ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Journal influence

Higher Attestation Commission (VAK) - К1 quartile
Russian Science Citation Index (RSCI)

Bookmark

Next issue

4
Publication date:
09 December 2024

The article was published in issue no. № 2, 1996
Abstract:
Аннотация:
Authors: () - , () -
Ключевое слово:
Page views: 14944
Print version

Font size:       Font:

После более чем полувековых усилий и попыток реализации генеральных планов развития Москвы 1935, 1971 и 1992 годов, а также происшедшего в года реформ резкого снижения роли отраслевого управления, градостроительное проектирование наконец признается основой решения проблем сбалансированного развития и управления городскими территориями.

В настоящее время в Москве имеется более двух десятков организаций Правительства Москвы, которым поручено заниматься основными и смежными вопросами градостроительного проектирования территории. Несколько тысяч человек считают и называют себя градостроителями, а должности и описание их функций установлены для различных подразделений аппарата управления, проектных и научно-исследовательских организаций Правительства Москвы. С возрастанием сложности проблем городских территорий следует ожидать участия в их решении все большего числа представителей других отраслей знаний.

Очевидно, эти политические и общественные достижения являются положительным результатом работы тех, кто несет ответственность за градостроительное развитие территорий. В то же время в условиях расширения инвестиционных возможностей строительства и, как следствие, увеличения числа и сокращения сроков реализации градостроительных проектов усиливается обеспокоенность общественности социальными, экологическими и прочими последствиями происходящих градостроительных перемен. Причем, ссылаясь на примеры отрицательных последствий общественное мнение требует большей обоснованности и гласности принимаемых градостроительных решений.

Успевает ли профессия градостроителя-проектировщика за этими процессами? Готова ли она и далее возглавлять проектирование города в условиях проводящихся реформ так, чтобы оно стало общественно эффективным?

На наш взгляд - нет! Несмотря на дискуссионность такого утверждения, сегодня профессия градостроителя-проектировщика полнее всего характеризуется интеллектуальным парадоксом - объем и глубина его профессиональных знаний о будущем больше, чем о настоящем. Многие болезненные проблемы организации градостроительного проектирования и реализации градостроительной документации являются следствием этого парадокса. Чем дольше он не будет разрешен, тем быстрее люди других профессий возьмут на себя проектирование города в соответствии со своими знаниями городской действительности, желанием и возможностями решения ее проблем.

Что делать для скорейшего разрешения сложившегося парадокса?

Градостроительное проектирование должно развивать свои аналитические возможности. Правильное определение целей проектирования требует непрерывного анализа городского организма и периодического выявления определяющих его параметров.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Градостроительная документация - первичная информация ТК - единая система взаимосвязанных проектных и предплановых документов, предусматривающая обязательность учета ранее утвержденных видов проектной документации при разработке последующих, служащая основой для составления программ и планов жилищно-гражданского, промышленного и коммунального строительства, разрабатываемая с учетом прогнозов ресурсного потенциала территорий, которую необходимо согласовывать с государственными органами контроля и надзора.

Прогнозируемая градостроительная ситуация - сочетание условий и обстоятельств планировки и застройки территории по совокупности градостроительной документации, определяющих прогнозируемую обстановку в городе.

Существующая градостроительная ситуация - сочетание условий и обстоятельств планировки и застройки территории, создающих определенную обстановку в городе.

Градостроительное развитие - управляемый переход от существующей к прогнозируемой градостроительной ситуации в процессе реализации градостроительной документации.

Мониторинг градостроительного развития -информационный процесс, включающий наблюдения, контроль, анализ и оценку отклонений прогнозируемой градостроительной ситуации от существующей для принятия проектных и управляющих решений.

Градостроительная и кадастровая документация (ГКД) - производная информация и документы территориального кадастра Москвы, получаемые в процессе мониторинга градостроительного развития.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В Москве в рамках градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города в соответствии с Законом РФ "Об основах градостроительства в РФ" и градостроительным уставом Москвы, проводится мониторинг градостроительного развития.

Объектом мониторинга является существующая и прогнозируемая градостроительная ситуация на территории Москвы.

Предмет мониторинга - комплексный анализ и оценка отклонений прогнозируемой градостроительной ситуации от существующей с разработкой рекомендаций для принятия проектных и управленческих решений.

Базовой организацией по ведению мониторинга градостроительного развития является научно-исследовательский и проектный институт генплана Москвы, выполняющий функции генерального подрядчика работ.

Автоматизированной информационной системой, в которой ведение мониторинга градостроительного развития осуществляется с использованием средств автоматизации, является интегрированная автоматизированная система "Территориальный кадастр" (ИАС ТК).

Развитие мониторинга градостроительного развития осуществляется поэтапно с учетом сроков создания и сдачи в эксплуатацию ИАС ТК Москвы, имеющей оборудованные рабочие места для обработки и хранения информации в окружных управлениях архитектуры и градостроительства.

Полнота и достоверность данных мониторинга определяется неукоснительным соблюдением Положения о порядке ведения территориального кадастра Москвы.

Мониторинг градостроительного развития Москвы является составной частью федерального мониторинга и ведется по единой системе за счет городского бюджета и средств внебюджетных источников.

Настоящее положение служит основой для разработки программы развития мониторинга градостроительного развития Москвы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Целью мониторинга является разработка и выпуск градостроительной кадастровой документации по оценке градостроительного развития Москвы и по ходу реализации градостроительной документации как производной информации ТК.

Основными задачами мониторинга градостроительного развития в Москве являются:

-  проблемный анализ существующей градостроительной ситуации в разрезе территории и отраслей хозяйственной деятельности населения;

-  проблемный анализ прогнозируемой градостроительной ситуации в разрезе территории и отраслей хозяйственной деятельности по этапам и расчетным срокам реализации градостроительной документации;

-  своевременное выявление и регистрация отклонений от параметров действующей градостроительной документации в процессе ее реализации и градостроительной деятельности с целью принятия мер;

-   своевременное обеспечение контроля и учета ранее утвержденных видов градостроительной документации при разработке последующих;

-   оценка градостроительного развития на произвольно задаваемую дату по результатам реализации градостроительной документации;

-   разработка стандартов градостроительной кадастровой документации.

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КАДАСТРОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Создание и обновление ГКД в зависимости от размеров наблюдаемой территории осуществляется в процессе регионального городского и локального мониторинга градостроительного развития.

Региональный мониторинг охватывает территорию Московской области с выделением территорий, ограниченных административными районами области, городской чертой Москвы, границами различных функциональных зон.

Городской мониторинг охватывает территорию Москвы в городской черте с выделением границ административных, муниципальных округов, расчетных районов и участков территорий различного функционального назначения.

Локальный мониторинг ведется в границах расчетных районов, участков территории различного функционального назначения.

Создание и обновление ГКД в процессе мониторинга градостроительного развития осуществляется на основании наблюдений, анализа базовых (исходные, фиксирующие состояние градостроительной ситуации на момент начала мониторинга), периодических (через год и более), оперативных (дежурные), ретроспективных (анализ предшествующих наблюдений и результатов) оценок.

ГКД, создаваемая и обновляемая в процессе мониторинга градостроительного развития, включает анализ и оценку на дату составления:

•  изменения границ административно-территориальных образований;

•  состояния и динамики:

-   численности и структуры населения;

-   народнохозяйственного комплекса; -расселения населения и размещения

мест приложения труда;

-   функционального, планировочного и строительного зонирования территории;

-   размещения и использования фонда застройки, памятников истории, культуры и архитектуры;

-размещения и использования объектов транспорта, транспортной и улично-дорожной сетей;

-размещения и использования объектов и сетей инженерного оборудования;

- размещения и использования элементов природно-экологического комплекса.

Перечень ГКД - производной информации и документов ТК - определяется стандартами (инструкциями, нормами и правилами) разработки, утверждения, регистрации и мониторинга реализации градостроительной документации и утверждается Госстроем РФ, главным архитектором Москвы и руководством НИиПИ генплана Москвы.

Ведение локального мониторинга с созданием и обновлением соответствующей ГКД осуществляет ГлавАПУ Москомархитектуры.

В административно-территориальных округах формируются данные локального мониторинга, характеризующие разработку, согласование и регистрацию градостроительных заключений, выдачу разрешений на проектирование и строительство на основе действующей градостроительной документации.

По результатам анализа и оценки реализации градостроительных заключений и разрешительной документации окружные управления архитектуры и градостроительства формируют и направляют в информационно-аналитический центр мониторинга и городской среды НИиПИ генплана Москвы (ИАЦ МГС) данные локального мониторинга.

Ведение регионального и городского мониторинга с созданием и обновлением соответствующей ГКД осуществляет НИиПИ генплана Москвы.

НИиПИ генплана Москвы при участии заинтересованных муниципальных служб анализирует и обобщает полученные данные из окружных органов архитектуры и градостроительства, территориальных проектных организаций, проектных мастерских института с учетом информации территориального кадастра по действующей градостроительной документации.

В ИАЦ МГС НИиПИ генплана Москвы формируются данные регионального и городского мониторинга, характеризующие реализацию действующей градостроительной документации, наличие отклонений и необходимость ее корректировки, а также уточненные перечни строек и материалы планов размещения строительства на текущие и последующие периоды в Москве.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНО-КАДАСТРОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Собственником ГКД, в полном объеме реализующим полномочия владения, пользования и распоряжения, являются:

-  Правительство Москвы, если создание и обновление ГКД в процессе мониторинга градостроительного развития финансировалось из городского бюджета или внебюджетных источников;

-  юридические и физические лица, если создание и обновление ГКД в процессе мониторинга градостроительного развития финансировалось за счет их средств.

ГКД, полученная в результате локального мониторинга градостроительного развития,

находится в полном хозяйственном ведении ГлавАПУ Москомархитектуры.

ГКД, полученная в результате регионального и городского Мониторинга градостроительного развития, находится в полном хозяйственном ведении НИиПИ генплана Москвы.

ГКД как на бумажных, так и на электронных носителях, выдаваемая по запросам потребителей, имеет юридическую силу и в дополнительных проверках и удостоверениях не нуждается.

Реализация доступа к ГКД - производной информации территориального кадастра -осуществляется в строгом соответствии с Положением о ведении территориального кадастра Москвы.

ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КАДАСТРОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

Пользователями (потребителями) ГКД ТК являются граждане, организации, государственные органы, органы городского и местного самоуправления, общественные объединения.

Предприятия, организации и учреждения, граждане, международные организации и ино- странные юридические и физические лица пользуются данными мониторинга градостроительной ситуации в соответствии с "Положением о порядке представления данных мониторинга градостроительного развития заинтересованным юридическим и физическим лицам", утвержденным заместителем премьера правительства Москвы.

Официальное представление градостроительной кадастровой документации в Правительство Москвы осуществляется ежегодно и отражает:

-изменение градостроительной ситуации за отчетный период;

-оценка градостроительного развития по итогам реализации градостроительной документации;

- предложения по включению в городской заказ работ по корректировке действующей градостроительной документации;

- программу работ по мониторингу градостроительного развития на последующий после отчетного год.

Официальное и коммерческое распространение ГКД - производной информации ТК -осуществляется в строгом соответствии с Положением о ведении территориального кадастра Москвы.


Permanent link:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=1069&lang=en
Print version
The article was published in issue no. № 2, 1996

Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics: