Авторитетность издания
Добавить в закладки
Следующий номер на сайте
Оценка общей эффективности автоматизированной системы управления движением судов
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Фам Ки Куанг () - , Вишневский Ю.Г. () - | |
Ключевые слова: эффективность работы, управление, движение судов, автоматизированная система |
|
Keywords: , control management, , an automated system issue |
|
Количество просмотров: 11552 |
Версия для печати Выпуск в формате PDF (1.83Мб) |
Эффективность работы сложной системы, в том числе и автоматизированной системы управления движением судов (АСУДС), оценивают с помощью показателей или критериев, которые являются числовыми характеристиками. Критерий электромагнитная защищенность информационных каналов (ЭМЗИК) представляет собой одну из таких числовых характеристик – Кэмз (см.: Вишневский Ю.Г., Сикарев А.А. Поля поражения сигналов и электромагнитная защищенность информационных каналов в АСУДС – СПб: Судостроение, 2006). От ЭМЗИК, определяющей и электромагнитную эффективность АСУДС, в определенной степени зависит своевременность прохождения сообщения в системе, определяемая вероятностью Рсв, и достоверность приема сообщений. Системный подход в оценке эффективности требует, чтобы сравнение систем проводилось не по отдельно взятым параметрам, а по совокупности параметров в целом. При выборе показателей качества системы учитываются показатели, в наибольшей степени характеризующие качество системы. Если выполняются требования независимости, однородности и нормированности, то единственным обобщенным показателем качества (ОПК), сохраняющим отношение предпочтения, является: , (1) где 0 Оценка влияния ЭМЗИК на своевременность основывается на представлении радиолиний (линий радиосвязи и местоопределения) как систем с отказами, способных восстанавливаться. Формула для коэффициента надежности, то есть для вероятности своевременной передачи i-го сообщения, может быть записана следующим образом:
Рсв.i=Р(tпер.i≤tдоп.i)=[Кэмз +Кпе-(λ+μ)t] е-λtдоп.i, (2) где Кп – коэффициент простоя радиолинии; λ – интенсивность отказов; μ – интенсивность восстановления; t – время безотказной работы системы и момент начала воздействия взаимных помех; tдоп – допустимое время прохождения информации в системе. Так как Кп=1–Кэмз, перепишем формулу в следующем виде: Рсв.i=[Кэмз +(1–Кэмз) е-(λ+μ)t] е-λ t доп.i . (3) Вычисляя Кэмз с использованием поля поражения сигнала [1] и получая значения Кэмз= =0,4÷1,0, можем определить γ (см. табл.) и тогда, например, при μ=2, получаем величину λ и Рсвоевр. В таблице представлены результаты расчетов при t=1 и при различных tдоп. По результатам расчетов на рисунке 1 построены графики зависимостей Рсв=f(Кэмз). Таблица
С точки зрения проектировщиков, эксплуатационников и экспертов АСУДС, немаловажно знать, каким образом может зависеть общая эффективность системы, определяемая ее структурой, своевременностью передачи и доставки сообщений в ней, а также ее электромагнитной защищенностью, от изменения числовых значений последней. При этом ЭМЗИК локальных, региональных и дифференциальных подсистем, с которыми могут взаимодействовать АСУДС, является определяющей, так как именно эти подсистемы обеспечивают высокую точность местоопределения судов и повышают эффективность управления водным транспортом [1]. Полагая электромагнитную защищенность АСУДС в общем случае определять как: j1=Кэмз£1, а своевременность как: j2=Рсв(t£tдоп)£1, и, наконец, структурную эффективность как: j3=e*£1, следует использовать ОПК, описываемый формулой (1), при p=3. Геометрически (1) при p=3 можно представить в виде случайной точки в пространстве координат e*, Рсв, Кэмз. В этом случае a=2. Тогда ОПК (Q) АСУДС можно представить в виде: (4) При этом достоверность переводим в разряд ограничений, то есть принимаем: Рош.доп.=10-2. Общая эффективность Э АСУДС оценивается как степень приближения качества реальной системы Q к качеству эталонной системы Qэ, поэтому: . (5) Для эталонной системы, где eэ*=1, Рсв э (t£tдоп)=1 и Кэмз э=1, сумма весовых коэффициентов равна 1. Ввиду этого эффективность АСУДС можно оценивать по формуле: . (6) Допустим, что выбрана оптимальная структура АСУДС, расчетная эффективность которой составляет e*=0,676. При этом будет изменяться только величина экспертной оценки от 0,5 до 0,1. Величина экспертной оценки своевременности доставки сообщений фиксирована и равна 0,4 [1]. На основании расчетов построены графики на рисунках 2, 3. Анализируя таблицы и графики, следует отметить, что общая эффективность АСУДС почти линейно зависит от электромагнитной защищенности информационных каналов в информационных сетях связи и обсервации до значения Кэмз=0,96, а при Кэмз>0,96 наблюдается ее резкий подъем. И чем больше внимания уделяется ЭМЗИК в плане организационно-технических мероприятий, как свидетельствуют экспертные оценки, тем большей эффективности системы можно добиться при одних и тех же структурных показателях и показателях своевременной доставки сообщений. Например, при Кэмз=0,7 эффективность системы составляет: ЭI=0,560, если а1=0,1 и Эv=0,572, если а1=0,5; при Кэмз=0,99 – ЭI=0,830, если а1=0,1 и Эv=0,948, если а1=0,5. Таким образом, исследования показывают значительный вклад электромагнитной эффективности в общую эффективность АСУДС, предложенная оценка которой в значительной степени характеризует качество системы. |
Постоянный адрес статьи: http://swsys.ru/index.php?id=747&like=1&page=article |
Версия для печати Выпуск в формате PDF (1.83Мб) |
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2008 год. |
Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик:
- Автоматизированная система управления транспортировкой жидкой углекислоты по трубопроводу
- Унифицированное описание функционирования информационных радиоэлектронных систем для оценки программного обеспечения учебно-тренировочных средств
- Система управления бизнес-процессами и административными регламентами
- Проблемы управления конфигурациями в процессе разработки программного обеспечения встроенных систем
- Имитационно-тренажерные и обучающие распределенные системы
Назад, к списку статей