Авторитетность издания
Добавить в закладки
Следующий номер на сайте
Автоматизированная информационная система поддержки принятия решения для торгового отдела администрации города
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Палюх Б.В. (pboris@tstu.tver.ru) - Тверской государственный технический университет (профессор), г. Тверь, Россия, доктор технических наук, Жгутов А.В. () - , Демирский А.А. (info@gicpsvt.ru) - Главный испытательный сертификационный центр безопасности программных средств и вычислительной техники (начальник отдела), Тверь, Россия, кандидат технических наук | |
Количество просмотров: 12012 |
Версия для печати |
Учет и сбор местных налогов является одной из важных и сложных задач администраций районов и областей. Местные налоги и сборы устанавливаются в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Сбор за право торговли – один из местных налогов. Плательщики (юридические лица и индивидуальные предприниматели), осуществляющие розничную торговлю, обязаны приобрести временные патенты у местной администрации. Основная сложность при оформлении патентов связана с большим объемом необходимой информации, сложным расчетом размера сбора в зависимости от многих условий и малым сроком, на который оформляется патент (не более одного года), что вызывает необходимость постоянного его продления.
Разработанная автоматизированная информационная система (АИС) реализует сбор и анализ необходимой информации для оформления патентов на право торговли в стационарной сети предприятий, автоматический расчет сумм сбора. Внедрение АИС позволило: сократить сроки оформления патентов и отчетных документов торгового отдела, повысить достоверность и корректность учетной информации, освободить сотрудников торгового отдела от рутинной и утомительной работы по оформлению отчетных документов. В АИС реализована технология обработки информации типа клиент-сервер с многопользовательским режимом доступа, что обеспечивает возможность обработки необходимой информации, подготавливаемой другими отделами администрации. Схема движения информационных потоков изображена на рисунке 1. Данные, необходимые для оформления патентов, по юридическим и физическим лицам поступают из регистрационной палаты. Информацию, требуемую для расчета ставок сбора, система получает из отдела статистики. Пользователь системы “Патент” имеет право вносить изменения и дополнения в вышеперечисленные базы данных при полной уверенности (подтвержденной документами) в их достоверности, согласовывая спорные вопросы с соответствующими подразделениями. Кроме этого, подсистема пользуется набором общих справочников по улицам города, районам, наименованиям документов. Данная организация хранения и передачи информации позволяет значительно сократить сроки оформления патентов за счет того, что часть информации формируется в других подразделениях и ее не требуется вводить заново. Работа программы "Патент" с собственной БД реализована таким образом, что при оформлении патентов часть информации берется из сформированных в результате предыдущей работы программы реестров (справочников) или из оформленных ранее патентов. В системе "Патент" предусмотрена защита информации от неправомерных действий пользователя с использованием парольной защиты (внесение любых изменений в созданную базу данных должно осуществляться только лицами, имеющими на это право). Защита организована на уровне прав пользователя СУБД ORACLE. Система обеспечивает сбор необходимой информации для оформления патента: поиск юридического или физического лица в базе данных; поиск объекта торговли или общепита в соответствующем реестре; поиск информации по аренде. Если необходимая информация отсутствует в БД, то пользователь вводит ее вручную (в том числе сведения о владельце, об объекте, о представленных документах, сроке действия, суммах сбора и т.д.). Часть информации может быть сгенерирована автоматически (номер, серия, сроки выдаваемого патента и дата регистрации).
Для повседневной организации работы информация по оформляемому патенту в системе может храниться в двух вариантах: в виде данных по окончательно оформленному и выданному заявителю патенту и в виде заявки на выдачу патента. Это позволяет вводить данные непосредственно в день подачи заявки, не дожидаясь полного оформления документов и выдачи патента. После подписания патента необходимо только найти нужную заявку и изменить ее статус простым переключением соответствующего флага. Следует отметить, что при подготовке отчетных документов система "Патент" принимает во внимание только выданные патенты. После оформления патента (заявки) система проверяет введенную информацию, предоставленную заявителем для получения патента, на полноту и наличие ошибок. В результате проверки, если это необходимо, система формирует предупреждающие сообщения о невозможности выполнения какой-либо функции или при недопустимых действиях пользователя. Система обеспечивает автоматизированное продление ранее выданных патентов. Для этого достаточно найти предыдущий патент, и информация из него будет скопирована в новый (продленный), достаточно изменить номер, сроки и оплату. Подсистема "Патент" снабжена блоком поддержки принятия решения относительно расчета суммы сбора за право торговли. Ставки сбора зависят от множества параметров, таких как: специализация патента (комиссионная, продовольственная, непродовольственная торговля и т.д.), размер торговой площади объекта торговли (число посадочных мест для предприятий общепита), срок действия патента, расположен или нет объект торговли на закрытой территории (воинские части и т.д.). Программа автоматически определяет, к какой категории относится данный патент и рассчитывает сумму сбора в зависимости от вышеперечисленных параметров. Если предприятие опоздало с продлением патента, оно обязано оплатить сумму упущенного сбора плюс 0,3% от суммы упущенного сбора за каждый день просрочки. Этот расчет программа также производит автоматически при очередном продлении патента. Размер ставок выражается в минимальной заработной плате и может меняться с течением времени. В подсистеме предусмотрена возможность оперативной настройки размера ставок сбора и минимальной оплаты труда. Одна из длительных и рутинных задач, стоящих перед сотрудниками отдела, – это поиск определенного патента в архиве. В подсистеме "Патент" достаточно установить набор необходимых критериев для отбора патентов. Программа сама подсчитает итоговые показатели для полученной выборки (количество, общую сумму сбора, сумму упущенного сбора, пени). При добавлении объекта торговли или общепита он попадает в соответствующий реестр, отражающий специализацию, расположение, мощность, часы работы объекта, сведения о его владельцах и арендаторах. Этот реестр используется впоследствии при оформлении патентов и для поиска объектов торговли и общепита по критериям специализации, территориального расположения. Подсистема автоматизирует работу по оформлению отчетных документов за произвольный период: статистического отчета о выдаче патентов, журнала выдачи патентов.
Сам проект реализован на языке SAL (SQLWindows Application Language) с помощью инструментального средства SQLWindows корпорации “Gupta”. SQLWindows – легкий в использовании и в то же время мощный язык четвертого поколения (4GL), предназначенный для написания приложений типа клиент/сервер. С одной стороны, он обладает такими средствами, как быстрые объекты (QuickObjects), что делает его чрезвычайно легким для разработки функционально полного приложения типа клиент/сервер без какого-либо программирования или, в крайнем случае, при минимальном программировании [1].
Система SQLWindows является многоплатформенной средой разработки, что позволяет создавать приложения для таких платформ, как Windows-95, WindowsNT, UNIX, NetWare. SQLWindows с помощью производственного стандарта SQL позволяет получить доступ к различным типам баз данных (ORACLE, Informix, Sybase, Ingres и др.). Учитывая перечисленные возможности, АИС создана для работы под Windows-95 с возможностью доступа к базе данных ORACLE [3]. Схема реализованной связи изображена на рисунке 3. В программе выполняется точная печать информации из БД в стандартный бланк патента. Печать производится нетрадиционным образом с помощью передачи данных из SQLWindows в шаблон документа MSWinWord 6.0. С помощью специально созданных макросов шаблон создает макет, повторяющий конфигурацию бланка, и заполняет поля форм соответствующей информацией, которую он черпает из специально подготовленного SQLWindows текстового файла. Данный алгоритм позволяет не привязывать жестко форму бланка к созданной программе. В том случае, когда возникнет необходимость внести изменения в форму бланка, нет надобности менять текст программы или файлы форм отчетов, достаточно изменить шаблон документа. Существует и еще один плюс такой технологии. В созданном шаблоном макете вся информация доступна для редактирования, что позволяет пользователю произвольным образом менять ее перед выводом на печать (например расставить падежи у имен собственных). На данный момент система реализована и функционирует в вышеописанном варианте, однако планируется значительно расширить ее функции в области поддержки принятия решений. Прежде всего, речь идет об определенном аппарате математического моделирования, позволяющем обоснованно устанавливать оптимальные размеры ставок сбора за право торговли. В настоящее время размер ставок определяется исходя из результатов единичных ручных расчетов по отдельным группам предприятий. Данное положение дел не позволяет за время подготовки документов для утверждения в городской Думе просчитать достаточное количество вариантов ставок для оптимального выбора. Задачу по расчету и анализу вариантов для дальнейшей передачи их лицу, принимающему решения, может взять на себя подсистема "Патент". Алгоритм расчета следующий. Все множество предприятий программа разбивает на подгруппы по критериям: специализации (комиссионная, продовольственная, непродовольственная торговля и т.д.), размер торговой площади объекта торговли (число посадочных мест), срок действия патента, расположен или нет объект торговли на закрытой территории. Перечислены существующие критерии деления ставок сбора, на будущее можно предусмотреть их количественное и качественное изменение. Далее рассчитывается сумма поступлений в бюджет за определенный срок: S=N´T´CГ´Smin , где N – количество предприятий в данной подгруппе; T– срок, на который производится расчет, в месяцах; Cг – месячная ставка для данной группы предприятий; Smin – размер минимальной заработной платы. Расчет производят при условии неизменности существующих ставок сбора (S0) и при их изменении на новые (S). Затем определяется DS – дополнительный доход (расход) в бюджет, как DS = S 1- S0. Однако при таком подходе вывод очевиден – чем больше ставки сбора, тем больше доход в бюджет. Сумма сбора выплачивается из чистой прибыли, поэтому ограничением может являться процентное отношение суммы сбора к чистой прибыли: , где ST – сумма сбора с конкретного предприятия за определенный период; П – чистая прибыль предприятия. Тогда ограничением может являться утверждение, что средняя величина P по группе предприятий не должна превышать определенной величины (в настоящее время 6%). Список литературы 1. Раджеш Лалвани. Высокопродуктивное программирование в системе SQLWindows. / Пер. с англ. - М.: ABF, 1995. - 352 с. 2. Основы теории оптимального управления. В.Ф. Кротов, Б.А. Лагоша, С.М. Лобанов и др.; Под ред. В.Ф. Кротова.-М.: Высш.шк., 1990.- 430 с. 3. Баженова Ю. SQLWindows. SAL - язык приложений баз данных с архитектурой клиент/сервер. - М.: Диалог - МИФИ , 1996 - 286 с. |
Постоянный адрес статьи: http://swsys.ru/index.php?page=article&id=1045 |
Версия для печати |
Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 1997 год. |
Назад, к списку статей