Современная ИТ-инфраструктура предприятия функционирует в нестационарных условиях производственного цикла, в которых требуется оперативная и гибкая перенастройка производственных компонентов для решения новых задач обеспечения предприятия и адаптации к изменению условий внешней среды. Развитие предприятия и изменение условий внешней среды способствуют развитию ИТ-инфраструктуры. Для управления этой инфраструктурой в целях обеспечения ее соответствия состоянию и бизнес-целям предприятия, а также условиям внешней среды используются системы административного управления развитием (системной динамикой) ИТ-инфраструктуры и ее выделенных компонентов на всех этапах жизненного цикла.
Задача административного управления заключается в выявлении рассогласования между текущим, прогнозным и требуемым состояниями ИТ-инфраструктуры, реализуемом в определении потребностей пользователей и требований бизнес-процессов, а также в разработке, реализации и внедрении ИТ-сервисов, позволяющих улучшить отдельные бизнес-процессы предприятия. Такая постановка задачи управления характеризуется значительной неопределенностью, связанной со сложностью выявления формализованных требований к проектируемым ИТ-сервисам. С одной стороны, в большинстве случаев невозможно оценить текущую эффективность на количественном уровне и, соответственно, сложно определить перспективные направления для совершенствования. А с другой, трудно оценить эффект от реализации конкретных ИТ-сервисов, который в большинстве случаев является показателем качества, а также соотнести его с расходами на внедрение, которые поддаются достаточно точной оценке, например, с использованием методов определения совокупной стоимости владения. Сложность и неформализованность этой задачи отмечается в известных методиках управления ИТ- и ИТК-инфраструктурой, например, ITIL, CobIT, для решения которой предлагаются экспертные методы. Использование для этой цели автоматического анализа на основе мониторинга и гибридных моделей ИТ-инфраструктуры в большинстве случаев затруднено, что обусловлено низкой адекватностью существующих аналитических и имитационных моделей, к тому же разрабатываемых только при высоком уровне зрелости систем управления ИТ. Важность рационального распределения ресурсов при вводе в эксплуатацию новых ИТ-сервисов, в первую очередь, их выбора, обусловливает актуальность разработки подходов к решению задач административного управления ИТ-инфраструктурой.
Модель организации системы административного управления
Для повышения обоснованности принятия решений по развитию ИТ-инфраструктуры предлагается модифицировать известные системы административного управления [1–3] путем совершенствования организации подсистем экспертного мониторинга и анализа. В рамках такой модификации модели организации системы административного управления изменяется процесс экспертизы путем расширения привлечения квалифицированных экспертов, специализирующихся в соответствующих направлениях ИТ-инфраструктуры, на этапе решения задач модернизации. При этом за счет эффективной организации рабочего пространства и процесса экспертизы минимизируется отвлечение экспертов на выполнение рутинных функций. Привлекаемые эксперты обеспечиваются необходимыми инструментальными средствами, через которые осуществляется их взаимодействие, а также предоставляется доступ к системам поддержки принятия решений. Постановку задачи на экспертизу осуществляет функциональный руководитель, ответственный за развитие отдельного направления ИТ-инфраструктуры, а согласование действий и подведение итогов – выделенный специалист. Объединение экспертов и инструментальных средств образует распределенную экспертно-инструментальную систему [4], частным случаем которой являются распределенные экспертно-моделирующие системы (РЭМС), создаваемые для решения сложных задач административного управления ИТ-инфраструктурой.
Особенность модифицированной модели организации системы административного управления развитием ИТ-инфраструктуры заключается во введении в ее состав распределенных экспертно-моделирующих систем (рис. 1), предназначенных для решения сложных задач оценивания состояния и подготовки предложений по развитию. Сложность задачи определяется ответственным за данное направление развития, который в своем выборе руководствуется предполагаемой ресурсоемкостью и ее значимостью для эффективности ИТ-инфраструктуры предприятия. К сложным задачам административного управления относятся совершенствование отдельных компонентов ИТ-инфраструктуры (модернизация, начальный выбор) и выбор новых сервисов для внедрения. По- скольку поток задач управления развитием для ИТ-инфраструктуры крупных предприятий имеет значительную интенсивность, это приводит к одновременному функционированию нескольких экземпляров РЭМС, образующих свою сеть. Для их функционирования используют ресурсы и возмож- ности, выделенные в рамках предприятия на сопровождение ИТ-инфраструктуры, бюджет которого обычно составляет около трех процентов от суммарных затрат предприятия. Ограниченность ресурсов и возможностей предполагает совершенствование РЭМС при их использовании в составе систем административного управления в целях повышения получаемых результатов экспертизы для эффективной деятельности предприятия. В свою очередь, это предполагает обоснование и методов распределения ресурсов между отдельными экземплярами РЭМС, и разработки модели их организации в рамках распределенной сети с учетом особенностей жизненного цикла.
Сеть РЭМС
Особая виртуальная человеко-компьютерная сеть РЭМС предназначена для решения задач административного управления. Она является генерируемой и настроена на используемое представление и решение задач.
В состав РЭМС входят следующие функциональные компоненты (рис. 2):
– распределенная система управления запросами, образующая формирование экземпляра РЭМС под запрос администратора ИТ-инфраструктуры;
– система экспертизы (в частности, очной, очно-заочной и виртуальной);
– виртуальная система гибридного моделирования, образуемая за счет разделения ресурсов собственной сети моделирования и внешних серверов моделирования (в том числе находящихся в других подразделениях организации, а также во внешних организациях и сети Интернет), объединяемых в распределенные инструментальные комплексы и распределенные базы моделей;
– виртуальная система информационного обеспечения экспертизы;
– среда взаимодействия (объединяет системы, службы и протоколы взаимодействия подсистем РЭМС);
– системы основного и административного управления процессами и ресурсами РЭМС.
Функционирование сети РЭМС предполагает создание ее экземпляров, а также обеспечение ресурсами для решения задач административного управления. При запросе администратора ИТ к распределенной системе управления запросами в зависимости от задачи формируется экземпляр РЭМС, в котором выделяется группа экспертов. По своему запросу они обеспечиваются информационными ресурсами и доступом к моделям компонентов ИТ-инфраструктуры. При этом путем создания новых моделей и методик моделирования компонентов ИТ-инфраструктуры расширяется и накапливается опыт системы по управлению ИТ.
ИТ-инфраструктура предприятия имеет множество подсистем, которыми необходимо управлять с целью обеспечения их эффективности. Для управления каждой функциональной подсистемой создаются специализированные РЭМС, обрабатывающие потоки задач в ограниченной области. Функционирование такой организационно-технической системы, как сеть РЭМС, характеризуется целенаправленным поведением участников с целью достижения максимальной эффективности подготовки принятия решений для ЛПР, ответственных за развитие ИТ. Для устойчивого функционирования сети РЭМС в ее составе выделяются периферийные РЭМС, предназначенные для решения частных задач администрирования, и РЭМС центрального домена, предназначенная для управления процессом генерации и управления периферийными РЭМС. Вопросы, связанные с рассмотрением сетей РЭМС, впервые изложены в [5], где построена модель распределения ресурсов на основе теории активных систем и разработана иерархическая модель сети РЭМС, определяющая порядок распределения ресурсов с учетом активности агентов. Иерархическая модель сети РЭМС представляет собой интеграцию моделей нескольких уровней взаимодействия в рамках системы административного управления: «ЛПР–периферийная РЭМС», «РЭМС центрального домена–периферийная РЭМС», «периферийная РЭМС–эксперты».
Использование сети РЭМС для административного управления информационно-телекоммуникационной системой
Использование сетей РЭМС в системе адми- нистративного управления ИТ-инфраструктурой потребовало создания механизмов генерации экземпляров РЭМС для решения задач администрирования из потока сложных задач. Для этого разработан экземпляр РЭМС центрального домена, в котором решаются задачи по выбору экспертов и выделению требуемых ресурсов для решения частных задач администрирования. ЛПР через РЭМС центрального домена осуществляет перераспределение ресурсов, выделенных на административное управление ИТ-инфраструктурой. Функционирование такой РЭМС обеспечивает ответственный специалист, который осуществляет поддержку технической и организационной составляющих системы и процессов администрирования. Для функционирования сети РЭМС разработаны методики, используемые ЛПР, ответственными, а также привлекаемыми экспертами. Процесс административного управления ресурсами и их перераспределения между периферийными РЭМС стандартизован и смоделирован в виде гибридной модели бизнес-процесса. Предложенные методики позволяют управлять РЭМС на всем этапе их жизненного цикла – от постановки задачи административного управления до ее окончательного решения.
Разработан прототип периферийной РЭМС путем определения ее структуры, состава и методик функционирования. Организационная компонента РЭМС включает выделенных на период решения задачи экспертов из множества доступных экспертов (как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию). Техническая часть содержит системы поддержки экспертизы, моделирования и информационного обеспечения. Система поддержки экспертизы сформирована на базе технических и программных средств и позволяет проводить удаленные и внутренние экспертизы с привлечением множества экспертов. С этой целью обеспечивается реализация очных, очно-заочных и виртуальных механизмов экспертизы. Система поддержки моделирования базируется на разработанной системе виртуального гибридного моделирования [6], реализующей среду распределенного моделирования. Данная среда обеспечивает поддержание гибридных моделей ИТ-инфраструктуры в целом и ее отдельных компонентов. Использование такой среды с доступом через веб-интерфейс позволяет повысить эффективность анализа предложений по развитию. Система информационного обеспечения предоставляет доступ к нормативной, справочной и технической информации, а также к информационным ресурсам внешних сетей, в том числе и Интернета. Для функционирования РЭМС разработан комплекс методик, который формализует ее основные процессы: порядок экспертизы, подготовку предложений, назначение экспертов, распределение ресурсов.
Практическое внедрение РЭМС-сетей позволило решить ряд актуальных административных задач:
– управление процессом назначения экспертов в состав экземпляра РЭМС из множества незадействованных экспертов с учетом постановки задач от множества администраторов;
– управление несколькими экземплярами РЭМС с целью обеспечения максимизации совокупного эффекта в условиях ограниченности ресурсов; в частности, приоритетами и очередями запросов, в том числе к разделяемым ресурсам типа уникального стенда полунатурного моделирования (такое разделение может выступать априорно или апостериорно);
– управление процессом разделения ограниченных ресурсов между несколькими экземплярами РЭМС в рамках сети.
Функционирование сети РЭМС, предназначенных для решения сложных задач административного управления ИТ-инфраструктурой, определяется необходимостью повышения адекватности принимаемых решений за счет привлечения экспертов и моделирования вариантов модификаций. Это определяет сеть РЭМС в качестве основного средства поддержки принятия решений по оцениванию и подготовке предложений по развитию бизнес-процессов, а также для обеспечения развития средств его автоматизации.
В заключение можно сделать следующие выводы. Использование сетей РЭМС как основного средства для решения сложных задач административного управления позволяет повысить обоснованность принимаемых решений по совершенствованию ИТ-инфраструктуры. Это достигается за счет объединения экспертных методов с управлением на основе гибридной модели. Внедрение сетей РЭМС в состав системы административного управления ИТ-инфраструктурой осуществляется путем использования методик управления экземпляром РЭМС на всех этапах жизненного цикла от формулирования сложной задачи до ее решения, а также механизмов распределения ресурсов и возможностей всех типов между одновременно действующими периферийными РЭМС. Функционируют такие сети на базе комплекса методик управления сетями РЭМС.
Литература
1. Гришаков В.Г., Лебеденко Е.В., Пирогов В.В. Разработка системы административного управления подразделением администрирования АСУП // Информационные технологии моделирования и управления. 2008. № 6 (49). С. 712–720.
2. Системный подход к построению информационных систем на основе жизненного цикла / Ю.И. Рогозов [и др.] // Изв. Южного фед. ун-та. 2009. Т. 90. № 1. С. 82–92.
3. Комплексное планирование модернизации информационных систем: методологические и методические основы / Б.В. Соколов [и др.]: тр. СПИИРАН. Вып. 3. Т. 1. Спб: Наука, 2006. С. 265–278.
4. Баранов И.Ю., Пирогов В.В., Христенко Д.В. Интеллектуальная система административного управления развитием корпоративной информационно-вычислительной сети // Датчики и системы. 2001. № 6. С. 42–46.
5. Христенко Д.В. Разработка системы административного управления корпоративной информационно-вычислительной сети : дис. … канд. тех. наук : 05.13.06 : защищена 20.05.08. Орел, 2008. 200 с.
6. Гришаков В.Г., Лебеденко Е.В. Моделирование организации распределенного гибкого комплекса подразделения головного администрирования АСУП // Изв. ОрелГТУ. Информационные системы и технологии. 2009. № 1/51 (562). С. 49–55.