Ильин В.А. (komandor.99@mail.ru) - Санкт-Петербургский филиал НИИ «Центрпрограммсистем» (профессор, старший научный сотрудник НИЛ), г. Санкт-Петербург, Россия, доктор военных наук, Римашевский А.А. () - | |
Ключевое слово: |
|
Ключевое слово: |
|
|
Нарастающие в мире изменения геополитического, технологического экономического характера делают будущее более непредсказуемым. Расширяется общий спектр военных угроз, возрастает количество участников конфликтов, политические противоречия все чаще разрешаются с применением военной силы. Завоевание и удержание господства в информационном пространстве, в воздухе (космосе) становится обязательным условием реализации всех оперативно-стратегических концепций боевых действий. Особенностью, например, военно-морского образования является сложность военно-морских профессий. По нашему анализу, структура обязанностей командира корабля включает в себя составляющие около 15 военно-морских профессий. При организации военно-морского образования необходимо также учитывать многопрофильность управленческой деятельности специалистов ВМФ, сложность и сочетание сред в которых происходит эта деятельность (воздушно-космическая, надводная, подводная), высокую технологичность и наукоемкость военно-морского вооружения и военной техники. Следовательно, получение образования должно быть непрерывным и доступным в любое время. Человечество до настоящего момента придумало три формы обучения: индивидуальное обучение; классно-урочная система; заочное обучение, или экстернат. Сейчас появляется новая форма обучения – дистанционная. Чаще всего под ней подразумевают именно интернет-обучение, хотя это не совсем верно. Дистанционное обучение – это, во-первых, корреспондентский метод (его еще называют кейс-технология), максимально приближенный к заочному обучению. В современных условиях в качестве доставки учебных материалов может использоваться электронная почта, а в качестве учебно-методических материалов могут выступать не только электронные учебники, но и обучающие компьютерные программы, различные тренажеры. Второй метод дистанционного обучения – телевизионный. Основной его недостаток – отсутствие обратной связи. Кроме интернет-обучения, может использоваться интранет-обучение, то есть использование для доставки информации локальной вычислительной сети, что наиболее приемлемо для военных учебных заведений, где определенную часть информации необходимо защищать. Информатизация образовательного процесса военно-морских учебных заведений, или, более точно, организация образовательного процесса в электронной среде называется E-Learning. Это комплекс технологий, включающий технические средства организации обучения, контент, процессы управления обучением, позволяющие наиболее эффективно организовать образовательный процесс. E-Learning – это система, которая в себя включает: - систему управления обучением; - систему хранения данных и знаний – репозитарий; - информационные ресурсы – контенты; - систему управления контентом; - системы доставки контента. Основа электронного образования – контент. Контент – это информационные ресурсы (содержимое, информационное наполнение, содержательная информация), совокупность текстовой, графической, аудио- и видеоинформации, представленной слушателю для освоения учебной дисциплины. Репозитарий – это средства хранения контента, обеспечивающие доступ к данным и знаниям обучающихся и обучающих. Система управления контентом обеспечивает создание электронных курсов, их поддержание в актуальном состоянии и тиражирование. Она включает в себя программные средства создания контента и аппаратные средства разработчиков контента – преподавателей. Система доставки контента – совокупность средств передачи знаний и данных обучающимся. Это могут быть сети типа Интернет (сайты образовательных учреждений и компьютеры пользователей) и Интранет (серверы образовательных учреждений и терминалы обучающихся), электронная почта, компакт-диски и другие носители электронной информации (кейс-технологии), средства мультимедиа. Система управления обучением обеспечивает администрирование и управление процессом обучения, взаимодействие с преподавателями и обучающимися. В общем случае под контентом еще понимается один или несколько учебных курсов в целом. Обычно курс состоит из объектов трех типов: первый тип – статические объекты (текст, графика, звук, видеоматериалы). Обучающийся никак не влияет на них и лишь пассивно усваивает информацию; второй тип – тесты, предназначенные для проверки усвоения теоретического материала; третий тип – виртуальные лаборатории – эмулируют АРМы или оборудование, компьютерные тренажеры. Наибольший интерес для военного дополнительного профессионального образования представляет интерактивный (тренажный) контент – компьютерные модели неких процессов или систем, взаимодействию с которыми или управлению которыми необходимо обучить слушателя. Обучающийся в интерактивном режиме может вмешиваться в процесс, управлять им, а модель во всех случаях вмешательства может адекватно реагировать в соответствии с реальным объектом моделирования. При этом очень важно, чтобы интерактивный контент оставался достаточно наглядным и доходчивым. Современный компьютерный тренажер – это комплекс программно-аппаратных средств, предоставляющих обучающимся возможность выполнения практических действий с использованием средств имитации реальных или обобщенных систем и процессов. Можно выделить следующие виды военного контента – обучающий и тренажный: обучающий содержит индивидуальную и групповую его формы; тренажный – индивидуальную, групповую и комплексную. При этом индивидуальный контент обеспечивает получение знаний; групповой ориентирован на получение обучающимися в группе сходных фундаментальных знаний и умений взаимодействия в коллективе, а комплексный – на получение обучающимися умений и навыков действий и взаимодействия в иерархически организованной группе или боевом расчете. Совокупность методов создания военного контента для образовательного процесса в электронной среде и его использования можно представить в виде алгоритма: - моделирование боевых действий; - моделирование деятельности специалиста; - моделирование образовательного процесса; - моделирование деятельности педагога; - моделирование процесса подготовки специалиста; - проектирование контента; - подготовка педагогов; - использование контента – приобретение обучаемым знаний, умений, навыков. Образовательный процесс в электронной среде весьма схематично включает в себя разработку контента, разработку электронных образовательных материалов (пособий, методических документов и тому подобное), создание модели деятель- ности педагога и подготовку педагогов к работе в E-Learning. E-Learning обеспечивает переход от «класссно-урочной» системы подготовки к управлению познавательной деятельностью обучающихся с помощью информационных технологий. Применение системы электронного обучения требует специального построения организационно-образовательной структуры военно-учебного заведения. В такой структуре обеспечивается реализация целей, задач и содержания образования по всем дисциплинам специальности по единому плану, сценарию в строгой дидактико-логической последовательности, отвечающей содержательной части модели деятельности специалиста (командира). Причем управление образовательным процессом осуществляется в соответствии с моделью деятельности специалиста, содержанием его подготовки и требуемым уровнем подготовки. Таким образом, создаются условия для реализации компьютерных технологий обучения в вузе как инструмента реализации содержания образования не только по одной теме, вопросу и т.п., а в целом по специальности. При этом специально созданная организационно-образовательная структура военно-учебного заведения (надо отметить, что у каждого вуза она будет иметь свой вид) является важным условием создания электронной (информационной) образовательной среды. Это: - аппаратные средства (компьютеры, мультимедийные средства и др.); - общесистемное программное обеспечение – операционная система, СУБД, текстовые, графические и табличные редакторы; - средства (редакторы) создания контента; - контент. Известно, в целом система электронного обучения представляет собой совокупность аппаратно-программных средств контента, дидактических и методических технологий (педагогики), системы управления образовательным процессом и человеческих ресурсов (обучающих и обу- чающихся). В системе электронного обучения происходит управление знаниями, умениями, навыками. Безусловно, знания – это совокупность необходимой для решения задачи информации, получаемой за счет желания и способности эту информацию извлекать из огромного объема данных и интепретировать. Тогда можно заключить, что управление знаниями – это управление информацией, циркулирующей в образовательном учреждении путем соединения целей, задач, содержания образования, структуры и возможностей (аккредитационных показателей) образовательного учреждения информационной культуры и образовательных способностей как обучающих, так и обучающихся. Это общепринятое определение полностью совпадает с научно доказанным определением автоматизированной системы управления обра- зовательным процессом (АСУ ОП) как целост- ной системы воплощенных принципов, правил, методов и способов реализации целей и содержания воспитания, обучения и развития в образовательном процессе с учетом аккредитационных показателей вуза. Таким образом, уверенно можно констатировать тот факт, что в военно-морском образовании найден синоним понятию Е-Learning – это и есть автоматизированная система управления образовательным процессом. Внедрение обучения в электронной образовательной среде требует единства понимания процессов, единых форм представления информации, единых способов их обработки, обеспечения соответствующего качества электронных учебных материалов и образовательного процесса в целом. То есть требуется стандартизация образовательного процесса, электронных учебных материалов с последующей их сертификацией. Главное преимущество подобной стандартизации в том, что она представляет обучающемуся знания на недостижимом другими средствами уровне. Электронное обучение позволит: - создать конкурентоспособную армию; - дать военнослужащим возможности стать полноценными гражданами и быть конкурентоспособными на рынке труда после увольнения в запас; - создать единую базу знаний, которая позволит сохранять и совершенствовать опыт ВМФ. |
http://swsys.ru/index.php?id=532&lang=.&page=article |
|