнения этих ресурсов, а также выработки и реализации мер по устранению и недопущению указанных действий. Подобной работой, как правило, занимаются специализированные организации – провайдеры сети Интернет. Целесообразно на начальном этапе создания комплекса технического обеспечения вынести www-сервер за пределы корпоративной сети. В течение этого же времени на основе анализа трафика, характеризующего интенсивность обмена информацией между подразделениями, возможно, следует принять решение о необходимости соединения этих подразделений выделенными каналами связи. Сбор информации о хозяйствующих субъектах на территории субъекта РФ, городов и районов должен осуществляться от различных источников. Среди этой информации на основе своего экспертного модуля АИС должна указать руководству достоверную информацию, а также проанализировать факты умышленного и непредумышленного ее искажения. Система распределенных баз данных региональных органов управления должна при этом отдавать в региональный банк данных соответствующие (достаточные и необходимые) объемы информации. Принципы формирования регионального банка данных, а также всех других составляющих АИС органов государственной власти субъекта РФ связаны с реализацией качественно нового, комплексного подхода к организации информационного обеспечения органов управления регионами. В структуру региональной АИС могут быть включены системы губернатора субъекта РФ, аппарата правительства, а также функциональных блоков его подразделений. С ними должны взаимодействовать и АИС органов местного самоуправления. Основные проектные решения по информационному и другим видам обеспечения АИС должны быть выполнены на базе результатов сравнительного анализа, обоснований и аргументов при выборе следующих решений. 1. По топологии и регламенту функционирования компьютерно-телекоммуникационной сети. 2. По используемым передовым информационным технологиям, в том числе по: - электронному документообороту; - геоинформационным системам; - моделированию социально-экономического развития территорий и управлению промышленностью региона; - интеграции корпоративных вычислительных платформ; - системам управления локальными и распределенными базами данных. 3. По необходимым информационным ресурсам, в том числе по их составу и структуре, а также по регламенту создания, использования и уничтожения данных. 4. По организационному обеспечению. 5. По нормативно-правовому обеспечению. 6. По организации доступа и защите данных. 7. По интеграции региональной АИС органов государственной власти в общую сложившуюся информационную инфраструктуру. Необходимо учесть требования к технологиям информационного обеспечения процессов анализа, прогнозирования социально-экономического развития территорий и промышленности и управления ими. В том числе, в частности, требование о том, чтобы лицам, принимающим решения, предоставлялась информация в таком объеме и виде, из которых были бы четко видны тенденции, динамика происходящих процессов во взаимосвязанных сферах, а также изменения этих процессов после принятия того или иного управленческого решения. Именно такой должна быть информационная основа для выработки обоснованных управленческих воздействий. Для создания полноценной АИС необходимо следующее. 1. Сформировать региональный информационный банк данных субъекта РФ на основе системы распределенных баз данных всех подразделений региональной администрации с использованием современной информационно-вычислительной инфраструктуры, новейших систем управления базами данных (СУБД), средств телекоммуникаций и др. Каждое подразделение должно получить возможность доступа к региональному банку данных со всеми имеющимися у него возможностями представления информации. Наполнение, ведение и актуализация баз данных, сформированных в каждом из подразделений блока, должны осуществляться силами этих подразделений. Создание и ведение регионального информационного банка данных промышленности должно входить в число основных задач управления промышленностью и экономикой региона. 2. На основе модемной связи и коммутируемых телефонных линий вполне возможно создать единую корпоративную сеть (на базе INTRANET-технологии), что обеспечит возможность получения необходимой информации по запросам с использованием исчерпывающего перечня имеющихся в подразделениях администрации информационных ресурсов. Контроль за количеством и видами запросов даст возможность установить информационные ресурсы, действительно необходимые подразделениям администрации субъек- та РФ. 3. Следует обеспечить доступ всех подразделений администрации региона к электронным версиям отчетов комитета экономики и госкомстата субъекта РФ. 4. Необходимо создать электронную полнотекстовую базу постановлений, распоряжений, приказов и т.д., регулирующих деятельность промышленных предприятий области, а также подразделений администрации, с возможностью контроля их выполнения и обеспечить доступ к ней всем комитетам и управлениям субъекта РФ. 5. Желательно упорядочить отношения с госкомстатом региона в части получения первичных данных (форм П1–П4 и балансов) по наиболее значимым для субъекта РФ предприятиям, а также электронных версий статистических документов (бюллетеней, экспресс-информации и т.д.). 6. Необходимо включить в генеральные соглашения, оформляемые с предприятиями области, требования по предоставлению ими оперативной информации об их деятельности. Развитие единой информационной среды в администрации субъекта РФ должно осуществляться с учетом положений концепции промышленной политики региона. Решение вопросов по эффективному использованию средств информатизации, например повышение качества имеющегося доступа подразделений к информационным ресурсам сети Интернет и др., как правило, связано с существенным развитием имеющихся программно-технических комплексов. В перспективе для повышения качества управления промышленностью и экономикой региона необходимо имеющуюся аналитическую информацию взаимоувязать с дислокационными характеристиками. В качестве базовых технических средств АИС используются: сетевая операционная система Windows NT Server v.4.0; системное программное обеспечение на клиентских машинах Windows 95/98/2000; СУБД – Oracle, Interbase и FoxPro; для обеспечения групповой работы и ведения банка данных – Lotus Notes; средства разработки прикладного программного обеспечения – Builder C++, Delphi, а также средства конструирования Lotus Notes и др. Создание подобных систем – достаточно трудоемкий процесс, требующий совместной работы в течение нескольких лет группы высококвалифицированных специалистов по экономике и управлению промышленными предприятиями, математическому моделированию и информационным технологиям. Однако для отдельных регионов при создании АИС можно ограничиться созданием более простых средств поддержки принятия решений. Например, вполне реальна разработка (использование уже созданных) программ расчета прогнозных показателей развития промышленности и экономики территорий, отраслей, предприятий по принятым в регионе методикам. |
Permanent link: http://swsys.ru/index.php?id=486&lang=en&page=article |
Print version Full issue in PDF (1.18Mb) |
The article was published in issue no. № 4, 2005 |
Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics:
- Оптимизация обработки информационных запросов в СУБД
- Искусственный интеллект в грядущем десятилетии
- Гибридная экспертная система проектирования ресурсосберегающих установок первичной нефтепереработки
- Компьютерная интеграция и интеллектуализация производств на основе их унифицированных моделей
- Эволюционная модель формирования структур виртуальных предприятий
Back to the list of articles