Бизяев Р.В. () - , Пущенко Н.Н. () - , Альбрехт А.В. () - , Герасимов Н.М. () - | |
Ключевое слово: |
|
Ключевое слово: |
|
|
Одной из основных задач организации системы испытаний изделий ракетно-космической техники (РКТ) является создание структур, обеспечивающих адаптацию методик испытаний изделий РКТ к широкому спектру разноплановых задач, "функционирующих" в системе испытаний. Автоматизированная система испытаний должна не только обеспечить модульную реализацию узкоспециализированных методик, но и широко варьировать модулями-блоками проблемно-ориентированных технологических операций и унифицированных правил обработки информации. В рамках наземной отработки изделий РКТ "узким" местом является необходимость разработки испытательного оборудования [3], способного имитировать статистический характер эксплуатационных условий [1]. Это требует больших материальных затрат на создание специальных стендов и стартовых сооружений. Поэтому неотъемлемой частью исследований и испытаний, проводимых в рамках автоматизированной системы испытаний, является имитационное моделирование [2,4,5]. Имитационное моделирование использует совокупность математических моделей: - модели объектов испытаний (отдельные агрегаты, узлы, системы, комплексы систем и т.д.), - модели условий функционирования, - модели планирования и проведения эксперимента [4], - модели обработки данных, - управляемые динамические модели, - модели неопределенностей, - логические правила взаимодействия моделей. Указанная совокупность математических моделей необходима для исследования процесса функционирования изделий РКТ и поэтапного снятия неопределенности в определении показателей качества. Таким образом, в случае наземной стендовой отработки изделий РКТ испытания агрегатов, узлов и стендовых изделий методом имитационного моделирования логично включить отдельной составной частью в общий объем исследований наряду со всей гаммой традиционных стендовых изделий, воспроизводящих комплекс физических нагрузок с той или иной степенью приближения к штатной документации. Следует отметить, что в настоящее время эффективным средством повышения качества изделий РКТ являются наземные технологические испыта- ния [10]. Они проводятся с целью обеспечения непрерывного контроля элементов, агрегатов, систем, летательного аппарата в целом в ходе каждой операции по их изготовлению, сборке, предстартовой подготовке и в процессе, предшествующем запуску, для выявления возможных причин отказов на наиболее раннем этапе испытаний. Структура адаптивной системы производства изделий РКТ (рис. 1) обеспечивает не только гибкость процесса разработки и производства узлов, агрегатов и изделия в целом, но и возможность исключения из процесса планирования некоторых заявок, если для их выполнения в рамках иерархической соподчиненности элементов производственной системы невозможно найти компромиссной альтернативы, то есть выполняются функции экспертной системы (рис. 2). Проведенное полное и всестороннее исследование по структуризации задач всех этапов разработки (от составления технического задания на проектирование по результатам экспертной оценки альтернативных вариантов создаваемого изделия и до внедрения интегрированной системы обработки данных в промышленную эксплуатацию) является достаточно трудоемким и сложным этапом исследования [16]. Это связано с тем, что на этом этапе изучаемая система разбивается на совокупность взаимосвязанных подсистем (рис. 1) до уровня ее основных компонент. При этом формализуются задачи, функции и цели этих подсистем и механизмы связи между ними (информационные и вещественные). По результатам структурного анализа можно сделать следующие выводы. 1. Возможное "продвижение" испытаний на самые ранние стадии проектирования с целью непрерывного контроля элементов, узлов, агрегатов и систем, характеристики которых – это составляющие компоненты (или косвенно влияющие на них) вектора качества изделия, являются эффективным средством повышения качества изделий РКТ в целом и требуют соответствующей методической подготовки. 2. Большие материальные затраты на разработку изделий РКТ и необходимость "активного" формирования вектора качества заставляет идти по пути внедрения автоматизированных систем управления не только технологическими системами, но и организационными структурами на всех стадиях жизненного цикла. 3. Особенностью работ над космическими и наземными системами является совмещение (интегрирование) исследования, проектирования, производства, испытаний и эксплуатации. Поскольку в настоящее время до 60% всех затрат на разработку и создание изделий РКТ составляют затраты на наземные испытания [6], количество натурных экспериментов, как правило, жестко ограничено. Поэтому представляется целесообразным в общую структуру испытаний включить отдельной составляющей (подсистемой) испытания агрегатов, узлов и изделия в целом методом имитационного моделирования. 4. На всех стадиях жизненного цикла изделия экономически целесообразным представляется не разработка новых специализированных производственно-ориентированных систем обработки данных, а универсализация базовых систем и их адаптация к объектам исследования [7]. Необходимость опережающих исследований, наличие сопутствующих испытаний по всем стадиям жизненного цикла изделия РКТ, экономическая целесообразность, связанная с разработкой активных методов управления качеством и жестким ограничением количества экспериментов в составе наземной отработки, делают направление формализации методов имитационного моделирования в системе технологической подготовки испытаний (ТПИ) актуальным и обусловливают необходимость привлечения для его развития методов теории иерархических многоуровневых систем, математического моделирования и новых информационных технологий. Указанная формализация методов имитационного моделирования объединяет: - разработку концептуальной модели системы; - методы формализации концептуальной модели: стратегию системного подхода и типовую совокупность математических моделей; - разработку моделирующих алгоритмов; - машинную реализацию имитационной модели. Концептуальная модель системы ТПИ Целью ТПИ является достижение в процессе разработки изделий РКТ оптимального соотношения между затратами и достигнутым уровнем качества. Известно, что процесс испытаний есть экспериментальное определение количественных и/или качественных свойств объекта испытаний в результате воздействия на него внешних факторов. При этом определение свойств объекта испытаний происходит на основе вычислительного (виртуального) или физического эксперимента или в ходе нормальной эксплуатации объекта испытаний. Воздействующие на процесс испытаний внешние факторы находятся в функциональной связи с искомой характеристикой, а сам процесс испытаний неразрывно связан с регистрацией и переработкой больших потоков информации. Цели, задачи, методы, средства и условия испытаний различны, а обрабатываемая информация разнородна по составу, физической природе [7] и способам получения. Все это затрудняет создание системы ТПИ и вместе с этим стимулирует исследования в этом направлении. Известно [8], что процесс ТПИ включает формализованные и эвристические методы. Формализованные методы основываются на физико-механических закономерностях и находят широкое применение при автоматизированной обработке данных, поскольку могут быть реализованы на ЭВМ. Эвристические методы, отражающие опыт и интуитивное мышление аналитика, слабо поддаются формализации и пригодны для автоматизированной обработки лишь относительно [9]. Тем не менее и в этом случае можно с помощью ситуационного анализа определить инвариантное содержание работ слабо формализуемых методик и наметить пути их типизации по всем стадиям жизненного цикла изделия [9]. Поскольку процесс испытаний "распределен" по всем стадиям жизненного цикла изделия, для формализации исследований необходимо проанализировать его организационные и функциональные аспекты в комплексной системе изготовления изделий РКТ (рис. 1). В ходе выполнения испытаний приходится решать ряд математических [11], технологических, экономических [12] задач с построением аналитических моделей, использованием многопараметрического физического эксперимента [5] с целью оценки и анализа тех или иных показателей вектора качества изделия. Поэтому априорная схематизация предметной области испытаний может быть выполнена по группам. Функциональные компоненты ТПИ (математические, технические, макетирование, моделирование) в предметной области процесса испытаний целесообразно объединить в группу проблемно-ориентированных модулей. Информационные компоненты ТПИ интерпретируются как потоки информации, определяющие взаимосвязь всех процессов: сбор, переработку, хранение, управление, контроль и распределение данных, вывод информации [18]. В системе ТПИ этот блок задач представлен стандартной технологией (например, [7]) и объединен в проблемно-независимый модуль (унифицированный для всех задач испытаний), для которого характерны следующие признаки: - коммуникационный (отражает право на обмен и обработку информации); - обслуживающий (обеспечивает выполнение информационных запросов или заданий); - санкционирующий (отражает право доступа к различного рода информации). Организационные компоненты ТПИ – организационная система – в дальнейшем рассматривается как совокупность правил, устанавливающих порядок работ, содержание и порядок представления информации, цели и критерии эффективности. Организационная система предусматривает всю технологию работ в условиях автоматизированной обработки данных. Напомним, что организационные системы классифицируются по: · динамическим свойствам – одновариантные и многовариантные; · сложности технических систем, сочетающихся с организационными – системы малого, среднего и большого масштаба; · используемым динамическим моделям – системы с сетевыми, линейными и другими моделями. В качестве методологической основы для разработки организационной системы испытаний используются методы исследования операций [13]. Завершая предварительные обсуждения возможной структуры системы ТПИ, необходимо конкретизировать круг задач, реализуемых в процессе испытаний (или с точки зрения системного подхода установить границы исследуемой проблемы). В структуре ТПИ различают: - отдельные функции испытаний (функциональная декомпозиция); - объект испытаний (объектная декомпозиция); - технологию испытаний (технологическая декомпозиция). Сразу следует оговорить, что в настоящей статье рассматривается технология испытаний агрегатов и изделий РКТ, что, по сути дела, и является объектной декомпозицией системы, на основе которой в дальнейшем предполагается объектная декомпозиция моделей при проведении имитационного моделирования. Функциональная декомпозиция представлена на рисунке 3. Технологическая декомпозиция отражает спектр автоматизированных методик испытаний (типовые технологические процедуры и алгоритмы их реализации) и средства испытаний. Другими словами, технология испытаний {Т} есть множество, которое образуется из объединения элементов множеств и : , (1) где включает: методы испытаний как совокупность технологических процедур по определению характеристик свойств объекта испытаний и формированию результатов испытаний; условия испытаний; алгоритмы выполнения операций; форму представления данных; определение точности испытаний; включает любые технические средства, применяемые при испытаниях, в том числе испытательное оборудование, вспомогательные технические устройства, вещества и материалы, применяемые при испытаниях, и др. На практике на различных этапах разработки ТПИ выполняется простое соединение специфических методик и операций, часто рассматриваемых изолированно друг от друга. Принимаемые технические решения не проверяются на предмет того, как варьировались бы результаты испытаний в зависимости от эффективности этих решений. Влияние субъективных факторов на выбор методик и оборудования для проведения испытаний, а также ограниченность временного ресурса являются основными причинами материальных потерь в результате неоптимального планирования и проведения испыта- ний [14,15]. Проведенный анализ функциональных задач в системе изготовления изделий РКТ позволяет выполнить технологическую декомпозицию в виде, представленном на рисунке 4. Элементы технологической декомпозиции объединяются далее в блок методо-ориентированных модулей. Анализ и структуризация информационного пространства задач, решаемых при ТПИ с целью разработки концептуальной модели предметной области, показал, что информационная среда может быть сведена к набору основных информационных объектов, представляющих собой проблемно-независимые модули и предметно-ориентированные модули: методо-ориентированные и проблемно-ориентированные. Композиция функциональных задач ТПИ (рис. 3), основных информационных модулей и средств испытаний позволяет разработать концептуальную модель ТПИ, представленную на рисунке 5, при этом использованы те же обозначения, что и на рисунке 3. Напомним, что с точки зрения системного подхода ТПИ является моделью получения и обработки данных в процессе испытаний. Как и при создании любой интегрированной системы обработки данных, необходимо организовать системное взаимодействие в рамках единой концепции ТПИ способов представления данных, языка, сетевых моделей различного уровня и методов информационной поддержки технологических подсистем (рис. 5) на основе математических моделей и методов имитационного или физического моделирования. С помощью формального моделирования процессов испытаний может быть осуществлена оптимизация процесса обеспечения заданного качества изделий РКТ. При этом формализованная стратегия подхода к разработке методов имитационного моделирования в системе ТПИ может быть представлена в виде алгоритма, приведенного на рисунке 6. Таким образом (в развитие рис. 1), модель системы ТПИ формально может быть описана набором , (2) где – совокупность функциональных задач ТПИ, объединенных соответственно в группы функций: планирование, оперативное управление, накопление и хранение данных, контроль; – набор моделей обработки данных (состав элементов проблемно-независимых информационных модулей); (или в (1)) – набор типовых технологических процедур испытаний и логических правил их объединения по решаемой задаче (состав элементов методо-ориентирован- ных модулей); – набор моделей предметной области исследований (состав элементов проблемно-ориентированных модулей); – состав технических средств испытаний. Как уже отмечалось, “продвижение” испытаний на самые ранние стадии проектирования с целью непрерывного контроля агрегатов и систем является эффективным средством повышения качества изделий РКТ в целом, но требует развития методологической базы и расширения возможностей программно-математического обеспечения. Фрагменты типовой структуры ТПИ на примере комплексного представителя динамических свойств ракет-носителей, коим являются электрогидравлические сервоприводы (ЭГСП), или рулевые машины (РМ) как исполнительные элементы рулевых трактов (хвостовых отсеков) ракет-носителей, показаны на рисунке 7. Кроме этого, спроектирован, изготовлен и введен в эксплуатацию динамический стенд имитационного моделирования рулевых трактов систем управления изделий РКТ в рамках ТПИ. В результате можно сформулировать следующие выводы. 1. Проведена оценка современного уровня развития методов и средств создания информационной основы интегрированной системы проектирования, конструирования, изготовления и испытаний изделий РКТ. 2. На основе проведенной декомпозиции функциональной структуры системы изготовления изделий РКТ, отражающей функциональную, объектную и технологическую модели в системе ТПИ, осуществлен синтез предметной области процесса испытаний. 3. Разработана концептуальная модель системы ТПИ и формализована на теоретико-множественном уровне в виде модели абстрактной системы. 4. Предложен типовой комплексный представитель динамических свойств ракет-носителей тяжелого класса для проведения автономных и комплексных испытаний на динамических стендах в рамках технологической подготовки испытаний изделий РКТ. Список литературы 1. Недайвода А.К. Технологические основы обеспечения качества ракетно-космической техники. - М.: Машиностроение, 1998. - 240 с: ил. 2. Павлов В.В. Структурное моделирование производственных систем. ‑ М.: Мосстанкин, 1987. ‑ 80 с. 3. Сапожников В.М. Монтаж и испытание гидравлических и пневматических систем летательных аппаратов. ‑ 2-е изд., доп. и перераб. ‑ М: Машиностроение, 1984. ‑ 256 с. 4. Налимов В.В., Голико- ва Т.И. Логические основания планирования эксперимента. ‑ 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Металлургия, 1981. ‑ 151 с. 5. Налимов В.В. Таблицы планов эксперимента: для факторных и полиномиальных моделей. / Под. ред. В.В. Налимова ‑ М.: Металлургия, 1982. ‑ 180 с. 6. Недайвода А.К. Теоретические основы натурной отработки ракет-носителей. ‑ СПб.: Политехника, 1996. ‑ 256 с. 7. Шпур Р, Краузе Ф.-Л. Автоматизированное проектирование в машиностроении / Пер. с нем. Г.Д. Волковой и др. (Под. ред. Ю.М. Соломенцева, В.П. Диденко). ‑ М.: Машиностроение, 1988. ‑ 648 с. 8. Свиридов А.Н. Измерение касательных напряжений при исследовании процесса обжатия поверхностей пульсирующим потоком жидкости. // Вестник машиностроения. – 1993. – №1. ‑ С. 34-36. 9. Тимиркеев Р.Г. Вопросы идентификации технологических испытаний оборудования. ‑ М.: НИАТ, 1994. 10. Альбрехт А.В., Бизяев Р.В., Владимиров А.В., Бата- лин Н.Н., Пущенко Н.Н. Информационная модель сопровождения лабораторно-стендовой отработки изделий РКТ // Общерос. науч.-техн. журн. "Полет". - М.: Машиностроение. - 2004, №1. - С 47-53. 11. Недайвода А.К., Альбрехт А.В., Шолом А.М. Физические процессы в пневмогидросистемах ЖРДУ: Учебное пособие. – Ч. 1: Системы наддува. ‑ М.: МАТИ, 1996. ‑ 156 с. 12. Поспелов Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления. ‑ М.: Машиностроение, 1981. ‑ 164 с. 13. Таха Х. Введение в исследование операций: В 2-х кн. / Пер. с англ. В.Я. Алтаева, В.Т. Вавилова, В.С. Даниоина, В.И. Мо-торина ‑ М.: Мир, 1985. - Кн. 1. ‑ 479 с.; Кн. 2. ‑ 496 с. 14. Круглов В.И. Оптимизация программ летных испытаний. // Сб. тез. науч.-техн. конф. МАТИ. ‑ М.: МАТИ, 1981. 15. Круглов В.И., Александровская Л.Н., Григорьев Г.И. Современные методы оценки показателей качества и надеж- ности изделий машиностроения: Учебное пособие ‑ М.: МАТИ, 1992 ‑ 80 с. 16. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерар- хических многоуровневых систем / Пер. с англ. ‑ М.: Мир, 1973. ‑ 344 с. |
http://swsys.ru/index.php?id=559&lang=.&page=article |
|