Авторитетность издания
Добавить в закладки
Следующий номер на сайте
Модель управления качеством информационно-образовательных ресурсов
Аннотация:В статье рассматривается понятие информационно-образовательного ресурса, предложена модель управления его качеством. Указывается важность обеспечения качества ресурса в течение всего жизненного цикла. Предлагается иерархическая система показателей качества, объединяющая общие факторы и факторы специализированного качества. Рассмотрена возможность выделения базовых и специализированных сервисов ресурса в соответствии с методологией ITIL/ITSM.
Abstract:In article the concept of an informational-educational resource (IER) is considered, definition is made, the model of quality management IER is offered. Importance of maintenance of quality IER on all extent of life cycle is underlined. The hierarchical system of indicators of quality IER, uniting the general factors and factors «Specialized quality» is offered. Possibility of allocation of base and specialized services IER according to methodology ITIL/ITSM is considered.
Авторы: Гусева А.И. (aiguseva@mephi.ru) - Московский инженерно-физический институт (государственный университет), доктор технических наук, Гаврилов С.И. (of-gavrilov@mail.ru) - Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Тихомирова А.Н. (aiguseva@mephi.ru) - Московский инженерно-физический институт (государственный университет), кандидат технических наук | |
Ключевые слова: информационные сервисы, специализированное качество, иерархическая система показателей качества, жизненный цикл, модель управления качеством, информационно-образовательный ресурс |
|
Keywords: information services, specialized quality, hierarchical system of indicators of quality, life cycle, quality management model, informational-educational resource |
|
Количество просмотров: 12935 |
Версия для печати Выпуск в формате PDF (4.03Мб) Скачать обложку в формате PDF (1.25Мб) |
Переход к информационному обществу характеризуется значимостью интеллектуального труда, ориентированного на использование мировых информационных ресурсов, и острой потребностью в коммуникациях между профессиональными сообществами, общественными организациями, государствами и т.д. Роль информационных и коммуникационных технологий в развитии общества фактически обусловила образование нового технологического уклада. В результате общество приступило к созданию единого мирового информационного пространства, или мировых информационных ресурсов. В настоящее время не существует единого понятия информационный ресурс (ИР). На основе стандартов и положений можно ввести единую модель для систематизации информационных сущностей (любых видов и форм), материальных объектов, кадровых ресурсов и событий, относящихся к сфере образования. В стандарте IEEE LOM (Learning Object Metadata standard) от 2002 г. информационный ресурс определяется как документ (совокупность документов), предназначенный и самостоятельно оформленный для распространения среди неограниченного круга лиц либо служащий основой для предоставления информационных услуг. В работе [1] было введено понятие распределенных обучающих систем (РОС), которые ориентируются на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. В соответствии с предложенной классификацией обучающих ресурсов выделялись компьютерные учебники, лабораторные практикумы, предметно-ориентированные среды, тренажеры, контролирующие программы, справочники и БД учебного назначения. Можно утверждать, что информационные ресурсы – вся накопленная информация об окружающей действительности, зафиксированная на материальных носителях или в любой иной форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями для решения любых задач (научных, образовательных, производственных, управленческих и др.). В соответствии с целевым назначением выделим информационно-образовательные ресурсы (ИОР) как информационные ресурсы, представленные в электронной форме, основное предназначение которых – обучение, а не просто хранение информации (контента). Систематизация рекомендаций международных стандартов в области электронного обучения позволяет утверждать, что наиболее универсальной из них является методология SCORM, предъявляющая следующие требования к системам управления обучением LMS, поддерживающим этот стандарт: доступность, адаптируемость, эффективность, долговечность, интероперабельность, возможность многократного использования. Таким образом, проектирование информационных ресурсов в формате SCORM дает возможность впервые реализовать спиралевидный жизненный цикл ресурса, когда не только контент, но и сам информационный ресурс, представленный набором разделяемых сущностей SCO, обладает указанными свойствами и, в первую очередь, многократно используется для обновления, дополнения и улучшения обучающей системы [2]. Эти достоинства методологии SCORM, используемые при создании, также учитываются в системе показателей качества. В данной работе предлагается модель управления качеством ИОР. В основе деятельности, связанной с программными системами, лежат понятия жизненного цикла и процессов, поддерживающих его. Такой подход позволяет говорить о качестве и эффективности как всего учебного процесса в целом, так и используемых при обучении ИОР. Основываясь на организационном процессе управления качеством и сопроводительном процессе гарантии качества, предлагаемая в данной работе система управления качеством предоставляет определенные гарантии того, что на протяжении всего жизненного цикла, то есть как в процессе разработки ИОР, так и при эксплуатации и сопровождении, будут обеспечены требуемые значения показателей качества. Таким образом, система управления качеством дает возможность: · установить цели качества, основанные на требованиях пользователя, для различных контрольных точек внутри жизненного цикла ИОР; · определить и использовать метрики, которые измеряют результаты действий проекта в контрольных точках жизненного цикла и оценивают достижение целей качества; · идентифицировать и интегрировать в модель жизненного цикла действия, которые помогут достигать целей качества, выполнять идентификацию действия качества; · определить набор корректирующих действий, когда цели качества не достигнуты. В этой связи первоочередной задачей является создание системы оценки качества ИОР, формирующей цели качества и метрики показателей, которая объединяет и систематизирует два направления, связанных с оценкой качества ИОР как программных систем и возможностей их использования в учебном процессе. Но одной системы оценки недостаточно, крайне важно обеспечить управление качеством на протяжении всего жизненного цикла системы, которое предоставляет определенные гарантии того, что и в процессе разработки ИОР, и при эксплуатации и сопровождении будут обеспечены требуемые значения показателей и достигнуты цели качества. В соответствии с общей теорией систем [3] с помощью принципа семантического эквивалентирования жизненный цикл ИОР можно описать как Ξ=<Ψ0, Ψ1, Ψ2, Ψ3, P0(Ψi, Ψj)>, где Ψ0, Ψ1, Ψ2, Ψ3 – модели этапов жизненного цикла; P0(Ψi, Ψj) - предикат функциональной целостности, отражающий правомерность перехода между ними. На каждом этапе жизненного цикла модель Ψi= РОС отражает необходимость представления о ней. Использование методологии управления качеством ИОР приводит к необходимости эквивалентировать систему Ξ новой системой Ξ¢: Ξ¢=<Ψ¢0, Ψ¢1, Ψ¢2, Ψ¢3, P¢0(Ψ¢i, Ψ¢j)>, где Ψ¢I=f(Ψi). Носитель Mi расширяется за счет включения множества показателей качества K и множества контрольных точек Z, а сигнатура Si изменяется за счет добавления: · предиката P1, отражающего соответствие между показателями качества ki и контрольными точками zj , в которых они измеряются; · предиката P2, определяющего, удовлетворяют ли значения показателей качества требуемому значению в данной контрольной точке или нет; · множества функций F для измерения нужных показателей качества в нужных точках; · множества функциональных отношений R, отражающего переход к следующей контрольной точке и множество корректирующих и идентифицирующих нотаций N. Таким образом, применение методологии управления качеством ИОР приводит к эквивалентированию системы Ξ новой системой Ξ¢, содержащей контур управления качеством. Сравнительный анализ специализированных аспектов качества для ИОР, универсальных для ПО, и системный подход к проблеме дают возможность предложить иерархическую систему показателей качества ИОР, одновременно учитывающую как общие требования к программным системам, в своем функционировании опирающиеся на вычислительные сети и телекоммуникации, так и специализированные требования, обусловленные областью применения в учебном процессе. В этой иерархии разработаны соответствующие шкалы измерений для каждого показателя и критерии его оценки. На основании полученных экспертных оценок были определены значимость и удельный вес каждого показателя в общей согласованной иерархии. Эта иерархия показателей совместно с их метриками и значимостью формирует главный измерительный инструмент модели, то есть систему требований качества. Модель оценки требований качества [1, 4] может быть представлена как взвешенный граф, где в качестве носителя M выступает множество пар, каждая пара содержит показатель Ki и множество его возможных значений {pi1, …, p it}, сигнатура S определяет множество отношений в виде взвешенной окрестности единичного радиуса Γ-(Ki)={(Kj, wij)}, где нормированные веса определяют относительную значимость wij показателя Kj при формировании показателя KI, . Показатели, сгруппированные на самом верхнем уровне иерархии, называются факторами Fi. К общим факторам оценки качества ИОР, как к любым программным системам, в данной работе предлагается отнести приемлемость, надежность, пригодность к использованию, эффективность, гибкость, адаптивность, переносимость, стоимость. Специфика предметной области, а именно использование в учебном процессе, учитывается через кластер факторов «Специализированное качество». К ним относятся функциональность, адаптивность, педагогическая эффективность, интеллектуальность, комфортность, актуальность. Согласованная по методу анализа иерархий Саати [5], данная модель в соответствии с полученными усредненными экспертными оценками включает в себя значимость каждого фактора. В начале развития ИОР в России кластер специализированного качества для них обладал значимостью 0,25 по отношению к кластеру общих факторов со значимостью 0,75. Сейчас, когда SCORM и другие стандарты образовательных ресурсов признаны во всем мире, акцент смещается на кластер специализированного качества, именно от него зависит успех или провал ИОР. Соответственно, проведенные экспертные оценки показывают его значимость 0,6 по отношению к кластеру общих факторов со значимостью 0,4. Эта иерархия показателей совместно с их метриками и значимостью формируют главный измерительный инструмент, то есть систему требований качества. Конкретные значения большей части показателей были получены на этапах планирования, разработки и интегрирования, некоторые - только на этапах сопровождения и эксплуатации. С точки зрения классов функциональных требований к электронным обучающим системам представляется целесообразным расширить классификацию [1] и выделить для ИОР шесть уровней специализированного качества (УСК), отражающих функциональность ИОР с точки зрения пользователя [2]. Эти уровни обеспечивают возрастающую шкалу, которая позволяет соотнести получаемый уровень системности со стоимостью конкретной разработки и возможностью достижения ожидаемого качества (см. рис.): · опубликованный электронный документ – информационный ресурс, используемый в учебном процессе, без привязки к технологиям обучения: объявление, конспект лекций, БД с учебно-методическим наполнением и т.д. (УСК 0); · программная оболочка с соответствующим педагогическим наполнением, которая используется для самообразования на локальном компьютере (УСК 1); · образовательный портал, содержащий набор единообразных образовательных элементов, распределенных по сети, и поддерживающий унифицированную систему доступа к ресурсам (УСК 2); · образовательный портал, включающий в себя систему организации и поддержки обучения (УСК 3); · система управления обучением (LMS), поддерживающая адаптируемые модели обучаемого, инструктора, модуля оценок и образовательных ресурсов (УСК 4); · интеллектуальные многоагентные обучающие системы (УСК 5). Уровни специализированного качества дают возможность представить систему управления качеством ИОР через набор информационных сервисов в соответствии с методологией ITIL/ITSM. С учетом определения, назначения и уровня качества ИОР можно выделить типы пользователей и определить сервисы, предоставляемые каждому из них. Эти сервисы могут повторяться, использовать одни и те же ресурсы для своего выполнения, а также иметь различную степень критичности простоя, уровня доступности и производительности. Но все они используются при формировании наборов показателей системы управления качеством с использованием обратной связи. Сервисом будем называть доступные через внешний интерфейс или внутренние (программные) интерфейсы ИОР, реализованные в его составе программные средства (функциональная подсистема), основная задача которых состоит в том, чтобы помогать пользователям удобно и эффективно выполнять требуемые им операции над содержимым ИОР и использовать его ресурсы. Примерами сервисов являются системы новостей и форумов, информационного поиска и персонализации. Среди всей совокупности сервисов ИОР особо следует выделить базовые сервисы, в состав которых входит их минимальный набор, необходимый для базового функционирования ИОР. В число этих сервисов входят: сервисы поиска информации и навигации, информационные сервисы, сервисы интерактивного общения пользователей, сервисы персонификации пользователя, сервисы мониторинга и статистики, сервисы экспорта и импорта информационных и функциональных ресурсов. Кроме базовых сервисов, в состав ИОР могут входить комплексные специализированные информационные сервисы, такие как сервис доступа к электронным библиотекам, сервис поддержки дистанционного освоения учебных курсов и пр. В реализации этих и других специализированных сервисов можно использовать сервисы из базового набора. Таким образом, методология ITIL/ITSM позволяет построить модель ИОР, предоставляющую пользователям определенный набор услуг и от- вечающую не только за наличие конкретной функциональности, но и за требуемый уровень качества. Литература 1. Гусева А.И. Модель оценки качества распределенных обучающих систем // Информатика и образование. 2003. № 2. 2. Гусева А.И., Гаврилов И.С., Цыплаков А.С. Жизненный цикл информационных образовательных ресурсов в формате SCORM // Информационные технологии в образовании: сб. науч. тр. XIX Междунар. конф.-выстав. М.: МИФИ, 2009. Ч. II. С. 64–66. 3. Горбатов В.А. Фундаментальные основы дискретной математики. М.: Наука. Физматлит, 1999. 544 с. 4. Компетенции работников образования в области информационных и коммуникационных технологий / А.И. Гусева [и др.]. М.: МИФИ, 2009. 256 с. 5. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий; пер. с англ. М.: Энергия и связь, 1993. |
Постоянный адрес статьи: http://swsys.ru/index.php?page=article&id=2458 |
Версия для печати Выпуск в формате PDF (4.03Мб) Скачать обложку в формате PDF (1.25Мб) |
Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2010 год. |
Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик:
- Система управления жизненным циклом оборудования
- Опыт создания электронных образовательных ресурсов в стандарте SCORM 2004
- Автоматизация прогнозного расчета стоимости эксплуатации надводных кораблей
- Архитектура и информационно-технологические инструменты комплекса программ интегрированной логистической поддержки промышленных трубопроводных систем
- Динамическая схема GraphQL в реализации интегрированной информационной системы
Назад, к списку статей