Авторитетность издания
Добавить в закладки
Следующий номер на сайте
Сущность и основные положения автоматизации организационного управления
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Арепин Ю.И. (arep@cps.tver.ru) - НИИ «Центрпрограммсистем», г. Тверь, г. Тверь, Россия, доктор технических наук, Апанасенко В.М. () - , Липатов В.А. () - , Прокофьев В.М. () - | |
Ключевое слово: |
|
Ключевое слово: |
|
Количество просмотров: 12937 |
Версия для печати Выпуск в формате PDF (0.84Мб) |
Теоретической основой для комплексной автоматизации организационной деятельности служб и штабов ВМФ может служить концепция новых информационных технологий, обеспечивающая унификацию представления моделей на всех этапах заблаговременной подготовки сил и средств ВМФ к выполнению боевых задач.
Современное организационное управление характеризуется периодической сменой условий выполнения задач, сжатыми сроками выполнения и нечеткостью их формального описания. Необходимость сокращения временного цикла организационного управления ведет к усилению роли комплексной автоматизации служб и штабов ВМФ. Штабы и службы должны своевременно обеспечить реализацию всего цикла организационного управления, включая заблаговременную подготовку плана боевых действий, поддержание боевой и мобилизационной готовности, организацию боевого дежурства, боевую подготовку, службу войск и др. Важно подчеркнуть, что в реализации этих работ участвует множество служб и подразделений, образующих некий виртуальный организм, целью которого является всестороннее, своевременное и эффективное управление для выполнения задач флота. Основными принципами развития и применения новых информационных технологий в организационном управлении могут служить: - комплексная автоматизация и компьютерная интеграция, - интеллектуализация, - специализация, - индивидуализация.
Комплексная автоматизация предполагает автоматизацию всех служб, выполняющих задачи организационного управления, и направлена на сокращение финансовых и временных затрат при обеспечении заданного качества управления. Компьютерная интеграция обеспечивает единство средств и связь всех этапов и функций управления. Интеллектуализация позволяет использовать методы и модели искусственного интеллекта при решении задач управления (например, оценка боевых возможностей сил и средств противника, прогнозирование его замысла и вариантов действий, выработка замысла боевых действий флота, варианты взаимодействия флота с другими видами вооруженных сил, разработка планов боевых действий и др.), использовать базы знаний при организационном управлении, а также при организации обучения и подготовки личного состава. Специализация определяет предметную и функциональную специфику служб (подразделений) при создании автоматизированной системы организационного управления. Индивидуализация обеспечивает формирование каждого рабочего места специалиста штаба (службы), исходя из конкретно решаемых задач этим специалистом с учетом тех баз данных и знаний, которые ему необходимы. Автоматизированные системы организационного управления органически взаимосвязаны с автоматизированными системами боевого управления (АСБУ) и призваны обеспечить повышение качества управления сил и средств ВМФ. В процессе решения и подготовки к решению задач ВМФ могут быть выделены два направления управления силами и действиями флота – боевое и организационное. Взаимосвязь областей управления с видами деятельности на флоте представлена на рисунке 1. Для управления этими видами деятельности на флоте развертывается АСБУ, включающая автоматизированные командные пункты боевых кораблей, объединений и соединений флота, родов сил ВМФ, центрального командного пункта, оснащенные комплексами средств автоматизации.
Под организационным управлением понимается целенаправленная деятельность командного состава, штабов и других органов управления по созданию (совершенствованию) группировок флота и всесторонней подготовке флота к выполнению боевых задач. То есть область организационного управления связана с подготовкой, принятием, доведением и планированием выполнений решений командования, носящих организационный характер и охватывающих такие виды деятельности на флоте, как создание (совершенствование) группировок флота, заблаговременная подготовка морских операций (систематических боевых действий), поддержание боевой и мобилизационной готовности флота, организация боевого дежурства, организация оперативной (боевой) подготовки, организация службы войск, непосредственная подготовка операций (систематических боевых действий), восстановление боеспособности группировок флота и подготовка последующих морских операций (систематических боевых действий). Роль и необходимость повышения эффективности организационного управления, особенно в высших звеньях управления флотом, значительно возрастает в условиях существенного сокращения флота и органов управления. С одной стороны, в этих условиях предъявляются жесткие требования к оптимальности построения группировок флота, к оперативности и обоснованности принимаемых решений по подготовке морских операций (систематических боевых действий), а также к качеству планирования боевого применения флота. С другой стороны, процессы реформирования и сокращения на флоте привели к существенному возрастанию объема работ в органах управления, вызванных постоянным пересмотром планов морских операций (систематических боевых действий), мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности организации боевого дежурства, оперативной (боевой) подготовки и службы войск. Органы управления, подвергающиеся в настоящее время реформированию и сокращению, не в состоянии в полном объеме обеспечить качественное решение возлагаемых на них организационных задач. В то же время организационное управление фактически остается неавтоматизированным. В данном случае определение организационное управление не является тождественным понятию управление повседневной деятельностью, так как организационное управление охватывает более широкую область деятельности на флоте и осуществляется во все периоды (в мирное время, в угрожаемый период и в военное время), тесно связано с боевым управлением и оказывает непосредственное влияние на эффективность боевых действий. Одним из основных требований к перспективным автоматизированным системам управления организационной деятельностью является интеграция КСА штаба и КСА КП, что обусловлено целевой направленностью процессов организационного управления (см. таблицу). Суть интеграции состоит в поддержании информационно-логической связи между средствами автоматизации штаба и КП путем автоматизированной подготовки и передачи из штаба на КП информации, отражающей основные элементы решения командующего (командира) на морскую операцию (систематические боевые действия), и последующего ее использования в алгоритмах боевого управления. Схема взаимодействия средств автоматизации штаба и КП представлена на рисунке 2. К основным элементам решения командующего (командира) относятся замысел морской операции (систематических боевых действий), включающий описание нескольких вариантов действий вероятного противника и соответствующих им вариантов действий своих сил и средств, а также задачи подчиненным боевым кораблям и обеспечивающим силам по вариантам действий. Формализация элементов решения может быть осуществлена путем подготовки табличных форм (“Общая характеристика вариантов морской операции (систематических боевых действий)”, “Задачи подчиненным соединениям (кораблям)”), графической формы “Возможные варианты действий вероятного противника” и картографической формы “Замысел морской операции (систематических боевых действий)”. Эти формы готовятся в КСА штаба путем решения соответствующих задач СПО или заполнения (уточнения) в режиме диалога, а затем передаются в КСА КП либо по каналам связи, либо на магнитных носителях для учета в алгоритмах боевого управления. |
Постоянный адрес статьи: http://swsys.ru/index.php?id=877&page=article |
Версия для печати Выпуск в формате PDF (0.84Мб) |
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2000 год. |
Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик:
- Подход к выбору оптимального маршрута при перевозке крупногабаритных грузов на основе нейросетевых технологий
- Метод интегрированного описания топологических отношений в геоинформационных системах
- Алгоритмы и программное обеспечение системы обработки топопланов
- О выборе числа процессоров в многопроцессорной вычислительной системе
- Анализ отечественного опыта и структуризация механизмов управления оборонным научно-промышленным комплексом
Назад, к списку статей