Авторитетность издания
ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ
Добавить в закладки
Следующий номер на сайте
№4
Ожидается:
16 Декабря 2025
Фильтр Калмана как метод вторичной обработки информации с системы ГЛОНАСС
Kalman filter as a method of secondary processing of GLONASS system information
Дата подачи статьи: 09.09.2015
УДК: 519.2:621.396.96:656.1/.5
Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2015 год. [ на стр. 116-120 ]Аннотация:В работе рассмотрены методы местоопределения наземного транспортного средства на основе вторичной обработки информации, поступающей со спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Точность позиционирования транспортного средства, зависящая от многих факторов, в том числе и от метода нахождения координат, является одним из показателей эффективного управления транспортным средством, что позволяет оперативно контролировать передвижение транспортных средств, фактическое время работы транспортного средства и точность определения расхода топлива. В публикациях, посвященных проблеме местоопределения динамических объектов, как правило, не описываются математические модели и алгоритмы, а приводятся лишь конечные результаты. При этом практически отсутствуют источники, в которых была бы описана четкая алгоритмическая схема, пригодная для написания ПО. Во многом это связано с тем, что данное ПО является либо коммерческой тайной, либо интеллектуальной собственностью. В отличие от имеющихся методов контроля и мониторинга мобильных объектов авторами разработан пошаговый алгоритм фильтра Калмана, позволяющий увеличить точность позиционирования наземного транспортного средства. На основе предложенного алгоритма создано прикладное ПО, обеспечивающее в реальном масштабе времени и в режиме постобработки определение местоположения наземного объекта. Исследованы случаи подвижного и неподвижного состояний наземного транспортного средства, для каждого из которых применены алгоритм фильтра Калмана и метод наименьших квадратов, способствующие увеличению точности позиционирования. Приведена сравнительная характеристика указанных методов на основе выбранных статистических критериев и установлен наиболее точный метод местоопределения подвижного и неподвижного объектов.
Abstract:The paper discusses methods of positioning a land vehicle based on secondary processing of information from GLONASS satellite navigation system. Vehicle positioning accuracy depends on many factors including the method of finding the coordinates. It is one of the indicators of vehicle effective control. Therefore, one can quickly control the vehicles movement, their actual value and the fuel consumption accuracy. The publications devoted to the problem of dynamic objects positioning, as a rule, do not describe mathematical models and algorithms, they just display the final results. In fact there are no sources, which can clearly describe an algorithmic scheme suitable for developing software. This is due to the fact that the software is a trade secret or an intellectual property. In contrast to existing methods of mobile objects control and monitoring, the authors have developed a Kalman filter algorithm step by step. It increases the positioning accuracy of a land vehicle. The algorithm is a basis for application software, which determines the land object location in real-time and post-processing mode. The paper discusses the cases of mobile and stationary state of a land vehicle. Each case shows using Kalman filter algorithm and the least squares method to enhance positioning accuracy. There is a comparative characteristics of these methods on the basis of selected statistical criteria. The authors set the most accurate method of positioning mobile and stationary objects.
| Авторы: Болодурина И.П. (prmat@mail.osu.ru) - Оренбургский государственный университет (профессор, зав. кафедрой), Оренбург, Россия, доктор технических наук, Нугуманова А.А. (alaymir@mail.ru) - Оренбургский государственный университет (аспирант), Оренбург, Россия, Решетников В.Н. (rvn_@mail.ru) - Центр визуализации и спутниковых информационных технологий ФНЦ НИИСИ РАН (профессор), Москва, Россия, доктор физико-математических наук | |
| Ключевые слова: метод наименьших квадратов, фильтр калмана, транспортное средство, глонасс, местоопределение |
|
| Keywords: method of least squares, Kalman filter, vehicle, glonass, positioning |
|
| Количество просмотров: 19283 |
Версия для печати Выпуск в формате PDF (9.58Мб) Скачать обложку в формате PDF (1.29Мб) |
Фильтр Калмана как метод вторичной обработки информации с системы ГЛОНАСС
DOI: 10.15827/0236-235X.112.116-120
Дата подачи статьи: 09.09.2015
УДК: 519.2:621.396.96:656.1/.5
Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2015 год. [ на стр. 116-120 ]
В работе рассмотрены методы местоопределения наземного транспортного средства на основе вторичной обработки информации, поступающей со спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Точность позиционирования транспортного средства, зависящая от многих факторов, в том числе и от метода нахождения координат, является одним из показателей эффективного управления транспортным средством, что позволяет оперативно контролировать передвижение транспортных средств, фактическое время работы транспортного средства и точность определения расхода топлива. В публикациях, посвященных проблеме местоопределения динамических объектов, как правило, не описываются математические модели и алгоритмы, а приводятся лишь конечные результаты. При этом практически отсутствуют источники, в которых была бы описана четкая алгоритмическая схема, пригодная для написания ПО. Во многом это связано с тем, что данное ПО является либо коммерческой тайной, либо интеллектуальной собственностью. В отличие от имеющихся методов контроля и мониторинга мобильных объектов авторами разработан пошаговый алгоритм фильтра Калмана, позволяющий увеличить точность позиционирования наземного транспортного средства. На основе предложенного алгоритма создано прикладное ПО, обеспечивающее в реальном масштабе времени и в режиме постобработки определение местоположения наземного объекта. Исследованы случаи подвижного и неподвижного состояний наземного транспортного средства, для каждого из которых применены алгоритм фильтра Калмана и метод наименьших квадратов, способствующие увеличению точности позиционирования. Приведена сравнительная характеристика указанных методов на основе выбранных статистических критериев и установлен наиболее точный метод местоопределения подвижного и неподвижного объектов.
Болодурина И.П. (prmat@mail.osu.ru) - Оренбургский государственный университет (профессор, зав. кафедрой), Оренбург, Россия, доктор технических наук, Нугуманова А.А. (alaymir@mail.ru) - Оренбургский государственный университет (аспирант), Оренбург, Россия, Решетников В.Н. (rvn_@mail.ru) - Центр визуализации и спутниковых информационных технологий ФНЦ НИИСИ РАН (профессор), Москва, Россия, доктор физико-математических наук
Ключевые слова: метод наименьших квадратов, фильтр калмана, транспортное средство, глонасс, местоопределение
Ссылка скопирована!
| Постоянный адрес статьи: http://swsys.ru/index.php?page=article&id=4079 |
Версия для печати Выпуск в формате PDF (9.58Мб) Скачать обложку в формате PDF (1.29Мб) |
| Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2015 год. [ на стр. 116-120 ] |
Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2015 год. [ на стр. 116-120 ]
Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик:Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик:
- Распознавание и отслеживание дефектов дорожного полотна в реальном времени на основе комплексного использования стандартных вычислительных процедур и глубоких нейронных сетей
- Моделирование состояния и поведения судна на базе фильтра Калмана
- Прогноз состояния объекта на основе применения фильтра Калмана и глубоких нейронных сетей
- Алгоритм определения направления движения локализованных объектов транспортных потоков на цифровых космических снимках
- Интервально-дифференциальные уравнения в структуре нечеткого фильтра Калмана при управлении сложными технологическими объектами
Назад, к списку статей


, (1)
– вероятность наступления апостериорной оценки;
– вероятность априорной оценки;
– вероятность получения апостериорной оценки при выполнении априорной оценки;
– вероятность получения априорной оценки при выполнении апостериорной оценки.
(2)
– апостериорная оценка, полученная с помощью фильтрации;
– априорная оценка; А – матрица эволюции процесса,
; С – матрица наблюдений,
; vi – белый шум с интенсивностью R0.
вектора xi, обеспечивающего минимум квадрата ошибки (
):
, (3)
является несмещенной, если Mei=0.
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(9)
является математическим ожиданием вектора xi и служит его априорной оценкой, то есть оценкой, которая получается до измерения zi; условие
означает, что ни одна координата выходной переменной не измеряется точно;
– дисперсионная матрица ошибки
, то есть ошибки априорной оценки; Pi – дисперсионная матрица ошибки
, то есть ошибки искомой (апостериорной) оценки.
. Так как матрицы
и необходимо получить оценку в момент ti+1. Для этого строим прогноз априорной оценки
в момент ti+1, опираясь на оценку вектора состояния системы
(рис. 1).
, апостериорной матрицы
;
(f – порядок фильтра);
,
; повторяя шаги 7–9, получаем матрицу
;


. (10)