На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
09 Декабря 2024

Ученый и объект, художник и модель

Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 1990 год.
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Китаев Ю.Э. () - , Сейсян Р.П. () -
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 9838
Версия для печати

Размер шрифта:       Шрифт:

В этом выпуске журнала вы познакомитесь с графическими и живописными работами Владимира Владимировича Тучкевича (1929-1982), замечательного физика-экспериментатора, чья жизнь на протяжении более четверти века была связана с фТИ им. А.ф. Иоффе АН СССР.

В.В. Тучкевич известен рядом остроумных и изящных исследований по ядерной спектроскопии. Автор десятков научных трудов и изобретении, многие из которых уже нашли свое место в современной физике и технике полупроводниковых приборов, в то время как значение его последних работ еще осознается.

Набережная реки Мойки, 1979

Однако мало кто знает, что, наряду с наукой, ученый много и увлеченно занимался живописью и графикой и достиг в этом профессиональных высот. Его художественное наследие насчитывает многие десятки холстов, картона, графических листов и представляет интерес не только самостоятельный, но и как одна из граней творческого процесса одаренной личности, приоткрывающая завесу тайны взаимоотношений изобретателя с природой - объектом благоговейного изучения, подражания и ... преобразования.

Академик А.Е. Мнгдал                                                           Профессор В.Р. Регель

Одной из наиболее выразительных сторон художественного творчества В.В. Тучкевича был, безусловно, портрет. Это особенно проявляется в работах, выполненных карандашом и тушью. Несколькими штрихами он умел отразить наиболее существенное и создать запоминающийся образ. Знание психологии, индивидуальности изображаемых людей, гротескная форма многих из его дружеских шаржей придают им особую выразительность.

Перед вами предстает целая портретная галерея выдающихся советских физиков, деятелей науки и искусства.

Среди них - образ академика А.Б. Мигдала, с которым художника связывала многолетняя дружба. Мягкие пастельные тона

замечательно передают многое из того, что не находит словесного эквивалента. Эмоциональное, полное интереса к жизни лицо ученого - человека, в котором аналитическое мышление физика сочетается с ассоциативный восприятием окружающего мира. Лаконично и очень точно изображение одного из старейших сотрудников фТИ профессора В.Р. Регеля.

Выразителен портрет члена-корреспондента АН СССР В.Е. Голанта, в котором привлекает внимание живой взгляд, свойственный скорее молодости. Совершенством формы и особой отточенностью отличается шарж на профессора И.В. Грехова.

Художник сумел решить чрезвычайно сложную задачу, свидетельствующую о высоком профессионализме: ограничив себя рамками и условностями "изобретенной" формы (шахматный конь), он смог умело передать и портретное сходство, и некоторые черты характера профессора.

И, наконец, словно одним движением пера выполненный авто- , портрет. В нем, как в зеркале, нашли отражение оптимизм, критический взгляд,чувство юмора и требовательность не только по отношению к окружающим, но и к себе самому.

Обладая исключительной зри-I тельной памятью, В.В. Тучкевич редко писал непосредственно с натуры. Его отличала удивительная способность видеть прекрасное в привычном и обыденном и отражать это в своих произведениях, заставляя проникаться такими же чувствами и тех, к кому он обращался.

Набережная реки Карповкн, 1979

Кленовые листья, 1982

Озеро у села Ломоносове, 1981

Академик Ж.И. Алферов

Профессор СЛ. Капица

Профессор Б.Т. Коломнец

Профессор Ю.В. Шмарцев

Роберт Рождественский

Владимир Дунаев

Сергей Образцов

Юлиан Семенов

                                                                                                                                             

В.В.Тучкевич проявлял интерес к различным художественным направлениям - от античного искусства до авангарда. Но одним из самых его л юбимых художников был Поль Гоген со своим широким интересом к культуре самых различных направлений, стран и народов, с отсутствием предубежденности, замкнутости и снобизма. И не случайно в числе мест, которые Владимир Владимирович особенно любил, такие разные и непохожие города, как Тбилиси и Таллинн, высушенные степи и синее море

Русский натюрморт, 1978

Тарханкута и типично русские пейзажи псковской земли, деревушка Андреиково, где он провел последнее свое лето...

Творческая личность не умирает, а продолжает говорить с нами языком своих работ, которые, словно свет от далеких потухших звезд, еще долгие годы идут к нам, сообщая приметы изменчивой картины мироздания. Они не перестают волновать наши умы и сердца.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=1421&lang=
Версия для печати
Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 1990 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: