В каждом российском университете сегодня существует собственная информационная система (ИС). Несмотря на явную общность функций, выполняемых вузом, все используемые системы (типовая автоматизированная система организационно-управленческого типа и ИС управления учебным процессом) различаются функциональной мощностью, инструментальной реализацией, а также уровнями внедрения и использования.
Кроме того, многие системы имеют дополнительную функциональность – автоматизация управления инфраструктурой, например, библиотеками, научными исследованиями и другими объектами.
В августе 2009 года в Государственном на- учно-исследовательском институте информаци- онных технологий и телекоммуникаций «Информика» (г. Москва) были подведены итоги иссле- дования, посвященного использованию АСУ деятельностью вузов [1]. Данное исследование затронуло административно-управленческую, финансово-хозяйственную, учебную и научно-исследовательскую сферы управления. Общий уровень применения ИС различного назначения для автоматизации деятельности вузов демонстрируется на рисунке 1.
Анализ диаграммы показывает, что наиболее автоматизированы участки, непосредственно связанные с учебным процессом, наименее – управление научно-исследовательскими работами и стратегическое управление вузом.
В настоящей статье рассматриваются принципиальные аспекты автоматизации управления одного из крупнейших вузов Восточной Сибири – Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ).
С 1998 г. здесь ведется разработка автоматизированной информационной системы (АИС) «Университет». Ее проектированием и внедрением занимается управление информационных систем и технологий. В работах [2, 3] авторами подробно описаны возможности и структура АИС «Университет». За последние 10 лет с помощью этой системы автоматизировано большинство бизнес-процессов технического вуза.
Количество реализуемых НИОКР и других видов научных проектов в ИрГТУ постоянно увеличивается [4]. Для их своевременного выполнения и оперативного отслеживания текущей ситуации по проектам возникла потребность в дополнительных инструментальных средствах для руководителей и исполнителей работ. Существующие модули АИС «Университет» позволяют фиксировать результаты выполняемых работ, что облегчает процесс подготовки и составления различных отчетов. К сожалению, в ИрГТУ на сегодняшний день отсутствуют ИС с функциями управления НИР и стратегического управления, так как на рынке готового программного обеспечения нет специализированных систем для их поддержки.
В результате исследования [1] выявлена интересная тенденция: уменьшение числа собственных разработок в вузах и переход к проверенным продуктам сторонних разработчиков; все больше внимания уделяется не готовым и полностью закрытым системам, а системам, предоставляющим инструментарий для гибкой настройки и дополнительного программирования, что при необходимости позволяет наращивать соответствующие функциональные возможности.
Объем знаний и научный потенциал в ИрГТУ достаточно велики. Однако использование результатов интеллектуальной деятельности сотрудников университета на 100 % не представляется возможным. Это обусловлено слабой структуризацией и систематизацией информации об имеющихся трудовых и информационных ресурсах вуза.
Для решения этой проблемы предлагается построить специализированную ИС для поддержки научной деятельности университета. Основными функциями системы должны быть возможность управления научными проектами (управление НИР) и возможность стратегического планирования. Такая ИС позволит интегрировать в единое информационное пространство все аспекты планирования, выполнения и реализации научных проектов в вузе.
Информационная модель должна обеспечить унифицированное представление и хранение данных по всем проектам. Поэтому в качестве ее концептуальной схемы выбрана онтология научной деятельности, которая включает в себя базовые понятия, относящиеся к организации научных проектов (рис. 2).
Выделив из научной деятельности процесс работы над научным проектом, можно отобразить его в виде последовательности этапов (рис. 3).
В ИрГТУ уже развита и поддерживается АИС «Университет», поэтому при проектировании ИС поддержки научной деятельности следует использовать ее информационные ресурсы.
В качестве платформы для построения ИС выбран продукт MS SharePoint [5], который представляет собой программные продукты и компоненты, включающие следующие элементы:
· набор веб-приложений для организации совместной работы;
· функциональные возможности для создания порталов;
· модуль поиска информации в документах и ИС;
· функции управления рабочими процессами и система управления содержимым в масштабах всего вуза;
· модуль создания форм для ввода информации;
· функционал для бизнес-анализа.
Выбранное программное решение позволяет гибко настраивать ИС для реализации функций управления НИР и стратегического планирования.
Принципиальная архитектура ИС поддержки научной деятельности изображена на рисунке 4.
Предложенный подход обеспечивает возможность не только оперативно контролировать этапы реализации научных проектов, но и осуществлять поиск потенциальных исполнителей в зависимости от научного направления проекта. Это позволит отслеживать динамику выполнения новых проектов по их тематике и тем самым поддерживать актуальный список всех проектов вне зависимости от уровня их разработки.
Рассмотренные в статье принципиальные аспекты создания ИС управления НИР универсальны, и их можно использовать в качестве типовых рекомендаций при проектировании соответствующих систем в любом техническом вузе.
Литература
1. Тихонов А.Н., Столяров Д.Ю. Использование информационных систем автоматизации деятельности в российских вузах // Интеграция информационных систем в образовании и научных исследованиях высшей школы: матер. VI Междунар. конгр. Псков, 2009.
2. Черных А.В. Создание современных систем управления вузом: анализ проблемы и формулирование требований: тр. XIII Байкальской всерос. конф. Т. 1. Иркутск, 2008. С. 290–297.
3. Шмелев В.В., Копайгородский А.Н. Информационные системы в деятельности вуза. Там же. С. 297–302.
4. Говорков А.С. Особенности научного проекта в вузе // Винеровские чтения: матер. 3-й Всерос. конф. Иркутск: ИрГТУ, 2009.
5. Тэд Паттисон, Дэниэл Ларсон Внутреннее устройство Microsoft Windows SharePoint Services 3.0 = Inside Microsoft Windows SharePoint Services 3.0. М.: ПИТЕР, 2008. С. 448.