На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
09 Декабря 2024

Требования к информационной системе управления учебным процессом вуза

Requirements for information system of high school management
Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2010 год.
Аннотация:В статье приводится анализ различных автоматизированных информационных систем вузов и подходов к их построению. Рассматриваются структура и комплекс задач, решаемых с помощью автоматизации управления учебным процессом. Сформулированы требования к системам в соответствии с Болонской системой образования и с учетом новой системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов.
Abstract:The article deals with the analysis of the various automated information systems of higher educational institutions and approaches for their construction. The structure and a complex of solved problems by means of automation of educational process management is considered. In article settled requirements for automated information system of high school according to the Bologna education system and taking into account new system of a payment of the faculty of high schools.
Авторы: Андреев В.В. (jcjet88@gmail.com) - Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева (аспирант), Красноярск, Россия, Герова Н.В. (n.gerova@rsu.edu.ru) - Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, кандидат педагогических наук
Ключевые слова: рейтинг, бд, болонская система образования, арм, автоматизированная информационная система
Keywords: rating, database, Bologna education system, workbench, automated information system
Количество просмотров: 32113
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (4.03Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.25Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

На современном отечественном рынке автоматизированных информационных систем (АИС) управления учебным процессом представлено достаточно большое количество решений. АИС управления учебным процессом в основном решают задачи конкретного учебного заведения с учетом специфики организации учебного процесса, в том числе оптимизации и управления документооборотом. В условиях реформирования системы высшего профессионального образования и постановки задачи повышения качества образования возрастает потребность в разработке модульной иерархической автоматизированной информационной интегрированной системы на основе единого подхода к проектированию подсистем.

Рассмотрим некоторые АИС управления учебным процессом.

АИС управления учебным процессом Московского института стали и сплавов включает ряд подсистем: «Управление контингентом учащихся», «Учет текущей успеваемости и посещаемости», «Расчет стипендии», «Планирование учебного процесса». Основными пользователями являются: деканаты, кафедры и учебно-методи­ческое управление; управления бухгалтерского учета и финансового контроля; управление довузовского и дополнительного образования; управление приема и приемная комиссия; студенческий отдел кадров. Система обеспечивает сквозной учет контингента учащихся в соответствующих службах и структурных подразделениях вуза и решает следующие задачи: ведение единой картотеки учащихся, накопление истории изменений данных об учащемся и истории взаимоотношений с ним, в том числе формируемых автоматически на основе приказов и распоряжений; формирование стандартных форм отчетности и ведение результатов рейтингового тестирования абитуриентов по каждому предмету с возможностью расчета итогового рейтинга и формирования конкурсного ряда; формирование и сопровождение учебных планов по направлениям с учетом приоритетов, установленных методическим советом университета; расчет учебной нагрузки по кафедрам; оперативный аналитический учет и контроль текущей успеваемости студентов и посещения ими занятий.

Информационная система (ИС) учебно-уп­равленческой деятельности Белгородской государственной технологической академии выполнена в соответствии с клиент-серверной технологией, что позволяет обеспечить совместный доступ к данным с различных рабочих станций под управлением Microsoft SQL-сервера. Охватываются не только деканаты вуза, но и другие зависимые подразделения (бухгалтерия, учебно-методическое управление, кафедры, приемная комиссия и т.д.). Это позволяет оперативно вводить, корректировать, удалять необходимую информацию непосредственно в подразделениях, выполняющих часть общей работы. Раздельный доступ к данным обеспечивается системой паролей. Функциональные возможности ИС: общий список студентов; добавление, корректировка, удаление данных; просмотр данных списком и в виде карточки; поиск по любому параметру; фильтр (выборка данных) по любому параметру; упорядочение; ведение справочников (факультеты, кафедры, специальности, дисциплины и т.д.); печать стандартных документов; списки групп; аттестационная ведомость групп; ввод оценок; бланк журнала успеваемости; справка об обучении студента в данном вузе; справка для отдела кадров; список на получение страховых полисов; список студентов, проживающих в общежитии; печать произвольных документов с указанием любых параметров; формирование и печать приложений к диплому утвержденного образца; журнал успеваемости; ведомость задолжников; учет начисления стипендии; ведение списков академотпускников, отчисленных студентов и выпускников; перевод на следующий курс; формирование отчетов для пенсионного фонда; автоматизация работы приемной комиссии; ведение списка абитуриентов аналогично списку студентов; формирование и печать экзаменационных ведомостей; процедура резервного копирования данных. В качестве инструмента разработки ИС выбран Borland Delphi. Обмен информацией осуществляется при помощи SQL-запросов.

АИС «Университет» Ставропольского государственного университета представляет собой комплекс программ, объединенных в единую информационную среду и позволяющих автоматизировать процессы, связанные с управлением деятельностью вуза. Система ориентирована на сетевую среду и позволяет использовать многопользовательский режим. Функции системы: комплексный мониторинг деятельности вуза; менеджмент качества учебного процесса; хранение и обработка информации о студенческом и кадровом составах вуза, научно-методической деятельности сотрудников; расчет часов и распределение учебной нагрузки, оптимизация штатного состава; автоматизация делопроизводства, хранение, анализ планов-графиков, расписания учебных занятий и экзаменационных сессий; автоматизированное формирование расписания учебных занятий; распределение учебной нагрузки и аудиторного фонда с учетом особенностей учебного процесса, расположения корпусов, пожеланий преподавателей. Система поддерживает базу всероссийских и университетских классификаторов и справочников, необходимых для проведения научных исследований и опубликования научных достижений. В качестве СУБД используется Microsoft SQL Server 2000.

ИС «Вектор» Российского нового университета (г. Москва) предназначена для повышения качества обучения, эффективности управления вузом и филиалами, управления процессом обучения в вузе с разветвленной структурой, учета кадровой, финансовой и иной информации о студентах. Эта система создана на основе технологии Microsoft .NET. В ИС «Вектор» предусмотрено разграничение прав доступа участников учебного процесса к данным и функциям системы, их защита и безопасность.

ИС «Вектор» обеспечивает: автоматизацию большинства этапов управления делопроизводством и документооборотом; повышение надежности и эффективности обработки информации; осуществление оперативного, достоверного учета, анализа и контроля деятельности служб вуза; повышение качества информационного обеспечения руководителей разных уровней; оперативный обмен управленческой информацией между структурными подразделениями вуза. С помощью ИС решаются задачи: сбор, передача, накопление и анализ информации от различных структурных подразделений вуза, факультетов, отделов, преподавателей и студентов; накопление кадровой информации о студенте от поступления его в вуз до выпуска; мониторинг организации и осуществления образовательного процесса в вузе; учет и анализ результатов текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации студентов; контроль за движением студенческого контингента.

Основными структурными элементами ИС Смоленского гуманитарного университета являются информационно-телекоммуникационная сеть и информационный фонд. Информационный фонд представляет собой совокупность БД, содержащих сведения из различных областей и сфер деятельности университета, электронных каталогов, специального и общего ПО, а также любой другой информации, представленной в электронном виде и используемой в учебном процессе, научно-ис­следовательской деятельности или в сфере управления вузом. Основными объектами ИС являются: нормативно-справочная информация; административно-управленческая информация; информационно-образовательные ресурсы; исходные данные и результаты решения задач управления и обучения. Данная ИС применяется для решения двух основных задач: информационное обеспечение учебного процесса и научных исследований; автоматизация деятельности должностных лиц университета при решении задач управления учебным заведением.

ИС «Университет» Липецкого государственного педагогического университета позволяет накапливать и обрабатывать информацию об учебной и научной деятельности, автоматизировать процессы управления, формировать множество форм отчетностей, анализировать параметры учебной и научной деятельности вуза. В состав ИС входят следующие компоненты: учебный план; нагрузка; расписание; успеваемость; подготовительное отделение; приемная комиссия; отдел кадров студентов и преподавателей; деканат; кафедры; наука; система качества. Информационная система «Университет» разработана на базе MS Access. В системе используются стандартные элементы управления и меню, хорошо знакомые любому пользователю MS Windows и MS Office. Она может работать как автономно, так и в локальной вычислительной сети вуза. Защита данных обеспечивается средствами MS Access на уровне пользователя.

Организация управления учебным процессом института информатики и телематики Хакасского государственного университета (г. Абакан) на основе рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов предполагает проведение автоматизированного итогового контроля, наличие контроля и учета остаточных знаний, умений и навыков студентов. Данная АСУ работает с центральной БД по модели «клиент–сервер» и включает в себя следующие возможности: просмотр текущего рейтинга студента, группы, потока по каждой охваченной системой дисциплине; просмотр итоговых сводных данных сложной структуры в виде диаграмм, графиков на мониторе или в твердых копиях; динамическое формирование web-страниц на основе текущей и итоговой информации, предоставляющее возможность просмотра этой информации с любого компьютера, входящего в Интернет; ведение электронного журнала для автоматизации расчета и предоставления необходимых сведений о результатах проведения занятий по конкретным дисциплинам.

ИС «Управление качеством учебного процесса. Учет успеваемости и посещаемости» Самарского государственного технического университета предназначена для предоставления сравнительной и аналитической информации с целью повышения качества учебного процесса университета, планирования и принятия решений руководством, повышения оперативности получения информации и ее достоверности. Система имеет следующие функциональные возможности: учет и анализ успеваемости и посещаемости студентов; формирование и ведение списка специальностей и дисциплин всего университета, поддержание актуальности вводимых данных; оперативное получение актуальной информации в автоматическом режиме; учет успеваемости как по 5-балльной, так и по 100-балльной системе; формирование групп пользователей с присвоением каждому из них определенных прав доступа к информации; создание разнообразных статистических и аналитических отчетов для всех групп пользователей; контроль работы пользователей в системе. К работе в ИС подключены все кафедры университета. В ИС пользователи и их рабочие возможности разделены на группы.

В Волгоградском государственном техническом университете создана информационная среда, содержащая следующие компоненты: нормативно-справочная информация вуза (факультеты, кафедры, направления обучения, состав локальной сети АСУ вуза); текущее состояние информационной среды (личные карточки студентов, текущая успеваемость студентов, список дисциплин по контрольным неделям, успеваемость студентов в сессию, учебные планы подготовки студентов); выходные данные (ведомость по текущей успеваемости в учебной группе, ведомость по успеваемости студентов в сессию, данные о назначении стипендии). Для повышения качества обучения студентов и улучшения контроля за ходом учебного процесса введена рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Поддержка рейтинговой системы оценки знаний студентов обеспечивается автоматизированной системой мониторинга их успеваемости в виде АРМов в локальной сети. В состав АРМов входят АРМ «Ректор» и АРМ «Деканат».

Обзор существующих АИС управления учебным процессом в системе высшего профессионального образования показал, что в последние годы вузами активно разрабатываются АИС, ИС, АРМы и др. для управления учебным процессом. Однако анализ структуры и организации АИС различных вузов позволяет сделать вывод, что университетские системы управления учебным процессом не имеют общих стандартизированных подходов к построению в условиях перехода высшего профессионального образования на двухуровневую систему образования.

Определим требования, которым должны отвечать современные АИС управления учебным процессом вуза:

-    модульное построение АИС, обеспечивающее наращиваемость и заменяемость модулей системы;

-    единая технологическая база на основе единого ядра в рамках информационного пространства вуза;

-    единая БД контингента вуза, исключающая дублирование информации;

-    оперативный доступ к единой БД с разделением прав пользователей;

-    формирование электронного портфолио студента и его сопровождение в БД при двухуровневом (многоуровневом) образовании;

-    формирование банка данных по документообороту вуза;

-    формирование рейтинга студента по технологическим картам дисциплин в соответствии с Болонской системой образования;

-    формирование рейтинга профессорско-пре­подавательского состава с учетом новой системы оплаты труда.

В соответствии с упомянутыми требованиями к АИС в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина реализованы алгоритмы информационных подсистем «Рейтинговая система учета успеваемости студентов» (авторы: Андреев В.В., Герова Н.В., Ведерникова М.И., Гордеев А.Д., Сафонов К.А.) и «Рейтинговая система профессорско-преподавательского состава университета» (авторы: Андреев В.В., Герова Н.В., Ведерникова М.И., Гордеев А.Д., Тебенько- ва Т.В.). Программы зарегистрированы в Реестре программ для ЭВМ 20 августа 2009 г. Свидетельства о регистрации № 2009614421 и № 2009614422 соответственно.

В связи с тем, что большинство перечисленных требований к современным АИС управления учебным процессом вуза не реализованы в рассмотренных разработках российских вузов, необходимость дальнейшей работы в данном направлении не вызывает сомнений и требует  фундаментальных исследований в области автоматизации управления учебным процессом в условиях перехода на двухуровневую систему образования.

Литература

1.   Андреев В.В. Информационная подсистема оценки рейтинга профессорско-преподавательского состава // Программные продукты и системы. 2009. № 4. С. 135–138.

2.   Герова Н.В. Автоматизированная система рейтингового контроля знаний студентов вуза // Там же. С. 138–142.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=2456&lang=&lang=&like=1
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (4.03Мб)
Скачать обложку в формате PDF (1.25Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2010 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: